Додинастическая эпоха Палетка Нармера Храм Гора в Иерокомполе. Базальт. Правитель Верхнего Египта убивает правителя Нижнего Египта. Знак Верхнего Египта преобладает над знаком нижнего Египта (Гор-Сокол восседает над ростками папируса) Оборотная сторона – победное шествие правителя уже в двойной шапке и тела поверженных врагов. И емкая форма и более полное повествование Черты: 1. Значимость придется размером, а остальное – вокруг. 2. Божественная помощь. Фараон – божество Сокол вытягивает ниточкой жизненную силу из папируса 3. Каноны: центр, несколько зон (вверх, низ), изображение максимально полное (профиль, чтобы был виден нос, большой четкий глаз, по две руки и ноги, голова, руки и ноги – профиль, плечи – фас) → показатель очень развитого образного мышления 28-23 ВС – Древнее царство Пирамиды Хуфу, Хафран, Менкаура Огромный размер Пирамида Хеопса – 146 м (50-этажный дом) 20 лет строили Блоки (2 000 000 штук) Демонстрация сверхчеловеческого могущества фараона, огромной неограниченной деспотической власти не только над людьми, но и над природой. Правильная форма → принадлежит к миру божественного, идеального Пирамида – дом души фараона. Для загробной жизни необходимо сохранить тело → мумификация Мастаба (прежние границы) – просто подземная камера Погребальные камеры, ложные погребальные камеры, переходы. Хотя от разграбления не спасло, и именно поэтому находкой стала гробница Тутанхамона. Сфинкс – связь фараона с миром божественным, лицо фараона Хеопса. Заупокойные храмы. Открыты и доступны для людей начиная со Среднего Царства. Внутри – статуи богов и фараонов. Архитекторы и скульпторами часто были именно жрецы. Фараон Микерин и две богини из некрополя в Гизе. Четкая идеализация. Отличие от нашего мира. Скованность движений, ходят только прижав руки по швам и левая нога впереди. Знак, обозначающий движение в вечности. Все, что изменяемо – жизнь. И все временное убрано, оставлено только существенное. Мускулатура лишь намечена. Деталей нет, тела несколько идеализированы. Рахотеп и Нофрет Парная статуя из Каирского музея 28 в ВС (дублер мумии), если тело не сохранится, то душа вселится в статую. Чтобы душа могла тело узнать, то статуя должна быть похожа → преу=красное умение достигать сходства. Мужчины – охра, женщины – белый цвет. Голова похожа на шар, подведены и инкрустированы глаза. Царевич Каапер 26-25 ВС «Сельский староста» (Был похож на реального персонажа из деревни) Из дерева → очень тонкая обработка Голова статуи Хемиуна Архитектор Гробница Менкаура Скальная гробница На стенах гробниц изображало то, что нужно в загробном мире. Изображение и скульптура фараона, его жены. Очень много жизненной конкретики (рабы подносят яства и пр) Организация изображения на подобие математической схемы и четкой логики → сакральность, потому что только в загробном мире все может быть идеально. Несмотря на математичность изображения, поводки животных прекрасно подмечены. В этот период заложены основы египетского искусства. Затем хранили преемственность, они гордились связью с предками. Они помнят не 3-4 поколения, как греки. 21-18 ВС – Среднее Царство Фараон Ментухотеп Теперь акцентируют свое сходство с предками Каноны сохранены, легко перепутать. Храм Ментухотепа Пирамиды меньше, имели каркасную структуры (внутри пустоты), и поэтому для нас не дошли. Уже просто символ преемственности Аменемхет III Варианты: в Эрмитаже, Пушкинском музее, в детстве В Пушкинском: базальт, жевалки у рта, скулы, уши. Художник нашел характер – твердый, энергичный, решительный. Повышенный интерес к деяниям. Нужно доказать, что лучше. Появляется стремление подчеркнуть индивидуальность. Рельеф с саркофага царицы Кавит Тонкость появляется и в изобразительном искусстве, больше изощренности Иртисен: «Я был художником, опытным в своем искусстве, превосходящим всех своими знаниями... Я умел (передать) движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного... выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего старшего сына... Я видел творение его рук как начальника работ в каждом ценном камне, от серебра и золота до слоновой кости и эбенового дерева» Изображали движения, уже тогда это ценилось Комплекс Бени Хасан Район Фив Гробницы знати распространяются. (гробница Хнумхотепа) Канон то же, но больше гибкости не только в главной фигуре, но и у второстепенных, больше красок, даже сцены борьбы. Человеческое зрение не сразу стало различать много цветов. (Как музыкальный слух, как оттенки) 16-11 ВС – Новое царство Изгнание гиксосов Главные святилища, посвящённые Амону: Храм в Карнаке Главное святилище Амона-Ра. И каждый фараон считал своим долгом что-нибудь там построить. Пилоны – стены или столбы, которые блокируют вход (как ворота, но не закрываются) Статуя Амона в центре, к нему «путешествие» Чередование закрытых и открытых помещений. Помещения нанизываются на одну ось – открытое пространство с палящим солнцем и тень. Принцип контраста – простейший принцип архитектуры. Оперирование очень простыми и действенными способами воздействия. Цель - подавить человека и показать его ничтожность перед богами. Высокие колоны, огромные камни. Формы заимствованы у природы: стебли папируса, цветы лотоса Стены густо испещрены надписями. По сути как летопись. Храм в Луксоре 15-13 века Зодчий Аменхотеп Вход маркирован пилонами, затем дворы и залы. Храм Хатшепсут Заупокойный (правый, а Ментухотепа был левый) Фараоны новой династии утверждаются. Специально ставит свой храм рядом со старым – преемственность, но он больше. Часто представлена как мужчина Хатшепсут В США статуя как женщина. Хрупкость, тонкая проработка тела и лица, появляется нежность и мягкость в линиях. Тутмос III Пасынок Хатшепсут. Но такая же нежность и мягкость. Рельеф гробницы Рамеса Кон 15 Тонкие черты лиц, на грани слащавости и миловидности. Сложные прически, украшения Несут воины предметы роскоши Гробница Неб- Амона 15 в ВС Очень много плавности и цветов, хотя главные каноны сохранены Там же фреска с изображением плакальщиц. Художник ищет разные повороты, фигурки хрупкие, тонкие. Конкретный интерес к изображению невидимого. Детализация. Интерес и к внешним, и к внутренним признакам. Фараон Эхнатон 1 пол 14 в ВС (Амарнский период) Единственный разрыв Египта со старой традицией Новая идеология: вызов материальному благосостоянию. Не строятся пышные храмы. Атон изливает благодать и милость на всех. Поклонялись под открытым небом, нет пилонов и колонатов. Только статуи. Головной убор, поза, знаки власти. Но очень ярко подчеркнута индивидуальность. По сути, это карикатура – самая характерная черта преувеличена. Прием нужен для большего потрясения, ибо это нужно для новой идеологии. Причем это не смешно. Это госзаказ. Тоненькие, неустойчивые фигурки, которые как тростинки стремятся к солнцу. Показано душевное горение. Эхнатон с семейством Фараон ласкает своих детей. Нефертити Время духовной наполненности, чуткости. Уловлена внутренняя закономерность. Чувство внутренней гармонии. Равновесие между индивидуальным и идеальным. Рельеф из Амарны 2 пол 14 Излишняя манерность, Трон из гробницы Тутанхамона Слащавость, миловидность Возвращение реставраторской линии Рамзес II 1 пол 13 в ВС Много новых статуй, постройки храмов. Монументальность, статика. Но тонкость и деликатность сохраняются в лицах. Прочувственное и многогранное выражение. Храм Амона в Луксоре 15-13 в ВС Карнак Рельеф Рамзеса II Абу Симбел, храм Рамзеса II 1 пол 13 – скальный храм. Перенесен при строительстве плотины. Повышенная мощь, монументальность, крупные формы