Навигация
Обмен ссылками

 

МАСТЕР-ПЛАН МУЗЕЙНОГО ОСТРОВА – КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ

автор: Art
Музейный остров – воистину уникальное место в сердце Берлина. Не более чем на одном квадратном километре площади расположился всемирно известный музейный космос из пяти археологических и двух художественных коллекций, где собраны под- линные свидетельства шеститысячелетней истории культуры человечества, потрясаю- щего качества и разнообразия, магнит для почти двух миллионов посетителей со всего мира ежегодно.
МАСТЕР-ПЛАН МУЗЕЙНОГО ОСТРОВА –  КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ

Выросший за сто лет (1830–1930) единый ансамбль из пяти зданий, с впечатляю- щими дополнительными сооружениями, создан значительными архитекторами того времени: Старый музей (1824–1830) построил Карл Фридрих Шинкель, Новый музей (1841–1859) – Фридрих Август Штюлер, Старая Национальная галерея (1866–1876) воз- ведена Иоганном Эберхардом Штраком, по Штюлеру, Музей Боде (1898–1904) – Эрн- стом Эберхардом фон Ине, Пергамон-музей (1909–1930) – Людвигом Хофманом, по Альфреду Месселю.

Вместе с объединением Германии в 1990 г. собраниям Государственных музеев Бер- лина, хаотично разрозненным войной и послевоенным развитием, представился ис- торически уникальный шанс объединения и переустройства, ориентированного на будущее.

Мастер-план Музейного острова является архитектурным воплощением концепции Государственных музеев Берлина для этого объединения и переустройства, формулирует основные положения для санации и завершения ансамбля Музейного острова XXI в.
МАСТЕР-ПЛАН МУЗЕЙНОГО ОСТРОВА –  КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ


Запланированные изменения и дополнения в области строительства исходят из кон- цепции объединения музейного организма, хаотично разорванного войной и разделом Германии. Она охватывает пять содержательных вопросов:

1. По сути необходимо привести в порядок четыре очень разных музейных строения (Старый, Новый музеи, Музей Боде и Пергамон-музей) и сделать возможной современ- ную презентацию выставок; также нужно пространственно связать существующие отде- льно стоящие здания и таким образом подчеркнуть целостность уникального музейно- го организма. Это происходит на нулевом и минус первом уровнях Музейного острова посредством Археологического променада, создание которого позволяет сохранить самоценность каждого здания. Для этого же отказались от первоначально запланиро- ванного восстановления надземных соединений между домами.

Археологический променад, с одной стороны, архитектурными средствами вопло- щает в себе ясную научную и музейно-дидактическую концепцию, с другой – берет на себя роль транзитной распределительной составляющей и становится завершающим элементом в соединении между собой четырех исторических строений, а также их при- вязки к новому входному зданию у канала Купферграбен.

Исключенной из этого пространствен- ного объединения была и остается Старая Национальная галерея, блестяще открытая в 2001 г. после убедительной генеральной санации.
МАСТЕР-ПЛАН МУЗЕЙНОГО ОСТРОВА –  КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ


2. Возросшие и продолжающие увели- чиваться потоки посетителей требуют от музеев создания внутри каждого здания эф- фективной и беспрепятственной системы обустройства, а также ориентированных на потребности различных групп посетителей оптимальных маршрутов по экспозициям.

Это должно, с одной стороны, обес- печиваться созданием главного маршрута с посещением наиболее значимых экспона- тов Пергамон-музея – древней архитектуры на уровне основного этажа – для большого количества организованных групп посети- телей (ок. 65 % всех гостей Музейного ост- рова) с относительно коротким временем пребывания, с другой – предложением не- скольких взаимосвязанных обходов со спе- циальными целями.

Поэтому остаются открытыми исторические входы отдельных зданий, внутри же в первую очередь создаются маршруты с использованием новых вертикальных соеди- нений. В Старом музее должна появиться новая лестница в перекрытом западном дво- ре, Музей Боде в одном из пяти своих дворов получит новое строение с лестницей и лифтом.

Когда будут окончательно соединены северное и южное крыло Пергамон-музея, появится законченный обход по уровню основного этажа.
Одновременно восстанавливаются исторические, принадлежащие собраниям входы в Музей исламского искусства и Переднеазиатский музей. В Античное собрание можно войти также прямо с территории Почетного двора.

Пергамон-музей на уровне основного этажа связывается с новым входным зданием, которое станет для групп посетителей как входом на Музейный остров, так и выходом с него, конечной точкой главного маршрута.

Этот маршрут, путь через 3200 лет истории архитектуры человечества, начинается в зале Зинджирли, ведет на вавилонскую Дорогу процессий и к воротам Иштар, через рыночные ворота Милета в восточное крыло, в Пергамский зал, через эллинистический зал к фасаду Мшатта в северном крыле, затем в новое крыло с воротами Калабша, еги- петским храмом и фасадом Тель-Халафа.

Свободный доступ через двор Пергамон-музея к Пергамскому алтарю и к общедо- ступным сервисным службам в цокольном этаже, так же как и связь двора с внешними площадями Музейного острова через два прохода в цокольном этаже укрепляют обще- ственный характер этого места как своего рода форума.
МАСТЕР-ПЛАН МУЗЕЙНОГО ОСТРОВА –  КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ


3. Мастер-план должен решить третью проблему музеев: удовлетворить возросшие и все повышающиеся требования разных групп посетителей к сервисным учреждени- ям, которых должно быть достаточно и которые должны правильно выполнять свои функции. В связи с этим для всего Музейного острова была разработана внутренне со- гласованная концепция инфраструктуры: она учитывает роль нового входного здания, с одной стороны, и специфику существующих зданий – с другой.

Такая концепция гарантирует каждому зданию самостоятельность: собственные кас- сы, гардеробы, музейные магазины и кафе, помещения для докладов и обслуживания школьников. Но сверх того она предусматривает, что новый входной центр и Перга- мон-музей возьмут на себя необходимые функции центра Музейного острова.

Эти задачи архитектурно и функционально были разделены так, чтобы обеспе- чить максимальную эффективность и выгоду. Так, в цокольном этаже северного крыла Пергамон-музея расположен центральный ресторан Музейного острова примерно на 300 человек, который должен привлекать посетителей и в нерабочее для музеев вре- мя. Музейно-педагогические учреждения, в которых одновременно можно работать с 15 школьными классами и которые включают в себя мастерскую, рабочие помещения, дополнительные площадки, объединены в южном крыле. Исходя из функциональных соображений и в ресторан, и в школьный центр можно войти прямо со двора Перга- мон-музея через отдельные входы, чем поддерживается также будущий характер кампуса для всего Музейного острова.

Новое входное здание – основной центр для посетителей – берет на себя прием и широкое обслуживание большого количества экскурсионных групп посредством эф- фективного оказания услуг (информация, касса, гардероб, туалет), а также обеспечива- ет быстрый доступ к экспозиции, преимущественно на главный маршрут в Пергамон- музее. Кроме того, Академия посетителей предлагает разнообразные мероприятия в многофункциональной аудитории и в медиацентре.

С точки зрения музейной политики обязательной является зона временных выста- вок, которая предоставляет всем собраниям Музейного острова возможность реализо- вать полноценную и широко специализированную выставочную программу.

