Навигация
Обмен ссылками

 

Модели распространения программного обеспечения

автор: Art
Существует довольно много различных моделей распространения программного обеспечения. Рассмотрим характерные особенности некоторых их них.

9.1.1. Бесплатные программы (Freeware)
Эта модель распространения программного обеспечения подразумевает отсутствие оплаты за использование программ. Очень часто по такому принципу распространяются небольшие утилиты, которые, по мнению авторов, могут оказаться полезными широкому кругу пользователей, но не будут иметь спроса, если назначить плату за их использование. Разумеется, существуют программисты, создающие бесплатные приложения из любви к искусству или нелюбви к излишней коммерциализации современных информационных технологий. Часто несколько добровольцев организуют команду, разрабатывающую и поддерживающую достаточно сложную программную систему. Многие бесплатные программы распространяются в исходных текстах. Но надо отдавать себе отчет в том, что программы в исходных текстах и бесплатные программы — это совсем не одно и то же. Коммерческие продукты тоже могут поставляться в исходных текстах.

Довольно часто встречается ситуация, когда программа или библиотека бесплатна для личного использования, но требует лицензии (иногда весьма не дешевой) для коммерческого применения. Не редки случаи, когда бесплатное программное обеспечение разрабатывается крупными коммерческими компаниями для упрочнения положения на рынке. Так, например, документы в формате PDF вряд ли имели бы сегодня такую популярность, если бы никогда не существовала бесплатная программа для их просмотра — Adobe Acrobat Reader, дополняющая линейку платных продуктов для создания PDF-документов (Acrobat Exchange, Distiller, Business Tools, Approval и т. д.). Аналогично, для документов, созданных в коммерческой программе Microsoft Word, существовала бесплатная программа просмотра Microsoft Word Viewer, также разработанная корпорацией Microsoft. Иногда автор бесплатного проекта продает кому-нибудь все права на свое детище, а новый владелец начинает распространять ту же самую программу за деньги, иногда нанимая бывшего автора для продолжения разработки. Не удивительно, что такая судьба, в подавляющем большинстве случаев, постигает именно удачные и полезные бесплатные программы.

9.1.2. Почти бесплатные программы
Иногда авторы программ по каким-то соображениям не хотят распространять их как коммерческие продукты, но и не возражают против получения каконибудь отдачи, не считая морального удовлетворения. Чаще всего выбирается один из следующих методов распространения".
• Cardware — каждый пользователь программы, желающий зарегистрироваться, должен послать автору программы почтовую открытку с видом местности, где он проживает;
• Mailware — более современный вариант Cardware, подразумевающий отсылку автору электронного письма. Как правило, в ответ автор присылает регистрационный код, дающий возможность работать с программой;
• Donationware — это когда автор не требует никакой оплаты, но предлагает всем, кому понравилась программа, пожертвовать произвольную сумму, чтобы поддержать разработку;
• Gifrware — почти то же самое, что и Donationware, но автор готов принимать не только денежные пожертвования, но и другие подарки;
• Beerware — благодарность за программу принимается в виде пива;
• Vegeware — автор собирает с пользователей плату за программу в форме рецептов вегетарианских блюд;
• Memorialware — человек по имени Гари Крэмблитт (Gary Cramblitt) посвятил свою программу памяти отца и распространяет ее как Memorialware. Для пользователей программа бесплатна, но всем желающим предлагается помочь мемориальному фонду Крэмблитта-отца.

9.1.3. Программы, показывающие рекламу (Adware)
В последние годы XX века, когда бурный рост интернет-технологий еще не успел перейти в глубокий кризис, была популярна модель распространения
программного обеспечения, демонстрирующего рекламу. "Ad" яачяется сокращением от английского слова Advertisement — реклама. Основная идея заключалась в том, что разработчик получал плату за использование программы не от конечного потребителя, которому программа доставалась бесплатно, а от рекламодателей. А пользователь был вынужден смотреть на доставляемые программой через Интернет рекламные картинки. Разумеется, этот подход годился преимущественно для программ, работа которых прямо связана с доступом в Интернет. Однако со временем эффективность рекламы такого рода значительно снизилась, и найти желающих платить за нее настоящими деньгами стало довольно трудно. Но продолжают существовать спонсируемые программные продукты (как правило, информационной направленности), разработка которых ведется на деньги рекламодателей в обмен на размещение их информации в программе.

