В период классицизма ярко композиционное выражение получил широтный диаметр Харькова. Новой общегородской доминантой стала 80-метровая колокольня Успенского собора (1844, архитектор Е.А. Васильев), которую дополняли окружающие ее Покровская, Николаевская и Университетская церковь. Улица Екатеринославская (бывшая Ахтырская дорога) проходила так, чтобы две ранее слободские церкви - Рождественская и Благовещенская при движении по этой улице воспринимались как своего рода "пропилеи", которые фланкирувалы ансамбль центра. При подъезде с востока по Московской дороге аналогичную роль "пропилеев" выполняли Михайловская и Вознесенская церкви. И здесь "кадруючим" элементом была церковь Святого Духа на Конной площади, построена в середине XIX в. Таким образом, в Харькове в период классицизма усиливается центральная направленность композиции и продолжает сохраняться роль периферийных доминант.