Данилова И. Е. Искусство средних веков и Возрождения: работы разных лет. М.: «Советский художник», 1984. Бартенев И. АА., Батажкова В. Н.. Очерки истории архитектурных стилей. М.: «Изобразительное искусство», 1983. Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV вв. Архитектура, скульптура, витражи. М.: «Искусство», 1973. Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. М.: «Искусство», 1981.
V в. принято считать началом новой эпохи – феодальной формации, названной в истории средними веками. Она заканчивается во время буржуазной революции в Англии в первой половине XVIIв. В период позднего средневековья в Италии и некоторых других странах зарождается капитализм и формируется новый класс бюргерства. Появляются зачатки новой гуманистической культуры. Она нашла выражение в искусстве Возрождения, которое развивалось в границах старой феодальной формации. Следует отметить следующие особенности средневековой культуры: 1. Тесная связь искусства с религиозными догмами, мировоззрение средневековья по преимуществу теологическое (теология – наука о Божественном, изучение Божественного писания); 2. Близость искусства к народному творчеству; 3. Тело – сосуд для души. Искусство не следует реальности, природным формам, оно превращается в символику запредельного. Вырабатывается система символического языка, языка условности и аллегоризма (иносказания); 4. Искусство передает внутренние переживания, состояния души.
Искусство Западноевропейского средневековья делится на периоды: 1. Дороманский VI-X вв.; 2. Романский XI-XII вв.; 3. Готический XIII-XIV вв. Название “романский” происходит от слова Roma, т. е. Рим и возникло условно в XIX в., когда обнаружили связи средневековой культуры с римской.
Дороманское искусство VI-X вв. На территории Галии в V в. образовалось государство Франков. В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме, возникла первая средневековая империя. Из нее затем выделились Франция, Германия и Италия. От VI-VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства. Этот период – время орнамента. Динамический узор из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных украшал предметы быта, книги, стены архитектурных объектов. Переписыванием и изготовлением книг занимались монахи.