Греческое искусство делится на периоды: 1. Искусство гомеровского периода (XI-VIIвв. до н.э.) 2. Архаика (VII-VIвв. до н.э.) 3. Классика: ранняя – 1 пол. Vвв. до н.э.; высокая 450-430гг.. до н.э.; поздняя кон. V-IVвв. до н.э 4. Эллинизм.
Гомеровский период. Основными источниками сведений об этом периоде являются «Илиада» и «Одиссея». В это время постепенно складывается классовое общество, формируется мифология. В искусстве изготовления и росписи керамики продолжают развиваться крито-микенские навыки. Складывается геометрический стиль росписи, в котором используется геометрический орнамент (афинские вазы VIIIв. до н.э.). Позднее в свободных квадратах орнамента появляются стилизованные фигурки людей, растения. Здесь часто встречается солнечный знак – свастика («Дапилонская амфора»). Первые «жилища богов» строятся на каменном фундаменте из дерева и сырцовых кирпичей.
Архаика. Это период сложения рабовладельческой демократии. Формируются города-государства – полисы. Основным строительным материалом становится камень. Появляется дорический ордер (храм Аполлона, 540г. до н.э.). Развитие гимнастического воспитания, Олимпийские игры, сама жизнь формирует в сознании греков идеал красоты. Это нашло отражение в статуях обнаженных юношей, которые могли изображать и богов, и людей. Их называли куросами (в переводе означает «юноша»). Скульптуры оставляют ощущение покоя, монументальности. Уголки губ на лицах чуть приподняты, что создает так называемую «архаическую улыбку». Изображение волос декоративно. Руки прижаты к телу. Это обусловлено технологией изготовления скульптуры из единой, ограниченной по размерам каменной глыбы (курос с мыса Сунлон, мрамор, 600г. до н.э.; курос из Тенеи, мрамор, 560г. до н.э.; курос из Аттики, мрамор, 600г. до н.э.). Мастер придавал глыбе четырехгранную форму, затем наносил рисунок будущей фигуры. Во второй половине VIв. до н.э. на острове Самос, а затем и в других городах Эллады появляются первые бронзовые скульптуры. Женские изображения – коры. Афины становятся центром культуры. В вазописи орнаменту уделяется меньше места, чем сюжетным изображениям. Складываются стили вазописи: 1. Ковровый; 2. Чернофигурный; 3. Краснофигурный. В краснофигурных вазах мифологические сюжеты уступают место жанровым сценам. До нас дошли имена некоторых мастеров вазописи: Евфроний, Евфимид. Расцвет искусства вазописи приходится на VII-VIвв. до н.э.
Основные термины искусства: Архитектоника – соразмерность художественных произведений. Кариатида – женская статуя, поддерживающая перекрытие. Кейсоны – квадратные углубления на потолках, сводах, куполах. Орхестра – сцена в древнегреческом театре. Театрон – места для зрителей в театре. Наос – центральная часть древнегреческого храма, где находилась статуя божества. Пальметта – скульптурно-декоративный орнамент в виде стилизованного листа. Аканф – стилизованное растение.