Навигация
Обмен ссылками

 

Искусство Западной Европы в 19 веке.

автор: jatusia1992
От мифологизированного изображения к реальной жизни. Искусство 1 пол 19 века стремиться найти явления настоящего. Позже не только возвеличивают современность, но и обличают пороки. Показ современности, но еще разные варианты.
Архитектура 1 треть 19 – завершающий цикл. Ампир (от impire). Режим, требующий прославления и возвеличивания. Как и в эпоху революции, Наполеон обращается к римской империи. Апеллирует к формам римской империи. Москва после 1812. Связан стиль с победами, триумфом. Наш и французский ампир. Пафос, величавость, ориентация на Рим.
1806-1823 – Б. Виньон- церковь Мадлен.
Копирует римский периптер. Археологическая точность.
Триумфальные арки 1806-1807 – Персье и Фонтен. Копия с Рима 1836 – Шальгрен – Арка на пл. Звезды.
Упадок искусства и архитектуры.
Эпоха эклектики. Воспроизводят разные исторические стили. Но цитаты из римского наследия – это де-факто начало такого процесса. Исчерпываются старые возможности оформления. Другого типа конструкции. Применение каркасных конструкций на базе Fe несущих балок и стоек. Конструктивная сторона опережает эстетическую. Из-за этого разрыва и возникает эклектика, нужно хотя бы что-то.
Живопись Также прославляющий стиль.
Давид – Наполеон. Первый живописец короля. Впрок искусству не пошло.
Коронация. – типичный ампир.
1812 – время крушения идеалов. На протяжение жизни 1-2 поколений. Вырастает «обманутое» поколение. Сначала царство разума, которое обернулось кровью, и Наполеоновские рухнувшие замки. На смену рациональности выходит (вместо классицизма) романтизм (еще раньше появляется в литературе и музыке).
Струя развивается в противовес классицизму. Игра без правил. Единственная норма – свобода волеизъявления творческой личности. Сюжеты необычные (необычный человек в обычных обстоятельствах). Экзотика – МА, рыцари, восток и пр. Возникает не только красочная романтика, но и новое осмысление реальности.
1819 – Жерико. Плот Медузы. Корабль «Медуза». Капитан получил назначение по протекции, но был спасен.
Несколько дней прожили в бурю, пока их не подобрали. Была картина воспринята как аллегория бедствия современной Франции. Из-за халатности люди гибнут. Но люди оказываются сильнее, живут надеждой. Чувства переданы в преувеличенном стиле.
Сегодня это нормально, а для людей того времени «слишком». Жерико злоупотребил.
Речь-то идет о современниках, а не о римлянах. Патетическое переживание злободневности.
Делакруа.
1824 – Резня на Хиосе. Начало греческой революции (были под турецкой властью).
Часто кровь, мрак.
1827 – смерть Сарданапала. Экзотика, буйство красок, страсти.
Интересует сама стихия живописи – краски, свет. Прокладывает дорогу импрессионистам.
1838 – Портрет Шопена.
Бледный лик, контрастные тени, фон, романтическая стихия, которая должна изливаться свободно.
Но снова революция 1830 – Свобода, ведущая народ (свобода на баррикадах).
Опять трупы, неприглядность смерти.
Энгр Начинает при ампире. Не вписывается никуда. Красота, портреты, легкая идеализация.
Спокойное достоинство, значимость личности (это уже сродни романтике). Остается хранителем вечных ценностей. Экзотика его не интересует. Только вечная красота.
1806 – портрет мадмуазель Ривьер 1814 – Одалиска Турецкая баня. Хранит красоту женщин, верен себе всю жизнь.
1830е – Реализм С критическим настроем или нейтральный Домье работал как график (гравюры на камне). Многочисленные серии, нацеленные на бичеване пороков, иногда политическая 1831 – Гаргантюа. Карикатура на Луи Филиппа. Развивается сатирическая графика.
Если совсем крамольные – иногда даже преследовали. Едкий, язвительный критик пороков общества. И высших слоев, и бытовой план.
Но когда берется за кисть – пафос исчезает. Живет жизнью людей третьего сословия.
Горожане и не только. Не никакой насмешки, даже нет гнева. Только человечность, симпатия.
1850-53 – Домье. Ноша.
Раньше была видна красота, а теперь все ужасы жизни. И не чернушный вариант, а чтобы все почувствовали, пережили и поняли.
1863-65 – Вагон 3 класса.
Вообще похоже на 20 век. Эффект недоделанности, свобода обращения.
Архитектура в застое, а живопись каждые 10 лет дает новые шаги, новых людей. Даже не ищется значительное явление.
1849 – Курбе. Дробильщики камня. Крестьянский сын и самоучка.
Изображает себеподобных простых людей. Причем так, как изображали полководцев.
Огромные полотна во всю стену. Эффект величия, торжественности. Но простые люди, занятые трудом. Это не меньший подвиг.
1849 – похороны в Орнане Его родной город. Размером со стену. В гипертрофированном достоинстве. Делает это в пику академизму. Тогда больше всего ценилось то, чтобы по качеству хуже – салонные портреты, Венеры, мифологические сюжеты, пышные композиции.
Академия – монополист в сфере образования и продвижение художника. Если не в системе – никто.
И выросло поколение людей, которые отказались. Хотят писать жизнь и современность как есть.
1855 – его картины не приняли в салон (как раз от академии создается). Рядом построил хижину из досок. Написал «реализм» и выставил картины и дал брошюры.
Желающих оказалось много.
1855 – Мастерская художника.
Себя, знакомых, коллег, публика, и под видом натурщицы изобразил саму жизнь, которая пришла к нему в мастерскую. Все равно академический язык таким образом.
Жан-Франсуа Милле. Классно изображал крестьян (а у Курбе были пролетарии). Жил в деревне, знает сельский труд, живет в ритме природы. Сбор урожая.
1850 – Сеятель.
Анжелюс (вечерний звон). Люди останавливаются, чтобы помолиться.
Тонко, красиво, закономерно. Показывает героев крупным планом. 1-2 персонажа на фоне земли 1857 – Милле. Сборщицы колосьев.
Это просто обычай, а не унижение. Никакого обличительного пафоса. Обработанность и ритмичность в движениях женщины, вписанность в круговорот. Человек живет в одном ритме с природой, он неотделим. Внутренняя красота. Обволочка воздушной среды, тонкий колорит, сумеречные тона.
Пейзаж ранее был снабжен мифологией, бытом. А теперь прямой пейзаж.
1830 – Камиль Коро. Пейзаж в Манте.
Маленькие картинки с натуры. Важно запечатлеть конкретный облик конкретного места. Пейзаж-настроение. Верующий. Прекрасный момент времени.
1865-70 – лодочник в Монтефонтене.
1848 – снова революция во Франции. Король перестраивает Париж по плану Османа.
Система прямых улиц, которые все простреливаются. Узловые площади.
1861-1874- Гарнье. Опера.
1861-74 – Гарнье. Опера. Эклектика. Купол такой можно построить только из железа.
Декорация эпохи Ренессанса или барокко. У нас псевдорусский стиль, Нео ренессанс и пр. Чем больше украшений, тем шикарнее.
50е-60е – новые архитекторы, которые экспериментируют.
Лабруст. Библиотека св. Женевьевы. Внутри. Легкость, ажурность, тонкость, возможность освободить пространство.
1862-1868 – Национальная библиотека. На тонких ножках огромные купола.
2 пол 19 века – яркий период.
Живопись.
Новое поколение художников, которые решают, что живопись никому ничего не должна. Она – самодостаточная сфера духа. Сама по себе ценна, имеет право не обращать внимания на прошлое, будущее, современность.
Эдуард Мане. Начинает с жанровых картин.
1859 – Любитель абсента.
1860е – слава.
1862 – музыка в Тюильри. Героя нет, смысла тоже. Смысл в красоте самой жизни.
Выхваченный будто специально кадр. Нет центра, смысловой оси, срезаны края картины так, будто за ней тоже движения, цветовые и световые пятна мельтешат – все как движение бесконечное. Через краски, композицию, свет. Жизнь вообще интересует как постоянно изменяющийся поток.
Учитель импрессионистов. А сам пошел дальше, переключился.
1863 – Завтрак на траве. Шок, публика набросилась.
1863 – Олимпия (как Олимпия Тициана, по тем временам некрасивая, кстати) приставляли охрану. Из-за вызывающей позы. Хотя картина как у Тициана.
Публика не поняла смысл. Смысл был чисто художественный. Воспроизводит картину «сельский…» Джорджоне. Понять могут только живописцы. То же самое помещает в реальность. Красота вечна.
А ему просто захотелось как и Джорджоне вписать по новому (не вибрирующие мазки, а пятна).
Тип быстрого восприятия. Новая система видения. Если не вглядываемся – то людипятна вокруг будут. Это чисто художественная задача. Решили, что вызов, наглость.
Увлекается старыми мастерами.
Ученики же подхватили первую идею.
Клод Моне.
1870 – Клод Моне. Пляж в Трувиле.
1873 – восход солнца. Впечатление.
В галерее знаменитого фотографа Надара. Всех художников окрестили импрессионистами. Повышенное внимание к эффектам освещения. Все только с натуры. Жизнь как есть, целиком, не выбирая. Интересует нечто подвижное, изменчивые эффекты освещения.
Фиксируется с большой степенью достоверности. Открытые мазки, незаконченная поверхность. Находка, получившая широкое распространение. Открывается процесс создания картины.
Открывают законы человеческого восприятия. Возможности живописцев меньше, чем в природе. Белизна стены в жизни намного сильнее, чем в тюбике. Но можно класть рядом усиливающие впечатление цвета.
1873 – Бульвар капуцинок. Поток, вихрь, мельтешение.
Часто прибегают к сериямю 1893-94 – Собор. Утро, день, вечер Писарро. Утро. Солнечный свет на снегу.
1874 – Сислей. Белый иней в Сен-Мартене.
1876 – Ренуар. Был в Млуен де ла Галет.
Люди, кабаре, танцы, смех, разговоры. Кадрированные края, потому что неважно – это сейчас изменится.
В портрете тоже новое. Нет желания проникнуть внутрь.
Цвета ярче, контрастный фон, рефлексы, пиршество, буйство красок.
Поздний Эдуард Моне 1881-82 – Бар в Фоли-Берже. По Веласкесу.
Бесконечное дробление композиции. Смаковать можно бесконечно.
1875-77 – Дега. Репетиция.
Балерины, лошади и пр. Маньяк движения. Предвосхищает кинематограф.
Как раскадровка. Чтобы усилить наше восприятие, он скрывает верхнюю часть тела балерины. Как пружина: балерины сзади подпирают других балерин. Приемы работаю в кинематографе. Но до него еще лет 20.
Быстро сходит со стены.
Постимпрессионисты Пуантилизм Жорж Сера 1884-86 – Точечки чистой несмешанной краски. Яркость и светоносность, но живость и естественность уходит.
Поль Сезан. Из Парижа в прованс. Имп – ищут как видит человек, пишет жизнь как ее видит. А он обратным путем – его интересует суть явлений. Не как есть, а как человек это представляет. Пытается ощупать первооснову формы. Как 3D сочетать с плоскостью картины. Трехмерную суть показывает, а затем выпрямляет и выбрасывает на картинную плоскость. Поиск общего знаменателя натуры и живописи.
1887 – Натюрморт с комодом. Пейзажи, натюрморты, реже близкие.
1895-1900 – натурморт с черепом.
Невнимателен к фактуре – ему это не нужно.
Понимает, а затем схлопывает картину в картинную плоскость.
1890 – Гора Сен-Виктуар. Авангардисты считали его своим прародителем.
Ван Гог. Голандец-самоучка. Начинал жизнь лютеранским пастером.
Едоки картофеля. Работу видел как продолжение евангельской проповеди. Самый субъективный из возможных. Трансформирует реальность, чтобы передать как он чувствует. То же, что экспрессионистов.
Шахтерские поселки в Бельгии Затем Париж.
1888 – Красные виноградники в Арле. Все пропускает через себя. Расплавленный поток, который искривляет перспективу. Энергия, кипящая лава. Жар, тепло, плодородие.
1889 – Ночное кафе в Арле.
Тот же красный свет страшный. Напряжение. Место, где можно сойти с ума или совершить преступление.
Гипертрофированность. Мазки буквально ползут. Чувствуем силу, шероховатая фактура, энергия.
Сходит с ума.
1889 – Звездная ночь. В Сен-Реми наложил на себя руки.
Как симфония мироздания.
1889 – Поль Гоген. Кафе в Арле.
Недолго работали вместе, примерно полгода. Пытался навязать свою манеру Ван Гогу.
Отказался от трехмерности. Превращает картину в декоративное панно. Пятна, куски.
Невсегда понятно, что происходит. Нет атмосферы тревожности, но здорово сделанная композиция. Новая живописная система – живопись может иметь свой собственный язык. И долго ищет, какие идеи воплощать. Идеал нашел на Гаити. Жизнь на лоне природе, человечество не испорченное цивилизацией.
1893 – Женщина с плодом. Аллюзия с прошлой цивилизацией. Как Ева.
1899 – Сбор пладов.
Цепь аллюзий. Гоген перешел к условному языку, напоминающему икону.
Африканская гравюра, японская гравюра, наши иконы – стали очень актуальны, потому что идет поиск нового языка. Живопись снова ищет содержание.
Созвучен другим представителям.
Символизм Осознается обыденность, пошлость позитивизма и противопоставляется все высокое.
Кто-то ищет идеала на Гаити, а кто-то в литературе. Туманный язык намеков, которые не могут полностью описать идеал.
Параллельно 1893 – Дени. Музыка в священном лесу. Отказался от конкретики и 3D, свел все фигуры к силуэту. Вот и получились музы.
1879 - Пюви де Шаванн. Девушки на берегу моря.
Сразу набор ассоциаций. Картина как плоскость, а фигуры как силуэты. Разум перестраивается на мир символов, идеалов, которые до конца выразить не могут, но мы додумываем.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей