Маски первых десятилетий существования комедии дель арте носили реалистический характер. Они лепились путем изучения натуры и стилизации. Панталоне - венецианец со своим типичным диалектом. Старик-купец, богатый, почти всегда скупой. Хворый и хилый. Доктор - черная мантия ученого — главная принадлежность костюма Доктора. И вообще черный цвет — его цвет. Бригелла - маска — волосатая, темного цвета, с черными усами и с черной торчащей во все стороны бородой. Арлекин, в противоположность Бригелле, не так умен, не так ловок, не так изворотлив. Он весел и наивен, в нем много непосредственности и какой-то забавной беспомощности. Серветта значит «служанка». Но первоначально она не была служанкой. Она — крестьянка и выступала на сцене как Арлекин в юбке, как деревенская дуреха, беспрестанно становившаяся жертвой своей наивности. Маска Капитана — это протест итальянского народа против чужеземного насилия, воплощенный в сценической фигуре. Тарталья - по-итальянски значит «заика». Актеры, придумавшие эту деталь для характеристики испанской служилой челяди, очевидно, изощрялись в поисках нового сатирического приема. Маски Влюбленных были неизбежны в сценариях с самого начала, ибо без них трудно было построить насыщенную сюжетную схему: в ней должна была присутствовать любовная интрига. Маски дзанни — это душа комедии дель арте. Маски дзанни — это связь, соединяющая комедию дель арте с теми зрелищами, из которых она вышла и которые определили в ней самое существенное: реализм и народность. Маски дзанни — это образы веселых и жизнерадостных карнавальных буффонов, получившие художественное завершение.