Мы считаем, что достаточно подробно разобрали и “Египетскую”, и “Тибетскую” Книги мёртвых, и что вам, дорогой читатель уже не нужно доказывать, что рождение - это вовсе не начало нашей Жизни, как и Смерть не является её концом. В этом - Истина. В ней вы можете воочию убедиться во время целенаправленной Медитации на Смерти, детально описанной в нашей предыдущей книге, когда перед вашим внутренним взором пройдёт весь процесс зримой утробной Жизни от зачатия до самого рождения.
В этом же мы убеждаемся также, когда становимся свидетелями возвращения к Жизни людей из состояния клинической Смерти. В этой непреложной Истине мы убеждаемся, когда умерший дорогой для нас человек уходит или на долгое время, или навсегда. Когда из-за невозможности вернуться в свою прежнюю истлевшую или испорченную физическую оболочку его Душа вынуждена вновь родиться, снова пройдя весь путь от зачатия и утробной Жизни до самого рождения. Умирая, мы рождаемся, но только уже в ином Мире. Смерть никогда не была для человека врагом, наоборот, она является великим и мудрым учителем, который, обучая, направляет нас к нашим собственным страхам и побуждает нас работать С НИМ, а не ПОД ЕГО ВЛИЯНИЕМ. Смерть учит нас относиться к Жизни как к целому, а не как к какому-то опасному для нашей истинной Сущности проявлению реальности, от которой мы должны спасаться.
В нашей первой книге мы уже говорили об “искусстве умирать” и сейчас продолжаем эту тему, потому что главная наша задача - убедить вас прекратить искать в Смерти своего самого заклятого врага и заняться поиском того внутри самих себя, кто на самом деле является вашим злейшим врагом и кто после Смерти может доставить вашей Душе (а значит, и вам лично) уйму неприятностей.
Научить вас различать внутри себя эту гнусную гадину и ещё при Жизни постараться избавиться от неё, - вот задача, которую мы преследуем в этой, и во всех остальных наших книгах. Мы уже отмечали, что тексты “Египетской” и “Тибетской” книг мёртвых достаточно сложны для понимания и осознавания славянскому или европейскому типу людей, воспитанных на совершенно иных традициях, фольклоре и культуре.
Но мало кому известно, что у этих книг были аналоги и в европейской культурной традиции. В средних веках, вследствие общей неустойчивости Жизни, в Германии, Австрии, Италии и Франции было написано много работ, обозначаемых общим названием “Ars Moriendi”, то есть “Искусство смерти”. В те далёкие и смутные времена сотни тысяч людей погибали в войнах, от массовых эпидемий, мора и голода, а также в опасных путешествиях на суше и на море. Гибель трети или даже половины населения какой-нибудь страны было обычным делом и Смерть, во всех её разнообразных формах и проявлениях, была постоянной спутницей каждого человека, начиная с его младенчества до глубокой старости, хотя последнее обстоятельство было тогда большой редкостью. Люди постоянно сталкивались со Смертью своих родных, друзей и просто знакомых, и траурные шествия в те времена были обычным делом. Истоки литературы о Смерти прослеживаются вплоть до конца четырнадцатого века, когда уровень смертности среди населения отдельных стран достиг критических и даже катастрофических размеров, а священники просто физически не могли уделить внимание всем умирающим, чтобы подготовить их к Смерти.
В результате очень и очень многие люди вынуждены были умирать без духовной помощи в последний момент, оставаясь после Смерти один на один с собственными грехами, пороками и слабостями. Инициаторами поиска путей подготовки живых людей к собственной кончине были церковные служители, в особенности, доминиканцы и францисканцы, которые обучали всех желающих не только искусству проповеди, но и всему, что следовало знать человеку о Смерти и улаживании своих последних дел. Литературу по “искусству Смерти” можно разделить на две, примерно равные по объёму категории: 1 - занимающаяся вопросами значения Смерти в Жизни человека; 2 - сосредоточенная на рассмотрении вопросов, связанных с переживанием реальной физической Смерти, с приготовлением к ней и с правилами по уходу за умирающими и подготовкой их к Переходу. Первую категорию справедливее было бы назвать не “Искусством смерти”, а, скорее, “Искусством правильной Жизни”, так как в этой литературе больше внимания уделяется не самому предмету, а размышлениям о том, как через Смерть прийти к презрению по отношению к этому Миру. Эти работы учат: • каждое мгновение следует жить так, будто оно - последнее мгновение в вашей Жизни; • Страх Смерти, при всём его отрицательном влиянии на личность, является всё же первопричиной всякой Мудрости, так как вносит в нашу Жизнь непрекращающуюся ни на миг настороженность и постоянное стремление избежать в своих действиях результатов, способных отрицательно повлиять на состояние нашего Сознания и наше положение после Смерти. Люди должны думать не о том, как бы подольше прожить на этом свете, а о том, как прожить, совершая меньше ошибок, способных привести к плохим результатам после Смерти.
Величайший из Мудрецов - Соломон - не зря говорил: “Суета сует, - всё суета”. Для Смерти не существует ни чинов, ни человеческих иерархий, к которым так стремится наш Ум, охваченный гордыней, властолюбием, завистью и другими всевозможными пороками. “Все там будем...” Даже самые выдающиеся личности подчиняются одной и той же, единой для всех, неизбежной жизненной схеме. Многочисленные натуралистические описания всех метаморфоз, происходящих с бренным человеческим телом на различных стадиях его гниения и разложения после Смерти, вызывали не только глубокое отвращение к преходящим Иллюзиям этого Мира, но и способствовали открытию Врат в духовные Миры, что фактически вело к началу качественно нового способа существования человека, понявшего, что стремление к исполнению земных желаний, богатству и власти обернётся только горечью и страданиями в час его кончины.
Поэзия тех времён на тему “Memento mori” (“Помни о Смерти”) представляла философские и религиозные вопросы Жизни и Смерти в виде многочисленных диалогов, ведущихся между человеком и Смертью, человеком и миром, между Жизнью и Смертью, Душой и телом и т.д. Стихи на тему “Vado mori” (“Я иду к Смерти”) передавали чувства и состояния умирающих людей или персонифицированных человеческих качеств перед Смертью или в момент её. Такие стихотворные размышления явились предшественниками песенных текстов, исполняемых во время так называемых “танцев Смерти”, которые, подобно эпидемиям, очень быстро распространялись по всей Европе и привлекали к себе внимание странной силой их психологического воздействия, способного очень легко преодолеть не только половые барьеры, но также разницу в возрасте и в социальном положении их участников. Но нас сейчас больше привлекает вторая категория работ по “Искусству Смерти”, связанная с описанием реальных переживаний умирающих и дающая подробные рекомендации по уходу и оказанию помощи отходящим. Во многих из этих работ давались образцы молитв к Богу, Христу, Деве Марии или святым, но в некоторых давались описания фактических переживаний в процессе умирания, хотя и несшие на себе отпечаток традиционных христианских представлений. Из всех этих многочисленных описаний особого внимания заслуживают явления, переживаемые как нападения сил зла или самого дьявола на умирающего.
Причина их кроется в особенности состояния Сознания, в котором человек пребывает в последние часы, минуты и даже секунды своей земной Жизни. Священнослужители объясняли эти нападения попытками сатаны соблазнить уходящую Душу на свою сторону, отвлечь её внимание от Высших Божественных Сфер, чтобы совратить её посулами всевозможных земных наслаждений и впоследствии этим же погубить. Нападения тёмных сил классифицировались на пять основных видов: • серьёзные сомнения относительно учения Христа и слабость веры, отчаянный поиск выхода и нежелание смириться с приходом Смерти, не позволяющие отходящему увидеть в своём умирании уникальную и чудесную возможность единения со своей Божественной Сущностью; • беспомощность, безысходность и отчаяние перед ожидаемой неизвестностью, чувство вины и мучительные угрызения совести относительно преобладания праведности в своей прошедшей Жизни; • нетерпение, агрессивность, импульсивность, страх и вызванное ими раздражение вследствие физических и душевных переживаний, страданий, уводящих Душу в сферы низших астральных вибраций; • впадание умирающего в непомерное высокомерие, цепляние за земные достижения, за ложное тщеславие и личную гордыню, нежелание подчиниться процессу наступления Смерти, не позволяющие отвлечься от иллюзорной значимости своей личности и принять Смерть как радость предстоящей встречи с Богом; • вызывание в умирающем неожиданного усиления всех порочных качеств, сопутствовавших его при Жизни: зависти, чувства собственности, похоти, ревности, ненависти, жадности, алчности и отвлечение его внимания в сферу земных забот и привязанностей; и т.д., и т.п.
В противовес этим серьёзным дьявольским тенденциям противопоставляются влияния Божественных Сил: ощущения благодати, вышнего благословения, искупления, спасения, заранее дающие возможность умирающему ощутить вкус предстоящих райских духовных наслаждений, подготовить Душу к предстоянию перед Высшим Судом и дать надежду на получение помощи свыше и обещание спасения в случае полного раскаяния в своих грехах. Но всё же самым ценным в работах по “Искусству Смерти” является наличие в них точных указаний, наставлений и рекомендаций как для самого умирающего, так и для лиц, поддерживающих его или провожающих в последний, посмертный путь. Мы уже обращали ваше внимание на то, что египетская и тибетская “Книги мёртвых” несут в себе влияние соответствующего этим народам культурного и религиозного аспектов, связанное ещё и с особыми требованиями присущего им исторического времени и места. Поэтому при работе с этими уникальными памятниками следует обязательно делать поправку на уровень Сознания, соответствующий тому времени.
Для людей, мыслящих шире любых догм и концепций, эти книги, наряду с европейскими работами по “Искусству Смерти”, являются уникальным источником информации об особенностях человеческой психики и Сознания на границах различных сфер Бытия. Я же, со своей стороны, постараюсь дополнить эти книги собственными впечатлениями, базирующимися на богатом опыте моих внетелесных исследований тонкостей посмертного существования человеческой Души.