|
|
|
|
|
Поздний Палеолит - время первых религиозный воззрений, время окончательного сложения родовой организации общества. В начале позднего Палеолита появляются петроглифы; рисунки, сделанные краской, рельеф, круглая скульптура. Краска наносилась в это время примитивными кистями (клочки шерсти, пучок травы) или непосредственно руками. Она имела минеральное происхождение (окись марганца), первоначально использовалась в готовом виде, затем специально приготовлялась (растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений). Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Почти все сюжеты посвящены животным. Основной район распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири бытовала преимущественно мелкая пластика (мобильное искусство). И только на Урале в Каповой пещере обнаружены росписи эпохи Мадлен (20 - 10 тыс. до н. э.). Они выполнены одной красной краской. К более раннему периоду Ориньяк (35 - 20 тыс. до н. э.) относятся памятники: 1. Рисунок на глине. Пещера Санта-Изабель Испания. 2. Венера Виллендорфкая. Известняк высота 6 см. Австрия (из серии так называемых «палеолитических Венер»). 3. Женская голова кость 3 см. Брассемпуи. Франция. 4. Голова лани. Пещера Кастильо. Испания. 5. Голова Оленя. Пещера Фон-де Том. Франция. Постигается возможность красочной линии. Животное показывается в различных позах. Шедевры мадленской живописи Альтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон-де Том, Ляско, Руфиньяк) изображают животных почти в натуральную величину. Статуэтки женские найдены в Гагарино, Авдеево, в Сибири - Мальта, Буреть.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первобытное искусство – собирательное обозначение различных форм искусства певобытно-общинного строя.
Основные формы искусства: 1. Произведения малых форм (мобильное искусство, роспись предметов быта) 2. Монументальное искусство (живопись, графика, барельеф).
Основные группы памятников: 1. Сюжетные. 2. Знаковые. 3. Ритмические (орнамент). Искусствовед Соколова писала: «Орнамент – подчерк эпохи».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Памятники первобытно-общинного искусства были обнаружены сравнительно недавно – во второй половине XIX века на территории Франции и Испании. В то время была затруднена датировка находок, и многие не осознали их подлинность. В 1868 году в Испании была обнаружена пещера Альтамира, вход в которую был засыпан обвалом. Марселино де Савтуола, занимавшийся несколько лет спустя раскопками, обнаружил настенную живопись. Открытие было опубликовано, но оказалось сенсационным, и о нем забыли. Вспомнили лишь в 1897 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность петроглифов, обнаруженных на стенах Ла Мут (Франция). Открытия, археологические находки постоянно отодвигают вглубь веков время возникновения искусства. Основными предпосылками творческой деятельности человека являются: свободное время (излишки пищи), развитие творческого мышления (охота). Этому способствовало и зарождение первых верований. Существуют несколько теорий происхождения искусства: 1. Теория макарон (миандров). Автор Брейль. 2. Теория руки. Автор Гущин А.С. 3. Простой этап (сравнивание камня с образом животного). Автор Тайлор Э.Б. 4. Теория натурального макета. Автор Столяр А.Д. Кроме вышеперечисленных исследователей проблемы происхождения искусства и первые шаги его развития рассматриваются в работах Абрамовой З.А., Васильевского Р.С., Виппер Р.Б., Лот А., Окладникова А.П. и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В зависимости от способов художественного освоения действительности искусство делится на виды: архитектура, живопись, театр и т.д. Все виды искусства делятся на две категории: 1. Пространственные (или пластические, зрительные, изящные, по англ. Fine arts) – виды искусства, произведения которых имеют предметный характер. К ним относятся: графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, народное искусство. 2. Временные искусства (поэзия, музыка).
Существуют также синтетические виды искусств – театр, кино, цветомузыка (впервые этим занялся А Скрябин, русский композитор; Чурленис писал картины по музыкальным произведениям). Можно увидеть явление синтеза искусств. Например, архитектуры с монументальным искусством, скульптурой. Пластические искусства могут приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликация). Жанр (фр.genre – род, вид) - подразделения каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. В истории теоретического осмысления искусства предполагаются различные принципы жанрового деления – тематические, конструктивные, функциональные. Каждый жанр делится на несколько поджанров. В результате одно произведение искусства можно отнести к различным жанровым группам. Например: скульптура «Медный всадник» Э.М.Фальконе – памятник, конный памятник, портрет, исторический портрет, аллегорический портрет.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик личности, ее чувства, мысли и интеллект, пробуждает творческие способности. Главной целью дисциплины “История зарубежного искусства” является процесс познания мира через искусство, как отражение культуры человеческого общества и его эстетических представлений, с помощью конкретных художественных образов. Воплощая идеал прекрасного, достигаемый высотой поэтичности, жизненной правды, искусство способно развивать общество. История искусств представляет собой сложную картину развития и взаимодействия различных национальных культур, школ, направлений, стилей, течений, традиций, творческих личностей и коллективов, опирающихся на опыт предшествующих поколений с новым пониманием действительности. Изучение этих аспектов и является задачей данного курса. При прохождении дисциплины “История зарубежного искусства” студенты знакомятся с временными характеристиками и периодизацией мировой культуры, познают зависимость искусства от социального заказа общества, изучают специальную терминологию, профессиональные средства, используемые художниками и архитекторами различных эпох в их практической деятельности. При знакомстве с зарубежным искусством рекомендуется посещать музеи и картинные галереи, а также периодические и временные выставки, использовать хорошо иллюстрированные книги, имеющие достаточно высокое полиграфическое качество. Постепенно в процессе познания у профессионала архитектора или дизайнера в сознании формируется собственный ассоциативный ряд. При упоминании имени мастера, времени, страны или стиля память восстанавливает образы, помогающие проникнуться чувством времени или стиля. Знание истории искусств способствует плодотворному и действительно профессиональному творчеству, когда не надо тратить время на «изобретение велоситеда», а открывать новое звучание старых форм или совершенно новые формы и образы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда человечество познакомилось с металлами и стало их употреблять, наступила опять новая эпоха – эпоха более богатая, более блестящая, более подвижная. Однако металлы подчинились человеку не все сразу. Лучшие знатоки всех стран утверждают, что в большинстве областей земного шара время, когда обрабатывались только медь, бронза и золото, предшествовало той эпохе, когда вошли в употребление железо и другие металлы. Переход везде совершался постепенно. Но как начало, так и конец бронзовой эпохи, совпадающий с началом железной эпохи, в разных, иногда даже в соседних местах, должны быть относимы к весьма различным временам.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наступила новая эпоха. Европа в ту пору ничем не отличалась по очертаниям от современной, и в ней господствовал нынешний климат. Мамонты вымерли, северные олени переселились ближе к Полярному кругу; верным спутником человека сделалась собака, и он кроме охоты и рыбной ловли занялся скотоводством, а вскоре затем и земледелием; научился также прясть и ткать, лепить руками сосуды из глины и обжигать их на огне, и если кое-где еще жил в пещерах или искусственно вырытых ямах, то все-таки по большей части предпочитал воздвигать для себя хижины из кольев, глины и хвороста и покрывать их ветвями, тростником или соломой. У людей в ту эпоху начинает зарождаться вера в высшие силы, выражающаяся прежде всего в заботах об умерших и в отграничивании священных земельных участков. Когда именно началась неолитическая эпоха, существование которой можно проследить по формированию Земли, нельзя определить с точностью, как нельзя точно установить и начало палеолитической эпохи. Но конец позднейшей каменной эпохи, везде совпадающий с началом эпохи обработки металлов (хотя появление немногих металлических, особенно медных, предметов еще не дает права заключить о том, что переход из одной эпохи в другую уже совершился окончательно), в различных местностях обитаемой земли наступил в весьма разное время. В Египте и Вавилонии металлы употреблялись еще в IV тысячелетии до н. э. Каменная эпоха у североамериканских индейцев, обрабатывавших свою медь только «холодным» способом, как камень, и у островитян Тихого океана, которые еще и теперь знают лишь привозные металлические изделия, продолжается до их соприкосновения с европейцами. Что касается Европы, то можно, средним числом, принять 2000 г. до н. э. за приблизительный конец каменной эпохи, хотя юго-восток этой части света познакомился с обработкой металлов еще двумя-тремя столетиями раньше, а скандинавский север – лишь несколькими столетиями позже.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уже в течение несчетного числа тысячелетий обитали на земле всевозможные живые существа; целые миры разнородных растений и животных, частью находимых в окаменелом виде под земной поверхностью, успели возникнуть и исчезнуть, когда появился человек, завладел землей, как своим наследием, и начал побеждать всех прочих сожителей или заставлять их служить себе, насколько это было ему нужно. Когда наступит конец этого явления – нельзя сказать. Начало его окутано тьмой, которая стала освещаться первыми, слабыми и тусклыми лучами, благодаря относящимся к доисторическим временам открытиям и находкам, сделанным последними поколениями людей. Древнейшая эпоха, в которой открыты несомненные следы человеческой деятельности, – это еще до сих пор «четвертичная эпоха».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры. Это и понятно, ибо ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, такого широкого национально-освободительного движения. В общекультурное развитие включились народы, ранее не имевшие профессионального искусства. Территориальные границы изменились, и теперь почти невозможно нарисовать картину развития только западноевропейского искусства, не затрагивая искусства стран других континентов. Поэтому мы и позволяем себе в этой главе более расширительные примеры.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской революцией 1789—1794 гг. была окончательно сформирована новая эпоха и в европейской художественной культуре. По мере ее развития в новом столетии одной из главных тем в творчестве больших художников становится раскрытие трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Ставятся «больные вопросы современности», дается оценка и выносится приговор современному обществу. Человеческая личность изображается во всей сложной взаимосвязи с миром, а определение места человека в общественно-социальной жизни становится одним из главных вопросов произведений искусства: изобразительного, музыки и особенно литературы. Открытая связь творчества многих больших художников с общественно-политической борьбой, их стремление к созданию соответствующих тем и образов —характерная черта культуры XIX столетия.
|
|
|
|
|
|
|