Школьные археологические раскопки на территории Михинского сельского поселения 2009 г. Районный археологический лагерь « Поиск» начал свою работу 20 июля. В течение десяти дней возможность заглянуть в тайны истории Таловского края получили почти восемь десятков таловских мальчишек и девчонок из восьми учебных заведений района.
Юные археологи вновь начали работу на территории Михинского сельского поселения, чтобы приоткрыть завесу над очередными тайнами древних курганов. На этот раз объектом внимания ученых ВГУ и ВГПУ стал курган, расположенный на границе с Бутурлиновским районом.
20 июля состоялась торжественная линейка с поднятием флага, гимном движения « Возвращение к истокам» в исполнении на гитаре руководителя экспедиции доцента ВГПУ В.Д. Березуцкого и педагогического отряда, состоящего из студентов ВГПУ.
Учащиеся ВГПУ работали с ребятами на протяжении всего пребывания в лагере. Они были их наставниками, вели разъяснительную работу, читали интересные лекции о курганах, о мегалитах, о работе археолога – как, например, определить по скелету пол человека, его возраст и т. д. Ребята задавали им много вопросов, на которые получали исчерпывающие ответы. Кроме этого студенты проводили увлекательные мероприятия, среди которых особенно понравились детям « Славянский базар», лепка из глины, вечерний концерт, посвященный закрытию лагеря с костром, песнями под гитару, чаепитием, с замечательными конкурсами, сказкой « Про колобка», и, наконец, посвящение в археологи. Посвящение в археологи проходило в том месте, где находились валуны или мегалиты. Ребятам приходилось проходить через различные испытания ( им надо было и ползать, и прыгать, и отведать «археологический суп», целовать лопату в железко, в ручку и т. д). И только пройдя все эти трудности, ребята становились настоящими археологами. Ребята остались довольны проведенными мероприятиями. Скучать им не приходилось.
Но самое главное – это то, чем занимаются археологи, конечно же, - раскопки. Они начались уже на второй день работы лагеря. Сначала работал бульдозер. Участок предварительно разметили, сделали фотосъемку. Затем были вырыты четыре траншеи. И только после этого ребята принялись за работу. И тут они впервые соприкоснулись с работой археолога: узнали, что такое зачистка, какая она бывает, как правильно зачищать.
Сначала они познакомились с вертикальной зачисткой.
Затем после вертикальной зачистки нужно было обязательно сделать горизонтальную зачистку.
После нее нужно пройти с веником и замести все, чтобы можно было сфотографировать получившийся срез земли
Ученый-почвовед показал ребятам предположительный пласт земли, по которому ходил древний человек и объяснил, что темные пятна на срезе могут указывать на захоронение и что на них следует обращать особое внимание.
Все чисто и , значит, можно делать фотосъемку, которую потом отправят в РАН.
Конечно, когда работаешь, думаешь, когда же что-нибудь найдешь. И вот , наконец , на четвертый день экспедиции была сделана первая находка. Это был сосуд, относящийся к срубовой культуре 1-2 тысячелетие до н. э.
После этого работать стало еще интересней и у ребят прибавился азарт.
После нахождения сосуда, который руководитель экспедиции В.Д. Березуцкий обещал склеить, восстановить его форму, был обнаружен, почти полностью сохранившийся скелет сурка.
Ребята узнали, что такое « бровка» и что ходить по ней без необходимости нельзя.
В последние дни экспедиции удалось обнаружить фрагмент железной застежки и выполненная из того же металла накладка на одежду или щит, найденные в одном из погребений кургана. Был обнаружен также еще один сосуд бронзового века. Все это стало главной находкой этого сезона. Кроме этого ученые выяснили, что гигантские мегалиты, расположенные неподалеку от кургана, являются его неотъемлемой частью. Об этом пишет районная газета « Заря».
В истории Таловского района остается еще много неразгаданных « белых пятен». За время экспедиции ребята немного приоткрыли завесу истории. Они не только узнали больше о родном крае, увлекательно провели время, но и познакомились поближе с профессией археолога. Школьники получили свой первый социальный опыт. И хочется надеяться, что ребята, которых посвятили в археологи, будут и дальше интересоваться своими истоками и станут настоящими патриотами своей родины. Как дерево без корней засыхает, так и человек без связи со своим прошлым, без знания его не способен к жизни. Наша история – самый лучший учитель для нас.