|
|
|
|
|
День возникновения театра сокрыт за грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком. Можно считать, что элементы театральной культуры проявились в первобытных трудовых обрядах. Их можно разбить на три стадии. Первая — охотничьи пляски. Это попытка перевоплотиться в другое существо, подражать ему. Древние люди думали, что любое животное есть человек, надевший маску. С животными старались дружить и тщательно изучали их повадки. Друзьями человека были птицы, рыбы, кабаны, лошади. Врагами — тигры, волки, змеи. В славянских сказках рыбак и рыбка легко находят общий язык, человек и волк враждуют. Первыми актерами можно считать также шаманов и колдунов. Они умело подражали голосам, завораживали, гипнотизировали. Подготовка к охоте была специальным зрелищем. Люди верили, что от качества подготовки зависит удача. Однако данная тема более характерна не для европейских, а для африканских и азиатских народов. На второй стадии развития театра оживляются времена года и создаются образы природы. Изображаются процессы посева и сбора урожая. Рождение и умирание в природе тесно связаны с рождением и смертью человека. На этом этапе появлялись фантастические образы, олицетворяющие силы природы, — ожившие огонь, вода, камень. Первобытное сознание свято относилось к огню и воде, понимая, что без них не прожить.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 марта 1997 года, в Театр Буфф дю Нор, здании, хранящем память о многих знаковых театральных событиях, Ежи Гротовский прочитал свою «вступительную лекцию» и стал, таким образом, создателем новой дисциплины, признанной в Коллеж де Франс. Она получила название – театральная антропология. На весьма раскидистом древе антропологии - физическая антропология (изучение морфологии и физиогномики), философская антропология (исследование этики), культурная или социальная антропология (изучение обществ, мифов, повседневной жизни, самым известным представителем которой является К. Леви-Строс) – возникла новая ветвь. Зачем же добавлять еще «театр» как специфическую прикладную область к этой науке, по определению посвященной исследованию человека? В театре, изображая человека, его можно себе представить и научиться лучше его познавать. Поставленный в экспериментальные условия, в воссозданный на сцене микро-социум, где происходит оценка связей между индивидуумом и группой, человек-актер может стать объектом исследования.
|
|
|
|
|
|
|