На смену финансовым компаниям и пирамидам на нашей многострадальной родине появилось новое детище финансовых гениев — сетевой маркетинг. Наверняка вы сталкивались с деятельностью сетевых фирм, так как их «сотрудники» без устали бродят по улицам и переходам наших городов и ищут все новых и новых простачков. Где-нибудь в метро или на площади перед вокзалом симпатичные девушки раздают бумажки, на которых напечатано: «Приглашаем на высокооплачиваемую работу». В последнее время текст более конкретизируется: «Иностранное преуспевающее (!!!) предприятие расширяет штат сотрудников. Требуются работники на условиях полной или частичной занятости. Предпочтение отдается врачам, государственным служащим и учителям. Зарплата высокая!» Предложение, как видите, заманчивое. Человек звонит по указанному телефонному номеру, ему сообщают, что как раз сегодня или завтра проводится презентация, где он получит исчерпывающую информацию.
На эти презентации клиента иногда заманивают и иными способами. У станции метро молодые парни или девушки проводят маркетинговые исследования и в ходе беседы с заинтересовавшимися прохожими узнают номера их телефонов. Через несколько дней потенциальным клиентам звонят и сообщают, что они выиграли крупный приз, который будет вручен на презентации такой-то организации. В указанный «сотрудниками» день и час в большом зале какого-нибудь клуба или учреждения собираются сотни желающих получить высокооплачиваемую работу или обещанные призы. Собравшимся работники фирмы сообщают, что их компания занимается сетевым маркетингом, что она одна из крупнейших в своей области. Многие пришедшие на презентацию не понимают, о чем идет речь. При чем тут какой-то маркетинг? И тут на сцене появляется один из руководителей фирмы и интенсивно «навешивает лапшу на уши» всем собравшимся. Он стартует с теории и правил осуществления деятельности и финиширует описанием сказочных доходов, которые получают пример- ные работники фирмы. Речь идет о дорогих автомобилях, многоэтажных коттеджах и так далее. Естественно, современным «клиентам» требуются доказа- тельства. И, для полного убеждения, на трибуну выходят опытные работники фирмы, в зале меркнет свет и на белом экране над сценой появляется цветное изображение, проецируемое установленным в партере диапроектором.
Перед зрителями на экране разворачивается прямо-таки голливудская сказка о том, как гражданин Н. полгода не получал на заводе зарплату и жил впроголодь (на слайдах все слова ведущего находят подтверждение), но, приступив к сетевому распространению, он за пару лет прикупил новый французский автомобиль, четырехкомнатную квартиру в престижном районе и обеспечил всем необходимым двоих детей. Как ни странно, выступающие обычно не говорят о способе, при помощи которого они так обогатились-Посетителей лишь убеждают в том, что сетевой маркетинг является прогрессивной формой ведения бизнеса, которая широко распространенна во всех развитых странах. Обычно презентация длится несколько часов. Иногда для посетителей устраивается фуршет, состоящий из сластей и соков. Естественно, потрясающие перспективы обогащения завораживают многих. Им не терпится узнать, как получить столь выгодную работу. Оказывается — очень несложно. Первый шаг — это перечислить на лицевой счет фирмы какую-то тысячу долларов.
Потом привести с собой еще трех «клиентов», которые тоже перечислят на счет фирмы деньги. И тогда наступит момент, когда придется купить себе кошелек побольше — ведь деньги посыпятся нешуточные! - Разумеется, взамен тысячи долларов «клиентам» вручают бумажку, которая, конечно же, никогда не позволит «новому сотруднику» вернуть свои кровные. От нее никакого проку, разве что потом показывать своим детям, чтобы вызвать у них здоровый смех. Как видите, это та же самая финансовая пирамида, только в другой обертке. Сотрудники, которые работают в фирме с самого ее начала, конечно, неплохо заработают. Кто пришел попозже — более или менее подработают. Но большинство «клиентов», которых привлекут в момент самого «расцвета» деятельности, останутся ни с чем, даже вряд ли вернут свою тысячу долларов. Также фирмы сетевого маркетинга иногда заставляют своих «сотрудников» продавать определенный товар.
Способ одурачивания покупателей сходен с описанным чуть выше. Потенциальных клиентов заманивают расклеенные по всему городу объявления с напечатанным большими буквами словом «Работа» или работники фирмы, раздающие пригласительные билеты в переходах и на улицах. Для начала также проводится длинная презентация, где восторженно рассказывается о сказочных свойствах вроде бы совершенно обычной безделушки или никому не известного медицинского препарата (пищевой добавки). Затем новоиспеченным «сотрудникам» предлагается купить этот сенсационный товар всего за 150 долларов и получить в придачу проспекты, с помощью которых можно одурачить других людей. Если потенциальные «клиенты» сотрудников не торопятся принять решение, руководство рекомендует вести их на презентацию более высокого класса, где их обработают более профессионально. При продаже товара «клиентам», а также при продаже товара «клиентами» другим людям сотрудники фирмы получают вознаграждение (обычно определенный процент от суммы сделки). По такой схеме у нас несколько лет успешно распространялась пищевая добавка «Гербалайф». Сейчас в основном так распространяют продукцию как зарубежных, так и российских косметических фирм. Иногда на презентациях людей уговаривают подписать договоры, которые навязывают им различные долговые обязательства.
Пару лет назад одна женщина попала на презентацию фирмы, производящую дорогостоящую посуду, которой приписывают чудодейственные качества. После многочасового убеждения и профессионального «промывания мозгов» женщина подписала договор на сумму около 3000 долларов. По условиям этого договора, она, не получив ни единицы товара, заплатила первый взнос, равный 300 долларам. Оказавшись дома, женщина осознала свою ошибку. Ей, собственно, не нужна была новая посуда, да еще и за такие деньги. Условия договора, который она подписала, у женщины также вызвали отрицательные эмоции. В конце концов, осознав, что ей ничего хорошего не светит, женщина решила не продолжать выплаты по договору. Она мысленно простилась с тремя сотнями долларов взноса и забыла о «покупке». Прошло несколько месяцев, и женщина получила от фирмы письмо с требованием немедленной уплаты 25 % от суммы договора, что составило около семи сотен долларов. Женщина, конечно, возмутилась. Ведь посудой она не пользовалась, а за прошедшее с момента заключения договора время фирма вполне могла продать этот посудный набор. Она попыталась обратиться к юристам, но все тщетно. В подписанною ею договоре на самом деле имелся пункт о 25-процентном возмещении расходов компании, если товар не выкупается полностью.