9.1.4. Коммерческие программы (Commercial)
Коммерческое программное обеспечение, очевидно, создается с целью извлечения прибыли и распространяется за материальное вознаграждение. Наверное, коммерческие программы больше всего похожи на обычные товары, которые люди привыкли покупать в магазинах. Прежде всего, для программного обеспечения, распространяемого как чисто коммерческое, применяется принцип "деньги — вперед", т. е. пользователь получает программу только после полного внесения оплаты. Очень многие программы, распространяемые таким способом, являются "коробочными" — при покупке пользователь получает коробку, в которой уложены носители информации (например DVD или компакт-диски), документация, регистрационная карточка и еще все что угодно, на усмотрение продавца. Разумеется, автор (или правообладатель) кровно заинтересован в том, чтобы собрать плату с каждого пользователя программы. Для достижения этого необходимо применять технологические методы, ограничивающие распространение нелегальных (нелицензированных) копий программы. К популярным технологическим методам относятся различные аппаратные защиты, системы регистрации и активации, проверка лицензии через Интернет при каждом запуске программы и т. д. Однако чисто коммерческое программное обеспечение обладает одной очень важной особенностью. Конечный потребитель сможет получить представление о том, что он покупает, только после совершения покупки, и, следовательно, достаточно высока вероятность того, что он будет разочарован и захочет избавиться от программы и вернуть назад заплаченные деньги. Для того чтобы не отпугнуть покупателей, продавцы часто вынуждены обещать возврат денег в течение, например, двух недель с момента покупки, если программа не понравится.

9.1.5. Почти работоспособные программы
Разработчики коммерческих программ в рекламных целях выпускают ограниченные ознакомительные версии своих продуктов. Такие версии обычно не позволяют плодотворно работать, но создают правдивое впечатление о функциональности программы. Можно выделить несколько основных ти-
пов ограниченных программных продуктов:
• Demoware — это когда в программе присутствуют функциональные ограничения. Например, можно обрабатывать файлы не более определенного размера, нельзя выполнять сохранение и т. д. Такие программы иногда называют Crippleware — "урезанное" программное обеспечение;
• Trialware — подразумевается наличие ограничений по времени использования. Ограничения могут выражаться в виде длительности периода времени, на протяжении которого можно пользоваться программой (например 30 дней с момента инсталляции) или в виде фиксированной даты истечения тестового периода. Может ограничиваться число запусков программы или число процессов обработки;
• Nagware — пользователь регулярно извещается о том, что данная версия программы не является полноценной коммерческой версией. Такое извещение может выглядеть как диалоговое окно, появляющееся при запуске программы и с некоторой периодичностью во время работы, дополнительные надписи, выводимые на принтер или экран, и т. д.

Разумеется, возможны различные комбинации описанных ограничений. И далеко не каждый коммерческий продукт имеет ознакомительную версию — такой подход скорее исключение.

9.1.6. Условно бесплатные продукты (Shareware)
Наличие возможности оценить программу до покупки ("try before you buy") является отличительной чертой условно бесплатных продуктов. Share переводится с английского языка как разделять, совместно использовать. Подразумевается, что незарегистрированную версию условно бесплатной про-
граммы можно свободно распространять в неизмененной форме. Условно бесплатное программное обеспечение так же, как и коммерческое, разрабатывается с целью извлечения прибыли. Но потенциальному пользователю до того, как он заплатит деньги, обязательно предоставляется возможность попробовать программный продукт в действии в течение некоторого периода времени. По истечении тестового периода потенциальный покупатель должен принять решение о приобретении программы. Если решено отказаться от покупки, то надо прекратить использовать программу и удалить ее с компьютера. В противном случае, необходимо оплатить лицензию на программу, после чего продавец предоставит возможность получения полнофункциональной версии программы. Обычно условно бесплатные программы доставляются через Интернет и имеет небольшой размер (единицы мегабайтов). Также очень часто для
превращения ограниченной версии в полнофункциональную не требуются никакие дополнительные файлы — достаточно ввести правильный регистрационный код, полученный от продавца.

На период бесплатного использования накладываются ограничения, схожие с ограничениями на оценочные версии коммерческих программных продуктов. Точные ограничения оценочного периода, как правило, оговариваются в лицензионном соглашении на использование каждого конкретного продукта. Условно бесплатные продукты очень популярны. Многие крупные разработчики берут на вооружение концепцию "try before you buy", чтобы заинтересовать покупателей. По сути, ограниченные ознакомительные версии коммерческих продуктов являются всего лишь одной из модификаций идеи Shareware. Даже корпорация Microsoft бесплатно распространяет 120-дневные версии Windows 2003 Server и Visual Studio .NET. Правда, небольшое отличие заключается в том, что для превращения 120-дневной версии в полноЦенную придется получить диск с новой версией и выполнить процедуру обновления, а для "классических" условно бесплатных программ переход к полной версии происходит сразу же после ввода правильного регистрационного кода.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей