Портреты Франса Хальса рисуют либо дружескую спайку стрелковых корпораций, либо дерзкую самоуверенность делового голландца («Стрелковая гильдия»). Типичные голландские пейзажи – ветряные мельницы, каналы со скользящими по ним лодками, серое небо – отражены на полотнах Ян ван Гоена и Якоба ван Рейсдаля. Якоб ван Рейсдаль приходит то к романтическому разочарованию, то к интимному пейзажу, где господствует свежесть реального цвета. Марины – морские пейзажи – пишутся в это время Яном Порселлисом. Анималистический жанр проявлен в творчестве Альберта Кейпа («Коровы на водопое»). Голландские натюрморты скромны по размерам и мотивам. Таковы картины Питера Класа и Вильяма Хеда. Попойки и драки в трактирах вытесняются на картинах середины века «домашними» сценами с их уютом. Каждый художник создает свой неповторимый мир (болота Рёйсдаля, крестьяне Остаде, Офицеры Терборха). Крестьянский быт отражен в творчестве Андриана ван Остаде. «Малыми голландцами» называют голландских художников, работающих в узком направлении, как правило, их картины малы по разметам, иногда величиной с открытку. Бюргерский быт описан в работах Ян Стена, Герарда Терборха. Ян стен кроме занятий творчеством был хозяином трактира («Гуляки»). Терборха ценили за искусную передачу фактуры материалов. В картине «Бокал лимонада»между кавалером и дамой идет мягкий, но настойчивый диалог. Интересны и типичны интерьеры Питера де Хоха. Особо выделяется дельфийская школа живописи (по названию города Дельфты). К ней принадлежат мастера Карель Фабрициус Эммануэль де Витте, Ян Вермер Дельфтский. Вермер Дельфтский пишет те же бытовые сцены - девушку за чтением письма, служанок за работой, домашние концерты. Замечательная цветовая гармония в картинах Вермера – одна из тайн его искусства («Головка девушки», «Вид Дельфта»). Он за всю жизнь написал 2-3 пейзажа, но как пейзажист оказался впереди своих современников. У малых голландцев интимное и частное выступает без космических ассоциаций. Голландский художник может удовлетвориться покосившимся забором, уснувшим в кабаке крестьянином, коровой на пастбище, не ставя их в связь с закономерностями всемирного порядка. Голландская живопись не рассчитана на украшение интерьера, хотя прекрасно с ним гармонирует. Насыщенное содержание вмещается в рамку небольшой картины, что требует ювелирной точности. При этом мелочность письма составляет удел некогда популярных, но ныне не высоко ценящихся Дау и Мирисов. У лучших мастеров техника живописи достигает вершины красоты, целесообразности, гибкости (Хальс, Вермер Дельфтский).