Уникальность индийской культуры состоит в том, что она, подвергаясь различным влияниям, смогла сохранить свою цельность. Она не подвергалась захватам до периода английской колонизации. Люди издревле жили в окружении пышной и щедрой природы. И если греческое искусство – апофеоз человеку, то искусство Индии – апофеоз природе, любви. Это нашло отражение в эмоциональности выражения. С древних времен на территорию Индии вторгались переселенцы с севера и запада, однако, их культура, как правило, быстро утрачивала свою самобытность и ассимилировалась, благодаря силе местных традиций. Только ислам (начиная с XII в.) сохранил здесь многие самобытные черты (черты культуры арабов, иранцев, тюркских народов), превратился в индо-мусульманское ответвление индийской культуры. Ранневосточный период (середина III - II тыс. до н.э.) развития индийской культуры оставил после себя главные философско-религиозные источники – Веды и Махабхарату. Ведические знания изначально передавались от Учителя к Ученику, позднее были записаны, но Веды сохранили описание цепочки преемственности Учения. Атман – личностное воплощение Божества, и Брахман – безличное Его воплощение, являются основополагающими понятиями Вед. Период формирования раннеиндийской культуры, период хараппы (середина II – середина I тыс. до н.э.). Хараппы – название племени. В это время встречаются как натуралистические изображения, например, буйволов, тигров, носорогов, слонов, так и абстрактные формы креста, окружности и т.д. Часто встречается изображение единорога. Самый большой город этой эпохи – Мохеджо-Даро. После заката культуры хараппов в Индию вторгаются арии. Раннеиндийское искусство соотносится с периодом буддизма (I тыс. до н.э.). Основатель учения буддизма Гаутама (564-483 гг. до н.э.) Будда (Будда санскр. –«Просветленный») родился в Непале. Первый индийский правитель Ашока (273-232 гг. до н.э.) становится покровителем буддизма. На каменных колоннах (стамбха, санскрит.) высекались эдикты Ашоки. Колонны имели высоту более 10 м. и завершались капителями с изображением животных (льва, быка, слона или лошади). Львиная капитель с изображением четырех львов, сидящих спиной друг к другу стала впоследствии гербом индийского независимого государства. Буддизм получает в своем развитии два основных направления.: • Хинаяна – Путь Малой колесницы, Узкий Путь. Просветление согласно этому Пути достигается посредством индивидуальной аскетической практики самосовершенствования; • Махаяна - Путь Большой колесницы, Широкий Путь. Согласно этому Пути просветление не требует ухода от жизни в социуме. Стремящийся к духовному развитию общается с Бодхисаттвами (Просветленными) и постепенно изменяет свой образ жизни согласно нравственным и духовным законам. Основными культовыми сооружениями этого времени являются • Ступы (место, где ступал Будда, санскрит. - макушка), в которых можно выделить центральный стержень, символизирующий Ось Мироздания (юпа), и нанизанные на него диски порядка, колеса порядка, колеса Закона (Дхармачакра). Венчающие Ось Мироздания три зонтика символизируют три ступени Небесного мира. Ступы окружались оградой с четырьмя воротами, которые символизировали «выходы» во Вселенную. Самая древняя дошедшая до нас ступа – ступа в Санчи. В других странах ступа называется дагоба, пагоды, пранг, субурган, тхат. Храмы расписывались красками земляной гаммы, также использовался синий, а в живописи встречается и зеленый. Гарбха-гриха (санскрит. – чрево храма) – внутренняя часть буддийского храма, где в центре располагалась статуя божества; • Чайтьи – храмы, вырубленные в скалах. Внутри чайтьи располагалась небольшая ступа. Много таких храмов находится в Западных Гатах (II в. до н.э.). Здесь встречаются целые скальные буддийские монастыри (вихары). Идеалом индийской красоты являлась широкобедренная, пышнотелая красавица с тремя складками на шее. Спираль в Буддизме – знак священных свитков – Сутр. В рельефе видна точность в изображении деталей. Один персонаж иногда повторяется в изображаемой сцене дважды. Типичное животное этого периода – лев (символ царской власти). В раннем рельефе изображение Будды заменено в зависимости от содержания цветком лотоса (символ Его рождения), деревом Бодхи (под сенью которого Гаутама достиг Просветления), ступой (символ периода Его жизни, когда Он проповедовал в Сарнатхе), колесом учения, дхармачакрой (символом Его вхождения в Нирвану). Часто утверждают, что изображение Будды было запрещено в буддизме круга хинаяны и только позднее, благодаря свободным воззрениям махаяны было разрешено изображать Будду в человеческом образе. По другой версии символическое изображение было обусловлено тем, что не все окружающие могли отличать Будду от простых людей, соотносить изображение с духовной символикой. В связи с этим периодом наиболее известными художественными школами являются школы Гандхары и Амаравати. Во времена классического искусства периода Гуптов (IV – VI вв.) разрабатывается теория индийского искусства. В текстах определяются пропорции, материал произведения. Придворная жизнь находит отражение в настенной живописи буддийских пещерных храмов, например, в Аджанте. Здесь сцены не отделены друг от друга рамками, а переходят одна в другую, занимая всю поверхность стены. Постепенно изменяется наземный храм (храм Дурги в Айхоле). Средневековое искусство (VI – XII вв.). В этот период ведущей религией становится индуизм (синтез буддизма и ведических воззрений). Храмы вырубаются из мягкой скальной породы, затем на них высекался рельеф, потом вынималась середина, образуя интерьерное пространство. Рельефы храма иногда являлись своеобразными пособиями по танцам. Танцующие индийские женщины – баядеры. Иногда этот период называют индийским барокко из-за обилия используемых декоративных элементов в основном снаружи здания. В зависимости от правящей династии можно выделить несколько этапов развития искусства (период династии Паллавов, период Чалукьев, период Чолов). Самыми известными храмовыми комплексами являются Бхуванешвар в Ориссе и Кхаджурахо в Бундельханде. Период Чолов – время развития средневековой Южной Индии. В XI – XII вв. власть династи простирается на часть Цейлона, Бирму, Малайю, Суматру. Архитектура продолжает традиции Паллавов. Но к храмам добавляются дворы, большие ограды. Гопурам (санскрит.) – это прямоугольная в плане высокая надвратная башня в форме вытянутой кверху усеченной пирамиды, отличительная черта южноиндийских храмов. Она возводилась над проходом. Большинство храмов посвящено Шиве. Характерно использование колонны «пухлой» формы. Ратха (санскрит. – колесница) – повозка, на которой везут статую божества при церимониях в Южной Индии. В архитектуре индуизма – это тип каменного сооружения в виде колесницы божества. В этот период раннеисламского искусства (XII – XVI вв.) разрушаются многие индуистские и джайнские храмы. Их части переносятся в мусульманские сооружения. В это время строятся мечети, медресе, мавзолеи. Первый по величине и важности мусульманский комплекс сохранился в Дели. Интересен минарет мечети Кутб-Минар (XIII в.). Индийская мечеть (мазджид) состоит из двора (сахн), обнесенного колоннадой (ливан) с несколькими входами. Главные части здания – поддерживаемый колоннами центральный неф и зал, перекрытый куполом (макскра), с нишами для молений (михраб) и кафедрой (мимбар). В большинстве центральных мечетей (джами мазджид) имеется отгороженная часть для женщин. Мусульманские школы (медресе) сходны по строению с мечетями, но центральный зал оборудован как аудитория, аркады и нефы заменены маленькими помещениями для преподавателей и студентов. Мушарабия (араб.) – узорчатые деревянные решетки, закрывающие снаружи окна, балконы; они могут быть использованы как ширмы или перегородки. Характерный признак индийской исламской архитектуры – вписывание в природу. Это связано с развитием искусства планировки садов. Типичные для ислама минареты в Индии часто отсутствуют (мавзолей Шер-шаха Сасарам, 1540-1543 гг.; мечеть Рани Рупмати в Ахмадабаде, мечеть Шаха Алама в Ахмадабаде). В Индии развиты книжная миниатюра и искусство обработки драгоценных камней. В период Великих Моголов XVI – XVIII вв. для искусства Индии не характерно мусульманское превосходство. В художественных начинаниях принимали участие индийские и иноземные художники, в том числе и из европейских стран. Акбар, правитель Индии, обладал большими организаторскими способностями. В 30 км юго-западнее Агры находится город, выстроенный Акбаром и служивший ему резиденцией – Фатепур-Сикри. В центре города расположен ансамбль Махал-и-Хааз размерами 130×90 м. В 200 км от Дели на берегу реки Джамны, стоит самая красивая в мире усыпальница. Она была построена в 1632-1654 гг. в древней столице Великих Моголов городе Агре по приказу могущественного султана Шах-Джахана. Через год после восшествия на престол он потерял свою любимую жену Арджуманад Бану Бегам, которую за красоту называл Мумтаз Махал («украшение дворца»). Окруженный четырмя башнями – минаретами пятикупольный храм сооружен из мраморных плит, поверхность которых инкрустирована тысячами самоцветов. Здание отражается в воде прилегающего водоема и словно парит в воздухе. В его гармоничных очертаниях переплелись индийские и арабские традиции. На другом берегу Джамны султан Шах-Джахан хотел построить из черного мрамора второй храм, который стал бы ему усыпальницей. Его планам не суждено сбыться. Последние годы жизни Шах-Джахан провел в качестве пленника собственного сына Аурангзеба, который захватил власть в стране. Но из окна своей комнаты старому султану хорошо был виден Тадж-Махал. Развито иллюстративное искусство. Сюжеты определяются мусульманскими текстами и ощущается влияние Персии и Передней Азии. Но в школах Раджастана и позднее в Пахари решающую роль играли сюжеты на темы легенд о Кришне. Новым индийским искусством называют искусство XVIII – начала XXвв.
