В эмоционально-культурной жизни нашего народа важное место принадлежит музыке. Наш народ выражает в музыке смысл своей полноценной идейно-политической, трудовой и культурной жизни, которой он наслаждается под мудрым руководством партии и вождя. В арсенале музыки, любимой нашим народом, имеется немало од о партии и вожде и других впечатляющих песен, отражающих высокие мысли, чувства, красоту жизни народа. Выберешь зерно в жизни, отраженной в известных песнях, – создашь яркие хореографические произведения, которые будут пользоваться любовью народа. Почти все произведения танцевального искусства с таким зерном, созданные поныне, народ любит. Творческие работники танца могут отыскать зерно своего произведения и в произведениях изобразительного искусства. В них ощущается пульс времени, зримо воплощено разнообразие жизни народа. Многочисленные произведения наших художниковпрофессионалов и любителей живо отражают разнообразные гаммы жизни нашего народа, расцветающей в эпоху Трудовой партии. Творческие работники танца вполне могут взять зерно своего танца из замечательных произведений изобразительного искусства. Их внимание должно быть обращено и на новые сферы жизни. С развитием революции и строительства социализма, с непрерывным улучшением благосостояния народа все шире становятся новые сферы его жизни. Найдешь в них зерно – получится оригинальное хореографическое произведение. Творческие работники должны поворачиваться лицом к все расширяющимся новым сферам жизни и искать в них значительное жизненное явление для выбора зерна хореографического произведения. Либретто танца должно четко определить персонажи и правдиво изображать их мысли и эмоции. В нем должны быть четко определены изображаемые персонажи. Мысли, чувства, жизнь людей танец изображает без слов, в художественных ритмах. Этим отличается он от других видов искусства и при определении действующих лиц. Так, в кино и пьесе конкретные персонажи определяются по образу их жизни, а танец этим не ограничивается. В хореографии выступают, безусловно, определенный конкретный персонаж, группа одинаковых персонажей, представляющих одного и того же человека, символическое лицо и даже олицетворение явлений природы. Не исключены и случаи, когда в одном произведении одновременно выступают персонажи различных форм. Танец может определить персонажи разнообразных форм. Поэтому он способен широко и глубоко обрисовать жизненно-эмоциональный мир человека художественными ритмами, живо изображать то, что трудно воплощать в других видах искусства. Чтобы ярко выявить такие особенности и изобразительные возможности хореографии, необходимо продуманно определить персонажи произведений. Так сделано в танце «А снег всю ночь идет», который стал великолепным произведением высокой идейности и художественности. Неудачи или неясность в определении персонажей танца затуманят создаваемые образы и даже исказят само содержание произведения. Персонаж хореографического произведения определяется его литературным текстом. Либретто должно правильно определить персонаж в соответствии с содержанием произведения и четко выяснить: какой это персонаж – скажем, конкретное ли это лицо, обладающее самостоятельной индивидуальностью, или лицо символическое, а если это так, то что оно символизирует, а когда речь идет об олицетворении, то что оно представляет в образе. После точного определения персонажа необходимо ярко обрисовать его духовный мир. Иначе никакого толку не будет даже при правильном определении персонажа. И в хореографических произведениях, как в других видах искусства, нужно прекрасно изображать действующее лицо. Основным объектом изображения в художественном произведении являются действующие лица. Среди них следует лучше изображать главного героя. В танце он может быть, но его может и не быть. А уж коль в танце выступает главный герой, то, безусловно, его нужно изображать великолепно. Его образ играет решающую роль в художественном воплощении зерна произведения и обеспечении его высокой идейности и художественности. Либретто танца должно точно установить взаимоотношения между действующими лицами и ярко выразить их мысли и чувства. Его сюжет должен быть лаконичным. Этого серьезно требует сама особенность танцевального искусства, отображающего жизнь в художественных ритмах. Сюжетная простота и четкость позволяют танцу доступно изображать движениями содержание произведения. В зависимости от масштаба и формы хореографических произведений могут быть разнообразными раскрываемые в них жизненные картины и способы построения сюжета. Как форма хореографического произведения, существуют и хореографический спектакль, и сюита, и миниатюра. Хореографический спектакль имеет крупный масштаб, раскрывает жизнь драматическим способом, так что в нем много персонажей и сравнительно сложны раскрываемые события и сюжет. Хореографическая сюита не имеет таких драматических линий событий и сюжета, как в хореографическом спектакле, но она, как произведение крупной по масштабу формы, отражает разные стороны жизни. Хореографическая миниатюра, произведение малой по масштабу формы, в зависимости от ее характера либо раскрывает жизнь повествовательно, либо показывает внутренний мир человека лирически. Сюжет хореографического произведения должен быть лаконичным, независимо от его масштаба и способа изображения. Множество действующих лиц, обилие событий, сложность сюжетной линии затрудняют изображать их в танце, да и сам танец, загроможденный сюжетными гаммами, утратит яркость. В таком случае танец будет неинтересным, лишится художественной ценности. Сюжет либретто должен быть еще лаконичнее, когда речь идет о танцевальной миниатюре. Это, как само название, произведение малой формы, так что его сюжет должен быть кратким, четким – таким, чтобы можно было передать жизнь, мысли, чувства человека в краткое время и, значит, интенсивно. Это позволит ясно выразить идейно-тематическое содержание произведения и сделает танец впечатляющим. Сделав сюжетом простой, небольшой эпизод, танцевальная миниатюра должна широко показать имеющие глубокий смысл стороны жизни. Так, танец «Азалия Родины» показывает высокие чувства любви к Родине и революционный оптимизм партизанок КНРА через один жизненный эпизод – момент, когда они ступают на родную землю. «Танец с веялками» изображает отрезок жизни девушек села, которые в лунную ночь веют зерно риса, обмолотого на водяной мельнице. Он показывает горячие чувства и жизнь населения, которое в период антияпонской революционной борьбы, глубоко почитая великого товарища Ким Ир Сена как солнце нации, оказывало КНРА искреннюю помощь, чтобы приблизить день возрождения Отчизны. Упомянутые танцы, хотя они изображают простые эпизоды, происходящие в краткий отрезок жизни людей, глубоко и широко раскрывают идейное содержание произведений. Танцевальная миниатюра должна быть глубокомысленной и, я бы сказал, уютной – такой, которая строит свой сюжет лаконично, показывая один из отрезков типичной жизни, воплощающей в себе главную суть времени. Либретто танца должно очертить его основные сцены и подчеркнуть соответствующие им музыку и декорацию. Либретто предполагает создание танцевального образа, так что в нем должны быть определены основные сцены танца. Вместе с тем нужно отметить важные мотивы показа танца, которые имеют место в процессе развертывания картин жизни персонажа и сюжетной линии, и главные его сцены. Тогда можно будет создать танец, полностью им соответствующий