Как задолго до дзюдо существовало джиу-джитсу, так задолго до АЙКИДО существовало АЙКИ-ДЖИТСУ. Джиу-джитсу и айки-джитсу были когда-то взаимосвязаны, не так как сегодня дзюдо и айкидо. Поэтому занятия джиу-джитсу могут охватывать искусство айки-джитсу. Немного попрактиковавшись в боевых искусствах, можно ощутить вековую параллельность между джиу-джитсу и айки-джитсу. Остается впечатление, что айкидо это такое же порождение айки-джитсу, как дзюдо - джиу-джитсу. Более того, айкиджитсу дало начало высшему методу джиу-джитсу, как системе мировоззрения дворян по отношению к мировоззрению простых людей. Вот к чему склоняются объяснения первых мастеров айки-джитсу, которые считают своё искусство родственным КЕН-ДЖИТСУ (фехтованию), следовательно, это искусство дворянской знати, в искусстве айки голые руки с раскрытыми ладонями символизируют лезвия катана (сабли). Согласно легенде происхождения, айки не было никогда иностранным (китайским), потому что оно существовало уже в эпоху Камакура (13 век). Созданное главным образом Минамото Йосимицу - более известным под именем Йосицуне, знаменитым самураем царского клана, братом по оружию не менее знаменитого монаха-воина Бенкеи. Айки это чисто элитарное искусство, в противоположность джиу-джитсу, где занимались люди общества, это мнение тщательно поддерживается в наши дни некоторыми мастерами, для лучшего понимания происхождение айки. В самом деле, айки представляется как связь с центром окружающей среды и ситуацией, созданной противником: АЙ означает концентрацию, союз, гармонию, и КИ означает дух или внутреннюю энергию. Следовательно, АЙКИ это выражение гармоничного духа (или персональной энергии). Конечно, в своём понимании ДЖИУ в джиу-джитсу, вызывает в представлении тот же принцип гибкости и приспособляемости но может быть понятие АЙКИ ещё более глубокое, одновременно ментальное и философское, отдаленно напоминающее китайскую доктрину гармонии ИНЬ и ЯН. Айки уделяет меньше внимания тренировке тела, делаю упор на понятие КИ. Это трудновыразимый, но (все японские боевые искусства соглашаются с этим) это истинный источник эффективности, который первым доказал мастер Уешиба и который потом доказывали другие мастера айкидо. Но в какой-то мере древняя концепция айки была столь же эффективной в эпоху джитсу, как в своей форме современное айкидо. Об этом говорится во множестве легенд, которые рассказывают о старых мастерах айки-джитсу. Наше представление уточняется элементами иностранного происхождения, с которых начинается эта ветвь практики джиу-джитсу (в следующей главе). Если отклонить версию, которая отражает Минамотэ Йосицуне как единственного основателя айки-джитсу, получается, что первыми школами айки-джитсу были современные им школы джиу-джитсу. Два имени всплывают в эту далекую эпоху: – первый это Гото Таманемон Тадайоши (1644 – 1736) основал предположительно, школу ДАЙТО-РЮ, которую преподавал наравне с остальными методами джиу-джитсу самураям клана Айзу, начиная с 1671 года – второй это Такеда Текуми но Камисоемон (1758 – 1803), который преподавал боевое искусство в том же клане Айзу. Техника Такеды называлась тогда ТАКЕДА-РЮ и имела духовное учение под названием АЙКИ-ИН-ЙО-ХО (учение духовной гармонии на основании ИНЬ и ЯН негативных и позитивных элементов, содержащихся в любой вещи в мире). Этот оригинальный синтез из частей ТАКЕДА-РЮ, ДАЙТО-РЮ и понятия АЙКИ называлось тогда обобщающим термином ОСИКИУЧИ, которая преподавалась самураям высшего ранга (этот термин считался ещё понятием элиты) и который превозносил клан Айзу. Преданные традициям, уважающие правила БУСИДО (кодекс чести самурая), эти люди с особой закалкой сражались без неестественной ярости и теряли меньше воинов, чем другие самураи периода Эдо и продолжали страстно тренироваться, так как от этого зависела их жизнь. Но в 1871 году, революция Мейджи распустила кланы. Храбрые воины Айзу рассыпались. Айкиджитсу пришло в упадок. Отголосок техники ОСИКИУЧИ, который культивировал Сайго Таномо Чикамаса (1829 – 1905), член распавшегося клана был приравнен к священному СИНТО. Это привлекло любопытство имперской полиции, мечтавшей передать искусство в руки надежного человека. В 1877 году это было сделано. Сида Сиро, тогда 9-летнш мальчик учился без отдыха. Начиная с 1881 года, он обучался технике ТЕНДЗИН-СИНЬО-РЮ – школе, в которой он был отмечен Дзигоро Кано, и который сделал его позже ассистентом в своем Кодокане. В 1884 году Сида Сиро женился на дочери своего мастера Сайго Таномо, приняв имя Сайго Сиро, имя, под которым он проходил в истории дзюдо. Его подвиги были запечатлены в знаменитой истории, где героя зовут Сугата Сансиро. Однако в более поздние годы он метался между айки-джитсу и новым тогда дзюдо, потом бросил всё, чтобы не выбирать 10 между двумя мастерами Сайго Таномо и Дзигбро Кано. Он окончательно покинул Токио в 1891 году, чтобы посвятить остаток жизни профессиональным занятиям в учебе КЮДО (стрельбе из лука) – дисциплине, в которой он добился высшего ранга ХАНСИ. Сайго Таномо начал тотчас искать себе другого человека, чтобы передать ему секреты айкиджитсу. Он нашел Такеда Сокаку (1858 -1944) потомка распавшегося клана Айзу, и на этот раз счастье улыбнулось ему. Такеда Сокаку был исключительным человеком. Гениальный кендока (фехтовальщик), он был очень силен в своем искусстве, которое уже назвал «Младшее Тенгу из Айзу» (Тенгу, это имя, данное мифическому животному получеловекуполуптице, живущему в горах, гению кен-джитсу и буджитсу). Но ношение меча было запрещено в 1876 году для того чтобы избежать столь частых столкновений между модернистами и приверженцами старых традиции. После этого Такеда Сокаку согласился, наконец, учиться древнему искусству ОСИКИУЧИ под руководством старого Сайго, который просил понять, что кен-джитсу не передовое искусство. Но всё пошло очень быстро, воинские познания Такеды позволили ему очень быстро приспособиться к мастерской технике айки-джитсу. Перед смертью Сайго просил его продолжить вместо него преподавание и распространение. Такеда обосновался на Хоккайдо, где преподавал свое искусство силам полиции до 1908 года. Чтобы повысить престиж Такеда стал называть своё искусство ДАЙТО-РЮ, но эта техника не имела уже ничего общего с древним ДАЙТО-РЮ клана Айзу, однако оно, в противоположность старому вошло в историю японского БУДО. Также верно и то, что новое ДАЙТО-РЮ содержат в себе всё айки-джитсу и является более совершенной системой, чем древняя самурайская система клане Айзу, но влияния других элементов больше. Такеда Сокаку имел много учеников, но наиболее известными стали Татасуто Йосида и особенно Морихей Уешиба, который дал в форме АЙКИДО новую жизнь технике, завещанной далекими предками .