Искусство Юго-Восточной Азии. Культура Юго-Восточной Азии находилась под сильным влиянием Индии. Индийские священнослужители – брахманы – часто покидали свою родину и становились пурохитами – духовными наставниками в этих землях. Культура Юго-Восточной Азии включает в себя культуру современных государств Бирмы, Таиланда, Кампучии, Вьетнама, Лаоса, Индонезии.
Бирма. Храмовая архитектура представлена ступами (пагодами), которые имеют колоколообразную форму и располагаются на многоступенчатом или сферическом основании.В столице средневекового государства Пагане воздвигают около 5000 пагод (IX-XI вв.), из которых около тысячи дошло до наших дней. Наиболее известны из них золотая пагода Швезигон (около 1000 г.) и белая пагода Швезандо (XI в.). В скульптуре главную роль играют монументальные статуи Будды. При этом Будда изображается в немногих характерных позах: • Сидяжий в позе “лотос” просветленный Будда; • Стоящий и благославляющий Будда – Великий Учитель; • Лежащий, опершись щекой о правую руку Будда в состоянии Нирваны.
Таиланд не считая коротких периодов оставался верен буддизму, как и Бирма. Здесь возводятся ступы (Луанг Соп Саве в Аютии, 1550 г.; Ван Чеди Чао Пья Тхаи в Аютии, около XIV в.). Множество статуй Будды отличаются своеобразием тайского стиля. Богато стилизованная уже в древней каменной скульптуре прическа превращается в своего рода корону с рядами упорядоченно расположенных завитков.
Кампучия и Лаос являлись в средневековье одним государством. Расцвет искусства наблюдается в X-XIV вв. В зодчестве название стилей идет от названия значительных построек: стиль Бапхуон, стиль Ангкор, стиль Байон. Начало строительства храма Ангкор Ват - 1122г. (территория Кампучии). Камбоджийский царь Сурьяварман II повелел воздвигнуть посвященный Вишну храм, который стал его усыпальницей. Основанием храма является платформа 1500×1300м., вокруг которой расположен канал шириной 200м. Самая высокая из пяти ступ имеет высоту 54м. Вдоль дороги, ведущей к храму - скульптуры львов и нагов (змей). На постройку Ангкор Вата пошло столько же камня, сколько на постройку пирамиды Хеопса. Рельефы одной из террас тянутся более чем на 1 км при высоте 2м. Основные сюжеты – сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты». Первоначально рельеф был раскрашен и покрыт позолотой. Анкор Ват производит впечатление воспарившего над жунглями кружева. Он является центром огромного комплекса из 200 храмовых построек, занимающего площадь в 260 квадратных километров.
Вьетнам. С ранних времен районы Южного Вьетнама оказались в русле типичного для Юго-Восточной Азии развития с определенным индийским влиянием. Однако на севере уже с I в. н.э. складывается сильное китайское влияние (Тхан (ступа) вата Арам, Луангпрабанг; Тхан Дам Вьентьян, XVIв.).
Индонезия. Расцвет искусства начался в VII – VIII вв. Это индо-яванская культура (влияние Индии на острове Ява). Название «чанди» (храмовая постройка) идет от имени Чандика (индийская богиня смерти) и первоначально связывалось с погребальными ансамблями. Наружные рельефные украшения храмов просты. Над входом обычно располагается кала – лицо без подбородка, символизирующее время. Уникальное произведение Центральной Явы – Боробудур – напоминает конструкцию ступы колоколообразной формы (дагобы). Боробудур символизирует гору Меру – древнеиндийское представление о центре Мира. Пять нижних квадратных террас комплекса символизируют мир Земли. Расположенные выше три круглые террасы символизируют мир Неба. В центре самой верхней террасы находится святилище, олицетворяющее абсолютную духовную свободу – Нирвану. На этой террасе расположены огромные каменные фигуры в форме колоколов. Посетители могут подняться к ним, лишь последовательно пройдя все террасы комплекса – путь около 5 км. Рельефы нижнего яруса – жизнь Будды, рельефы верхних ярусов – жизнь ботхисатв. Не случайно название Боробудур переводится как «Много Будд». На юге Центральной Явы в долине Прамбанан располагается известное шиваитское святилище.