Навигация
Обмен ссылками

 

Западно-европейское средневековое искусство

автор: jatusia1992
Народы частично смешивались с местным населением, частично выселяли его. Но сталкивались с романизированной культурой.
Варвары стали воспринимать себя преемниками великой римской цивилизации.
Сила всегда апеллировала к римскому наследию, возрождая идею римской империи.
Германские племена до 7 века не имели антропоморфных изображений. Только противоборство стихий, мир выглядел страшно. Способ упорядочить такие явления – это орнамент.
Резьба по дереву, камню, архитектурные детали. Формы растительные, животного мира, тератологические (чудовища) 6 в ВС - Вестготы. Фибула в виде орла.
9 век – Викинги. Корабль из Осеберга Покрыт орнаментом 7 век - Кошелек из Саттон Хоу. Англия.
Чудовища Ирландия поддерживала связь с Англией. Рукописи.
Ирландские миссионеры основывали монастыри, разнося новую религию.
2 пол 7 век – Евангелие из Дурроу Кон 7 века – Линдисфарнское Евангелие. Скорее всего был римский образец.
Представление об изображении слабое.
7 век – Баптистерий св. Иоанна в Пуатье Каменные здания в 5-6 веке у франков. Благодаря сохранению связей с Италией базилик и центрические здания, тип транслировался.
Сер 8 века – Алтарь Лонгобардского герцога. Поклонение Волхвов.
Лангобарги пришли. Изображения очень простые.
Рассевшись на земле, быстро восприняли культурное наследие.
Сер 8 – Темпьетто лонобардо в Чивиладале Плоские изображения, прямые складки Франки. Карл Великий.
Каролинги. Каролингское возрождение Первый создал большое единое централизованное государство.
Успешно отражали внешних врагов (арабов). Собирал земли, укреплял страну, уважение к церкви. Окружил себя учеными людьми (часто именно клириками). Сам Карл всю жизнь жадно учился. Красноречивый. Философия, языки и пр. Так и не научился писать, хотя пытался, держал таблички под подушкой. Ел и пил вместе с подчиненными, ходил в обычной одежде.
Государство достигло того уровня, когда Карл пытался претендовать на роль преемника Рима.
Папы перешли под покровительство франских королей. Лев 3 короновал Карла императорской короной.
796 – Аахенский пфальц и капелла Двор Карла перемещался.
Прототип – церковь сан-мителле в Ровенне.
Местный мастер фран явно учился в Италии.
Идея центрического храма, осененного куполом. Специфика – над западным входом большой тронный зал.
9 в – обычные монастырские церкви были более простыми Аббатсво в Сен Рикье.
Базилика с трансефтом, с большой восточной абсидой и башнями.
Каменные стены, но деревянные перекрытия. Каменные своды в больших пространствах не строились. Не умели.
Зато декоративно-прикладное искусство Оклады Евангелия, предметы роскоши, иллюстрированные книги. Часто копировали позднюю античность. Обращение к образцам (пусть не античным, а раннехристианским). Рим эпохи Константина Великого.
Нач 9 –оклад Евангелия из Лорша. Резьба по слоновой кости.
6 в – трон епископа Максимиана. Равенна.
В 6 веке мало отличались. Текст и буквы украшены. Меньше чудовищ и больше милых зверюшек.
783 – Евангелие Годескалька.
Уже антропоморфные изображения. Античный образец.
Нач 9 – появление нескольких школ. Процесс изображения человеческой фигуры уже не составляет труда.
Теперь передают духовную выразительность Реймская школа.
Нач 9 – Евангелие Эббо.
Дрожь передана через складки одежды.
846 – Библия Карла Лысого. Король с придворными.
Император окружен советниками.
Но каролингский ренессанс – узкое возрождение. В основном при дворе. Время только подготовительное.
Политический резонанс оказался малым. В сер 9 в – развалилась на Францию, Германию и Италию (впоследствии станут ими) Саксонская династия Оттонов (потом станет Германией) Оттон 2 женится на византийской принцессе. С этого времени возникает священная Германская империя. Оттон 3 старался как можно больше жить в Риме.
10-11 – окрепли культурные связи.
В придворном элитарном искусстве снова стремление к античности.
Опять предметы роскоши и иллюстрированные книги.
Кон 10 – Евангелие Оттона 3 Провинции и император.
Оттоновское искусство заложило основы романского стиля.
В живописи складывается «язык» зрелого средневековья. Преобладание локального света (пятна, выразительность простая и доходчивая).
Для большей выразительности фигуры искажают (провинции склоняются неестественно) Чтобы сделать понятными богословские концепции просто увеличивают те части тела, которые несут смысл, искажают пропорции тела.
Золотой фон. Нет трехмерного простреанства. Другая выразительность – простая и сильная.
Искусство скульптуры к северу от Альп. Для германцев впервые.
Хильдесхайм. Врата собора.
Скульптура под влиянием Италии. Начинается с рельефа. Библейские схемы, ветхий и новый завет. Художник все равно предпочитает рисовать.
Архитектура снова закладывает основы романского искусства Хильдесхайм. Собор св. Михаила Трансепт, поперечный неф. Двустороння ориентация. Каменные стены, деревянные потолки… Знание впечатляет простотой и суровостью. Похоже на крепость, замок.
Внутри колоннады с чередующимися колонами столбами. Как раннехристианская базилика.
Сер 11 – процесс развивается и по всей Европе формируется новый романский стиль.
Европа переходит в состояние стабильности, постепенно развивается экономика.
11 век популярно паломничество в Византию, Рим, Испанию. Движение захватывает все слои населения. По дороге видят, как живут другие народы. Это разгоняет культуру, толчок к следующему шагу.
Храмы более сложные по конструкция. Возрождаются каменные сводчатые (римские) конструкции.
1052-1130 – церковь Сент Фуа (святой веры) в Конке Простая мощная суровая логичная форма. Форма латинского креста (перекрест нефов) Западный фасад отмечен башнями.
Состоит как бы из ячеек.
Деление пространственных зон. Трансепт отделяет мирян от клира. Обход по боковым нефам, чтобы паломники могли дойти. Своды нескольких видов.
Центральный свод перекрыт. Камень (а не кирпич или бетон). Тяжелый каменный свод нужно опереть на жесткую опору.
Распор стремиться выпрямить и его нужно уравнивать, гасить этот распор. Это делают боковые нефы, через которые передаются распор в землю. Гелерея позволяет храм обойти по периметру. Но в продольно-целинстрическом своде нельзв сделать окна.
Осветить можно только через фонарь или боковые окна. Храмы в основном темные.
Здание четкое, рациональное, состоящее из ячеек. Много массы камня. Облик суровый и тяжеловесный.
Кон11 – 2 пол 12 – начинают возводится соборы, которые часто строятся по несколько десятилетий 1088-1150 – Клюни III. Уже не 5 нефов, 3 трансепта. Грандиозный, хотя дошел не весь.
Время могущества церкви.
Бенедиктинский орден.
1120-1146 – Собор Сен-Лазар в Отене.
Интерьер позднего романского собора. Новое – стрельчатая арка (заимствование из арабской культуры) в форме стрелы. Арка с нервюрами (усиленные ребра жесткости), которые как каркас. Стрельчатая часть несет больший вес, а с нервюрами еще больше веса.
Много региональных школ.
1120 – Сент Трините. Кан (св Троицы) Дух персональности, все как по полочкам. Материальность, масса камня. Логичный порядок.
Уже крестовый неф в центральном нефе. Может опираться на две стоящие опоры – нагрузка концентрируется на опорах. Значит, можно прорезать окна.
Такие же параллельно Испанией идут и в Германии.
1030-нач 13 – собор в Шпайре. Сначали имел плосские перекрытия. Рубеж 12-13 – новая система перекрытия, крестовые своды и в главном нефе, и в боковом. Четко рассчитанное математическое произведение. Но все еще романский собор. Высота, но мерная и спокойная ритмика.
Романская скульптура Развивается быстро интенсивно. Как приложение к архитектуре. Выразительные изобразительные функции берет на себя.
Доносит истины христианского учения Концентрация изображения в ключевых точках на западном фасаде. Страшный суд.
1125-1145 - Портал страшного суда. Сен Лазар в Отене Искаженная форма тела. Резкие утрированные движения. Простое, доходчивое и выразительное искусство. Нет нюансов.
Куча бесовщины Живопись в форме иллюстрированной книги, фрески, редко витражей.
Сер 11 – Шпайрское Евангелие. Генрих 3 и Агнес Подносят собор и Евангелие. Изображение богородицы объемное, людей – нет.
Потому что копировали у Византии.
1188 – Евангелие Генриха Льва. Немецкая рукопись. Стремление к схематизму. Ребус, криптограмма.
Умозрительная конструкция, комментарий. Рационализм, абстракция.
1123 – Сан Клементе да Тауль. Каталония.
Фреска. Не просто схема, но и яркая выразительность. Кричащие краски. Линии прочеркивают изображение. Рисунок условен, но энергичен. Каждая линия натянута как стрела, гипернапряженность.
Готика 12-13 – Аббатсво Сен-Дени Время начала формирования государств. Процесс централизации. Усиливается светская культура. Трубадуры, рыцари, поэзия. Интерес к личности, человеку.
Крестовые походы, интенсивное знакомство с востоком.
Первые университета, расцвет науки. Схоластика. Накипливаются знания, которые нужно синтезировать.
Скачок во Франции.
2 пол 12 – иль-де-Франс. Ранняя готика 13 – Германия, Италия, Англия.
14-нач16 – поздняя готика.
Автор Аббат Сугерий (аббат Сен-дени, где хоронили французских королей) Задумал перестроить хор в востойной части.
1140е – сен-Дени. План. Хор.
Хотел света и идея присутсвия Бога.
Открыл капеллы в пространство храма, оставил тонкие колонны и своды крестовые.
Приемы известные уже были. Все соединил в систему и дал обоснование.
Множество знания объединилось.
Камень истончается, стены убираются, окна, стремление ввысь.
Перв пол 13 – собор в Амьене.
Интерьер.
Цветные витражи.
Сложная конструктивная система.
Каркас. Вся нагрузка концентрируется на опорах. Созданы дополнительные несущие конструкции. Контр-форсы, «летящие арки», подхватывающие свод.
Поэтому снаружи ребра, бешенки, химеры и отростки 1163-1250 – собор Парижской богоматери. Достроен в позднюю готику.
12-16 – собор в Шартре.
Весь ансамбль, который можно увидеть редко.
Жители городка Шартра строили его 400 лет, но вкладывали сюда все самое возвышенное.
Масса статуй, витражей.
З часть от романского периода. Потом сгорел и снова отстраивали с кон 12 до сер 13.
Витраж западного фасада. В форму цветного стекла вставлены свинцовые перемычки.
Схематизированыне композиции, в условной форме передают священное писание.
Шартр. Витражи. В готике больше фигур и натуральности.
Шартр. Королевский портал.
Скульптура – то же.
Бестелесные персонажи приставлены к столбам. Но именно искаженность, рябь на одежде передает внутреннюю духовную энергию. А голова уже объёмная, правильные пропорции.
Интерес к окружающему миру во время готики, нормализуются пропорции. Одежда показывает, как тело устроено.
13 в – Собор в Реймсе. Там короновались французские короли. Средняя готика.
Напоминает романский. Рациональность осталась, но весь фасад пронизан всеобщим устремлением форм ввысь.
Скульптуры на порталах хотя и стоят, но живые. S – образный изгиб позволяет показать движение, будто ток.
Лицо выразительное. Улыбка, диалог, живое общение 2 пол 13 – готический натурализм. Вглядывание в природу.
Кон 13 – Адам. Западный фасад нотр-дама. Пропорции немного нарушены, но степень жизнеподобия очень велика. Вектор развития ориентированный на человека уже определяется (впоследствии гуманизм) Искусство возвращается к заветам древности.
Теперь изображают мир видимый в полной уверенности, что это возможно. И это применяется даже к священным сюжетам.
Немецкая готика.
13-15 – Собор в Руане.
Только усложнение видов свода. Они дробятся, измельчаются. Увеличение вертикальности и усложнение, декоративизм, внешняя красота.
14-15 церковь св Уана Ц Сн-Маклу – кружева 14 в – зонтичные своды.
Развитие живописи. Накопление натуралистических деталей.
Нач 13 – псалтирь Ингеборг.
Больше деталей, антураж, элементы пейзажа, архитектура. Оттенки как объем – свет и тень Нач 14 – псалтырь королевы Марии. Уже попытки изобразить пространство.
Несколько планов.
Но глубину завешивают стенкой орнамента. Мастера не готовы разрушить двухмерную плоскость. Шрифт и инициалы, рисунки на полях, плоскость листа уважается.
Малый часослов геруога Беррийского. Жакмар дЭсден


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей