Таинство Смерти есть Дверь, через которую воплощённая на Земле Душа, расставшись с физическим телом, вступает в следующий этап своего Существования в Вечности. По учению православной Церкви, “смерть есть разлучение души от тела”, после чего Душа остаётся одна с собою, а тело предаётся земле и там разлагается на свои составные части (элементы).
Это - последняя участь человека на Земле, о которой в св. Писании говорится: “и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его”. Слово Божье также свидетельствует: “кто из людей жил - и не видел смерти?”, “человекам положено однажды умереть”, “в Адаме все умирают” и т.д. Иоанн Златоустый пишет, как следует приготавливаться к Смерти: “Ужасна смерть и страшна для незнающих высшего любомудрия, для незнающих загробной жизни, для считающих смерть уничтожением бытия; разумеется, для таких смерть ужасна, уже самое название её убийственно. Мы же, благодатью Божьей увидевшие безвестные и тайные премудрости Его, и почитающие смерть переселением, не должны трепетать, но радоваться и благодушествовать. Потому что оставляем тленную жизнь и переходим к жизни иной, нескончаемой и несравненно лучшей” . (Бесед.83. толк. на Иоанна).
Иисус Христос предупреждал христиан-последователей, что Жизнь на земле исполнится скорби, а Смерть полагает конец скорбям и поэтому встречать её надо с радостью и смирением, как уже попранную крестными муками Сына Божьего, Который Своей Жертвой превратил Смерть в успение, временный покойный сон. По этому поводу Златоустый в восторге восклицал, предвидя в Смерти начало блаженства: “Где твоё жало, смерть?” Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не тяготился своей Жизнью под её конец. Как ни дорога человеку Жизнь в его цветущие и плодотворные зрелые годы, но желание поскорее покончить с затянувшейся старостью характерна практически для всех пожилых людей, уставших от болезней, от своей беспомощности и ненужности обществу. Ещё царь Давид изрёк Истину, что “старость есть труд и болезнь”. Не по этой ли причине он часто взывал к Богу: “Увы мне! потому что пришествие моё продолжается”, - то есть, как ни труден путь страдания, но Смерть придёт к каждому лишь в свой час.