14 – готика 15 – поздняя готика (элементы Ренессанса в Нидерландах и во Франции) Возрождение Кон 13 – 14 вв – Проторенессанс 15 – Раннее Возрождение 1я четверть 16 в – Высокое До кон 16 – позднее Возрождение (на материале итальянского искусства) Гуманистическое мировоззрение. Имеет более светский характер. Возрождали античность. Имели представление в основном о Древнем мире. Жили на земле, видели остатки, которые служили образцами для копирования и образами для размышления. Интерес к античному наследию, физическим и духовным способностям человека. Были и раньше, но с 13 века расширяются. Общественные процессы Итальянские города раньше остальных достигли торгового расцвета – третье сословие усиливалось. Города сохранили зависимость и пытались добиться самоуправления. Это в 1293 году удалось Флоренции. Дворянам было запрещено участвовать в выборах. Купеческая верхушка победила. 3 сословие – богатые предприимчивые купцы, жизнеспособные. Ценящие земные радости, богатство, стремящиеся к власти, умеющие управлять. Эти качества начинают возводиться в идеал: волевой, эстетически образованный, всесторонне развитый. Этот человек в центре внимания. «человек может подняться до существа богоподобного». Ренессансная культура сохраняет свое религиозное содержание, но человек выше и выше поднимается в собственных глазах. Дела, подвиги человека и внутренний мир. Искусство – один из главных элементов познания. Хотя естественные науки потом догонят и перегонят. Первые ростки проторенессанса в Италии. Юг был связан с мусульманским и христианским востоком, в центре держались раннехристианские традиции, север – запад. Инкрустационный стиль – мышление категориями ордера. гармоничны по пропорциям, снаружи и внутри богато украшены узорами из цветных мраморов (геометрический орнамент, изображения ордерных элементов) и расчленены по античному образцу колоннами, несущими арки. 12-13 вв - Флоренция. Баптистерий Накладной декор оперирует формами ордера. Каждая грань разделена на части – спокойные и ритмически организованные. Иногда происходит соединение романики и готики 13-14 – собор в Сиене Облик готического фасада, роза (круглое окно), а декор в инкрустационном стиле. 1278-1360 – Флоренция. Санта Мария Новелла. Альберти. Внутри крестовые своды на нервюрах. Уже нет ярко выраженной устремленности ввысь. Замки Кон 13 – 14 – Палаццо Веккио во Флоренции Всеобщая средневековая традиция Скульптура Никколо Пизано 1255-1260 – Кафедра баптистерия в Пизе. Колонны, рельефы и фигуры в ином стиле (обычные евангельские сюжеты – 5 шт). Спокойный мерный ритм, напоминают римские фигуры. По бокам средневековые добродетели (сила изображена как античный Геракл) – свидетельствует о повороте в сознании. Джовани Пизано (сын) 1301-1310 – Кафедра собора в Пизе. Шаг назад в готике. Рельефы более динамичные, все клубится, больше движения. Мария в неудобной позе (такие приемы позволяют усилить эмоциональность) Андрео Пизано (не родственник) 1330-1336 – Южные двери бабтистерия во Флоренции. Четырехлистники с сюжетами. Лаконичность, умение выбрать главных действующих лиц, но вместе с тем S-изгиб, эмоциональность. Живопись Сильнейшее влияние Византии Пьетро Каваллини. 1290е - Мозаики ц. Санта Мария ин Трастевере в Риме. Рождество Богородицы. Но есть и специфические черты Италии: - интерес к показу пространства: элементы перспективы, пока еще неглубокая, но моделировка объемов с помощью освещения Живопись темперой по доске. В Италии были, но похожи на византийские иконы. 1285 – Чимабуэ. Мадонна. Золотой фон, плоскость, изображение разворачивается снизу вверх. Важен символ. В з Европе такие образы ставили за алтарь (появляется понятие алтарного образа – высокая доска под 2 метра, иногда диптих, триптих или полиптих) Темпера в качестве связующего использует яйцо. Пигменты (органические и органические в виде порошка) и связующее (клейкий состав). (Так, инкаустика – горячий воск – фаюмские портреты или ранние иконы) Главная – темпера. Джотто ди Бондоне. 1310 – Мадонна Основоположник. Интерес мастера перешел на внешние аспекты. Мадонна на престоле с навершием, которое ее отделяет. Разные планы, углубление центрального образа. Акцентирует телесные аспекты, земная осязаемая природа. Поэтому тяжеловестные пропорции. Он же 1304-1306 - Фрески в Капедде Скровеньи (Капелла дель Арена) в Падуе Помещается в реальное помещение. Храм в виде отдельного сооружения. Движение развернуто по диагонали. Спины развернуты внутрь. Лестница завлекает войти в картину – уже не образ иного мира. Спустя 150 лет теоретик Ренессанса Альберти скажет, что «картина – это окно в мир» Ищут приемы, чтобы показать событие так, как его видит человеческий взгляд. Отказался от принципа показа разновременных событий в одном пространстве. Претендует на объективность. Сьена шла в это время по другому пути. Влияние Византии и готики 1285 - Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна 1308-1311 – Маэта (главная святыня г. Сьена). Огромная во всю стену. Но нарушение едиснтва времени и места. 1333 – Симоне Мартини. Благовещение. Много готики. Выразительность силуэтов и линий. Концентрация эмоциональности. 1348 – чума. В Италии вымерла 1/3 населения. Снова откат к готике. Интернациональная готика. Ее пропускаем. Флоренция накопила силы для нового витка. Архитектура Филиппо Брунеллески. Родился в кон 14, получил прекрасное образованием. Стал представителем теории искусства и раннеренессансной архитектуры. Стремление к открытию законов, которые позволят перейти к реальному изображению Главный ключ - перспектива с единой точкой схода. 1278-1360 – Флоренция. Санта Мария Новелла. Показывает вид из центрального пространства на Баптистерий. Нарисовал на картоне вид и отодвинул, доказав. Главное творение – купол. Нач 13 века – началось строительство. План, в котором преобладали черты вытянутой базилики. Стены возведены, готические своды. Но в сер 14 века было решено возвести купол (идея уже ренессансная) Нач 15 – Брунеллески поручен проект. Странное сочетание, потому что базилика – движение вперед, а купол – массивность. Традиции переосмыслены. Вроде готика (идея шествия), но широкий шаг, крупные колоны. Купольная архитектура на западе не была распространена, идея восходящая к Риму. Брунеллески изучал пантеон (43 метра в диаметре) Восьмилотковый свод. Не полусфера, а две оболочки, вставленные одна в другую, в разрезе форма стрельчатой арки. Оперирует элементами готической конструкции. 1421-1444 – Оспедале дельи инноченти. Флоренция. (приют) Аркада арок. Простые числа, логика наподобие античной. Колоны мыслятся как модуль. Все более легкое. Опора на эстетику ордерной конструкции, простое соотношение. 1429 - Капелла Пацци. Богатая флорентийская семья, заказала Капеллу (частная капелла семьи – частая традиция) Внутри прямоугольник с портиком. Внутреннее пространство также перекрыто куполом. Форма пантеона внедряется сначала в духовную сферу. Более совершенная геометрическая форма, связанная с пифагорейскими представлениями и в то же время присутствие Божие. Пилястры несут антаблимент. Среднее пространство обрамлено декоративными арками. В сер 2 пол 15 века традицию подхватывает Альберти - трактаты о перспективе, свет и тень. 1446-1451 – Палаццо Ручеллаи. Замкнутый блок с замкнутым двором. Лавки, парадные покои, жилые покои сохранились + ордер: пилястры и воспроизведение системы Колизея (дорик – ионик – коринф) 1460-1470 – Сант Андреа в г.Мантуа. Начат был до него, но основную часть сделал он. Латинский крест с трансептом, а внутри своды с кессонами, квадратными выимками (как постройки Древнего Рима), фассад оформлен как римская триумфальная арка (причем как наложенная маска). Скульптура 15 века Лоренцо Гиберти Конкурсный рельеф для дверей (северных) баптистерия во Флоренции. Затем он же восточные (впоследствии Райские) Экспериментирует с приемами, общими для скульптуры и живописи. Каждая композиция имеет раму, воспроизводит иллюзию реальности: несколько планов, уменьшение фигур по мере отдаления, перспектива в одной точке. Но все еще совмещение нескольких времен. Донателло (ученик). 1408 - Статуя Евангелиста Иоанна для флорентийского собора. Еще крепкая связь с традициями готики. Редкий мотив – сидящая статуя, которая никуда не устремляется. Телесность и материальность. Жанр отдельно стоящей статуи (ранее статуя – часть собора) 1416 - Статуя св Георгия для Орсанмикеле во Флоренции. Еще связана с собором (в стене), но уже не прислоняется. 30е 15 века – юный Давид. Первая отдельно стоящая круглая статуя. Стояла у Медичи. Достоверно правильное изображение тела с точки зрения анатомии. Тело имеет характер, ухмылка. Статуя отлита из бронзы (ранее были в основном мелкие формы). 1447-1453 – Статуя кондотьера Гаттамелаты. Падуя. Образец – статуя Марка Аврелия. Возродил конный монумент. 1450 – Кающаяся Магдалина. К концу биографии окунается в волны готики. Из дерева. Напоминает позднеготические северные работы. Живопись Сначала застой, а затем новое развивается совместно и обгоняет. Мифологическая картина. Пизанелло. 1430 - Портрет принцессы д’Эсте. Мир рыцарским турниров и прекрасных дам. Внутренний мир только-только начинает интересовать Фра Анджелико Коронование Марии Ярко, композиционные приемы. Светлое религиозное чувство, имеющее многое с готическим вопсриятием. Радикальные новаторы Мазаччо (и его учитель Мазолино) - это прозвища Капелла Бранкаччи. Правильные пропорции, пластика, выразительность. Человеческое тело оживает. Измерение и форма. Мазаччо соединил все основные моменты объективной реальности: - освещение правильное (учитывал даже окна капеллы) - грамотная анатомия - перспектива Система сложилась Умер в 28 Паоло Уччело Фанат перспективы. Все сцены изображал на фоне далекой панорамы. 1455 – битва при Сан Романо Синтез: перспектива и сумен насытить картины ощущением реального воздуха. Реальная свето-воздушная среда (северяне были внимательнее) Предметы окутывает свето-воздушной дымкой – то, что вдали более размыто. Пьеро делла Франческа И фрески, и станковая живопись. 1445 – Крещение Портрет Федериго да Монтефельтро с супругой 1472-1475 - Алтарь Монтефельстро Сакро комерсационе (священное собеседование) Идея духовного единства свех персонажей, к которым присоединяется заказчик. Архитектура вбирает персонажей, объединение с помощью света. Конец 15 Флоренция. Господство утонченной гуманистической культуры. Лоренцо Великолепный и его брат Джулиан. Костюмированные шествия и рыцарские турниры. Боттичелли 1476 – Поклонение волхвов. 1477-1478 – Весна 1483-1484 - Рождение Венеры Знаменит именно мифологическими сюжетами Лирическая окрашенность. Отражает малоизвестную грань ренессанса. Нет пространства, объемности. Интересуют красота и нежность. Сказочность и нереальность. Плоскость, будто гобелен, неустойчивость фигур. Пристальное внимание к внутреннему миру человека. Флоренция на грани катострофы. Медичи гибнут, наследники бегут из Флоренции, опасаясь бунта. 1890е – Савонаролла бичует пороки. Внешние враги – французы захватывают и разрушают Флоренцию. Будет восстановлена только в 16 веке и ненадолго. Италия не создала своего большого государства – и стала жертвой.