Для представительских мероприятий во время и вне часов работы музеев открыт новый центр для посетителей с гостеприимным фойе, кафе и центральным музейным магазином – привлекательный адрес в центре Берлина, который замечательным обра- зом может объединить город и музей, политику и культуру.
Здесь следует напомнить о том, что сначала принять на себя некоторые из этих функций должен был Новый музей. Однако интенсивное планирование с архитектур- ным бюро Дейвида Чипперфилда уже в 1998 г. привело архитекторов, музейщиков, специалистов по охране памятников и строительству к единому мнению: это хрупкое здание ни в коем случае не сможет принять на себя функции центра Музейного острова. Скорее оно нуждается в разгрузке другими зданиями музейного ансамбля, так как наря- ду с Пергамон-музеем именно Новый музей должен выдерживать наибольший наплыв посетителей.
На более поздней фазе планирования архитекторы исследовали потенциал и Пер- гамон-музея в качестве здания, выполняющего для Музейного острова подобные центральные объединяющие и инфраструктурные функции. Результат этого анализа
2001 г. очевиден: Пергамон-музей никоим образом не сможет обеспечить необходимую

инфраструктуру для прогнозируемого музеями количества посетителей – три милли- она в год. Вместимость его помещений исчерпывается при 60 % исходящих из этого расчета потребностей, а маршруты экскурсий неэффективны и запутаны. Помимо того в любом случае отсутствовали бы решающие для центра Музейного острова функции: зона временных выставок, Академия посетителей с многофункциональной аудиторией и медиацентром, ресторан и музейный магазин.

По итогам проведенного предварительного планирования, в процессе которого как ядро концепции освоения и инфраструктуры рассматривались Новый музей и Перга- мон-музей, а также новое входное здание, действительно ориентированным в будущее и в то же время экономичным воплощением музейно-политической и научной концеп- ции в рамках мастер-плана Музейного острова оказался выбранный музеями вариант доступа к главному маршруту через новое входное здание и его присоединение к Архе- ологическому променаду.

4. Привлекательные свободные площади и внешние сооружения, которые до сих пор использовались в основном для внутримузейных нужд, в соответствии с четвер- той целевой установкой мастер-плана должны стать полностью общедоступными. Это касается дворовых зон вокруг Пергамон-музея, площади между Старой Национальной галереей и Новым музеем, территории вокруг виадука, а также пяти внутренних дворов Музея Боде.
Эти площади были оформлены по-новому и высоким качеством пребывания обеспечивают совершенно новое впечатление от Музейного острова.

Ядром свободных зон был и остается ансамбль Старой Национальной галереи, Нового и Старого музеев как группы зданий с обрамляющими колоннадами вокруг включенного в нее парка. Это чрезвычайно ценно как для самого острова, так и для прилегающего городского пространства. Составной частью созидательной концепции являются также полное освобождение и санирование выходящих на Шпрее колоннад, внешнее освещение острова и его оснащение скамейками.

Конечно, с восстановлением Нового музея Дейвидом Чипперфилдом будут снова установлены и колоннады перед восточным фасадом и южной стороной здания, так что запланированная Штюлером в 1841 г. «Аркадия» на этом месте возродится.

Внутренне дифференцированная система указателей и информации должна по- мочь гостю сориентироваться как по дороге к Музейному острову, так и на нем са- мом (особенно во время предстоящего строительства) и придать его новому облику завершенность.

Работы по санированию на колоннадах и в парковой зоне будут по сути завершены к открытию Нового музея в октябре 2009 г.

5. Решающим условием для планировки, которая предусматривает максимально воз- можное общественное использование всех пространственных зон Музейного острова, согласно пятому пункту мастер-плана является концентрация внутримузейных функций в музейных дворах.

Территория с другой стороны канала Купферграбен, напротив Музея Боде, с имею- щейся здесь площадью для новых построек (в том числе для новой галереи живописи) и с уже существующими зданиями, словно создана для того, чтобы принять научную администрацию и реставрационные мастерские, а также исследовательские фонды и архивы археологических собраний во всей их функциональной взаимосвязанности. Поэтому они обозначены в общей концепции Музейного острова как будущий ведущий научный и реставрационный центр Государственных музеев Берлина, научно-исследо- вательское учреждение, богатое традициями; его значение, надеемся, будет постоянно расти в разнообразным сотрудничестве с национальными и зарубежными партнерами.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей