В профессиональном театре НО играют только мужчины, вообще не используется грим, а маски являются одним из главных атрибутов представления. Отношение к ним просто благоговейное.У каждого актера театра НО есть свой алтарь со старинными масками. Выступают в них редко, в особо торжественных случаях, в штатных спектаклях играют в уцуси - точных копиях старинных масок. К маскам обязательно одевают парик.
До 17 века маски вырезали монахи, скульпторы или сами актеры, но уже более 400 лет этим занимаются специальные мастера, передающие свое мастерство и секреты из поколения в поколение. Маски театра НО изготавливают весьма консервативно, по очень строгим правилам и канонам. Вырезаются они из древесины кипариса или павловнии,подготовленной специальным способом. После вырубки в течение 5-6 лет ее держат в воде, а затем еще 5-6 лет сушат и только после этого приступают к работе. То, что резьба выполняется мастерски — это само собой разумеется, но и процесс последующей обработки не менее трудоемкий и искусный. Лицевую сторону маски грунтуют составом, в который входят мелко толченые морские ракушки. Грунт наносят 15(!) раз, шлифуют каждый третий слой.После этого окрашивают специальной смесью краски и молотого мела.Наносят ее 5 слоев и только после этого прорисовывают глаза, губы, брови и волосы. Женские маски интересны еще и тем, что они в среднем 13-14 см шириной и около 21 см длиной.
По мнению специалистов, существует около 450 типов масок НО, которые делятся на 5 категорий, каждая из которых олицетворяет определенный тип персонажа: маски богов и демонов, маски мужчин, маски женщин, маски стариков и маски духов.Посмотрим сейчас хоть на несколько из них.
Маска «Окина-мэн»
Самая старая маска НО — маска «Окина-мэн». Появилась она в конце эпохи Хэйан (795-1192 г.г.), используется только для пьесы «Окина»(старый мужчина), которую играют на Новый год или в особых случаях. «Окина»– ритуальное представление-молитва о хорошем урожае и о безопасности страны. Маску «Окина-мэн» одевают юному актеру при обряде посвящения в профессию.
Маска «сэми-мару»
Маска «Сэми-мару»- маска молодого слепого принца. В ней играют в пьесе «Сэми-мару». Это печальная история о слепом от рождения юноше по имени Сэми-мару, которого по приказу отца-императора оставили в горах.
«сакагами» Его старшая сестра Сака-гами (маска «Сака-гами») от горя потеряла рассудок и ушла из дворца. Брат и сестра случайно встретились в горах, но опять расстались.
маска мамби
Маска «Мамби»- маска молодой красивой,кокетливой женщины.Ее еще называют «бесчисленное множество кокетства» и часто используют для роли гейши.
Маска «Сёдзё» — маска духа. Сёдзё — в японской мифологии морской дух, или чудовище с ярко-рыжими волосами, большой любитель алкоголя — священного белого сакэ в больших количествах.
Вообще все маски НО наполнены каким-то удивительно глубоким внутренним миром, чувствами, эмоциями. На этом фото одна и та же женская маска снята под разным углом.
женская маска
Это невероятно: актеру, который в ней играет, достаточно даже просто сделать легкое движение головой и неподвижные, застывшие черты выражают совершенно разные чувства.Чтобы не ошибиться, показать зрителям именно то, что нужно, до малейших нюансов, ему надо чувствовать маску на каком-то подсознательном уровне. Каким же мастерством, чутьем, душой, золотыми руками должны обладать люди, которые на протяжении многих веков дарят нам это искусство: театр НО и его замечательные маски.