Навигация
Обмен ссылками

 

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

автор: DARK-ADMIN
В моменты кризисного состояния общества возрастает влияние на его духовную составляющую религии, расширяется спектр религиозных и нерелигиозных верований, усиливаются мистические настроения, связанные с суеверием, оккультизмом. Особенно это заметно среди молодежи. В настоящее время молодежь участвует в различных нетрадиционных религиозных объединениях и неформальных движениях, учащаются случаи экстремизма в ее среде.
В Мордовии насчитывается более десятка неформальных молодежных движений: готы, эмо, рокеры, рэперы, панки, футбольные фанаты и т.п. Правоохранительными органами республики пресечена деятельность религиозной группы, входящей в сатанинскую организацию «Благородный орден дьявола». В настоящее время важно обратить пристальное внимание на деятельность этих нетрадиционных молодежных организаций, которые, по словам организатора сатанинской группы А. Б. Казакова, стали базой для создания его организации. Следует отметить прежде всего такие движения, как трейсеры, рэперы, неофашисты (скинхеды), гопники, панки, хиппи, металлисты, эмо, готы.
Движение трейсеров исходит из понятия паркура – дисциплины, заключающейся в быстром преодолении препятствий. Официальной датой зарождения паркура в Саранске стало 3 сентября 2006 г., когда группа будущих трейсеров собралась на первую тренировку. В Саранске было четыре команды: «Urban free run», «Under ways», «Street jumpers» и «Free men» по 4-5 человек в каждой. Недавно они объединились в общую команду – «Saransk Parkour Alliance». В Мордовии нет специализированной площадки, паркур живет под открытым небом [1].
Без усиленного контроля субкультура трейсеров несет потенциальную опасность. Стремление к беспредельной свободе, выраженное подрастающим поколением, дает особый склад личности, которая нацелена на вседозволенность. Сегодня необходимо свести деятельность этой группы к официальным занятиям, пока идея вседозволенности, родственная сатанистам, не
стала определяющей.
Субкультура рэперов на территории РМ существует достаточно долго. Основную категорию мордовских рэперов составляет молодежь 13-14 лет и старше. В глобальной сети функционирует рэп-портал Мордовии, посвященный русскому рэпу, с которого можно бесплатно скачивать музыку, биографии рэпгрупп, рэп-клипы и рэп-тексты. В 2008 г. проводился городской фестиваль «Рэполимп-2008», в котором приняли участие порядка 15 групп и индивидуальных исполнителей. В настоящее время их число растет. Непрофессиональное чтение рэпа часто можно услышать на школьных и студенческих концертах.
Проблема подростковой агрессии – одна из самых актуальных. Несформированная личность способна в таком состоянии на многое. Жестокость в любых проявлениях составляет основу сатанинских организаций.
Неофашисты (скинхеды) – группа молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников и высоких армейских ботинках. Множество погромов и актов вандализма, приписанных скинхедам, вполне вероятно, на долгие годы определит негативное отношение общества к этой субкультуре.
В Мордовии скинхеды функционируют как клуб футбольных фанатов, потенциально опасных для общества. В 2002 г. саранские нацисты отпраздновали день рождения Гитлера, организовав парадное шествие по улицам города. 14 мая 2003 г. саранские скинхеды устроили охоту на рэперов [3].
Идея избранности, как основополагающая в этой субкультуре и толкающая на произвол, уводит от подлинных ценностей. В связи с таким подходом подрастающее поколение забывает о любви, справедливости и других неотъемлемых ценностях человека, что станет базой для такого явления, как сатанизм.
Гопники – агрессивные молодые люди с бандитской идеологией и лагерным лексиконом, выделяющиеся стилем одежды. В 1990-х годах гопничество в Мордовии стало очень популярным, особенно среди несовершеннолетних. В настоящее время представители субкультуры гопников не столь явны по своим внешним проявлениям. При этом снизился уровень преступности несовершеннолетних, которые и составили базу для этого неформального молодежного течения. Однако идея ухода от нормы, которую впервые в Мордовии продемонстрировали именно гопники, осталась и воплотилась в движения неформалов.
Субкультура панков предполагает во многом асоциальное действие и употребление грубой лексики под воздействием наркотиков, спиртных напитков, токсических веществ. Все это выражает идею антисистемы. Сегодня панки республики не имеют лидера, они все равны и свободны: отвергают любые официальные организации, даже поддерживающие их движение. Прекратил функционировать сайт саранских панков. Угасание активности панк-движения – общероссийская тенденция. Однако стремление к протесту осталось и выражается по-прежнему в асоциальной форме поведения.
Субкультура хиппи – движение молодежного протеста против сложившегося уклада жизни, возникшее на рубеже 1960-х годов в США и других странах. Изначально хиппи предприняли самый большой бесконтрольный эксперимент употребления наркотиков. Это была их свобода, представляющая собой бунт. Художники, поэты, писатели, музыканты – все чувствовали вдохновение под воздействием марихуаны, мескалина, ЛСД, экстези, кокаина. Для хиппи-культуры в Республике Мордовия характерно увлечение самиздатом. В
2002-2004 гг. в Саранске хиппи выпускали такие издания, как «Время колокольчиков» и «Наскальная живопись», где в основном перепечатывались Интернет-материалы. В целом субкультура хиппи в Мордовии, как и панковское движение, сегодня находится в угасающем состоянии. Идея вседозволенности, доходящая до свободных призывов к употреблению наркотиков, распространению
свободной любви, стала основой разложения молодежи. Несмотря на затухание этой субкультуры, мы видим распространение этих изначальных установок.
Металлисты – молодежная субкультура, которая появилась в 1980-е годы.
Идеология этой субкультуры сосредоточена вокруг особого стиля музыки. Большинство металлистских организаций встречается в г. Саранске, Рузаевке, а также в нескольких районах. К возможным результатам воздействия рок-произведений на мозг человека относятся агрессивность, ярость, гнев, депрессия, страхи, вынужденные действия, состояние транса различной глубины, склонность к самоубийству, неестественный, принудительный секс, неспособность четко принимать решения, непроизвольное движение мышц, желание постоянного звучания рок-музыки, развитие мистических наклонностей, социальная отчужденность.
В Саранске к группам, играющим металл, относятся: «Саркома», «Новатор», «Аргир», «Александрия», «13 Апостол», «PHEROMONE», «Like the wind», «Бастион», «Кардан», «BLACK STAR». Лучшей считается группа «Мания величия».
Субкультура эмо выражает себя во внешней манере одеваться и особом внутреннем состоянии. Если в крупных городах эмо-культура давно заняла свое место, то в Саранске она только начала развиваться. В Саранске был зафиксирован поистине вопиющий случай: 17-летний студент Мордовского университета Вячеслав Сергеев разбился, упав с 12-го этажа. По версии следствия, юноша расстался с жизнью после ссоры со своей девушкой. Участники неформального движения эмо считают, что к гибели их единомышленника причастны скинхеды [2]. В Мордовии эмо – это не столько музыкальное направление, основанное на гиперэмоциональном восприятии действительности, а мода, получившая в настоящее время широкое распространение. На городском форуме Саранска развернулась серьезная полемика по поводу существования мордовских эмо, перешедшая в их оскорбление и унижение. В Интернете широкую известность получили иронические «заповеди эмо»: «Тщательно спланируйте сценарий своего самоубийства, обмозгуйте, где, когда и как оно состоится, после расскажите всем о том, что собираетесь умереть, ревите, бейтесь головой о диван или подушки, орите…» [6].
Подобное увлечение чувственными мечтами приводит к разрушению человека, который за внешними переживаниями скрывает смертный грех уныния, приводящий к суициду. В связи с этим мы имеем дело с патологией личности.
Готы – субкультура, возникшая в конце 1970-х годов в Англии. Суть идеологии готов – смакование боли и страданий, упоение своими несчастьями, реальными или надуманными. Большинство саранских представителей этого движения относятся к вамп-готам, для которых характерно употребление крови в определенных ритуалах на кладбищах Мордовии. В настоящее время в республике ни лидера, ни формальной структуры у них нет. Субкультура готов, часто приравниваемая к сатанистам, несет угрозу как для всего общества, так и
для самого человека, что в рамках обозначенного региона особенно опасно.
В 2009 г. в Мордовии обезврежена секта сатанистов, вовлекавшая в свои ряды студентов и школьников. В последние годы сатанизм получил значительное распространение в России. Сатанизм в Мордовии получил распространение с конца XX в. Саранское братство сатанистов, или как они себя называют, «приверженцев черного культа», активнее всего действовало в
1997-1998 гг. Молодые люди (в основном студенты) собирались в группы по 10-15 человек, ночью шли на городское кладбище, где на одной из старых могил с большим черным надгробным камнем совершали обряды [4].
Более того, на этом деятельность сатанистов на территории Республики Мордовия не прекратилась. Октябрьским районным судом г. Саранска Республики Мордовия в 2009-2010 гг. рассматривалось дело в отношении членов религиозного объединения (сатанистов), которые причинили вред отдельным гражданам. Межрегиональное подразделение религиозного объединения сатанинского толка «Благородный орден дьявола» (существует на территории России с 1999 г., объединяет сатанинские организации Москвы, Краснодарского края, Республики
Татарстан, а также Беларуси и Украины). В настоящее время установлены более 60 членов сатанинского объединения из числа жителей Мордовии и Ульяновской области: студенты и выпускники высших и средних специальных учебных заведений, ученики школ. Организатор – уроженец г. Минск Республики Беларусь, гражданин Республики Беларусь Александр Борисович Казаков.
21 января 2009 г. Следственным управлением Следственного комитета Прокуратуры РФ по Республике Мордовия были возбуждены 2 уголовных дела по признакам ч. 1, 2 ст. 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан), арестованы А.Б. Казаков и Денис Германович Даньшин, которые в дальнейшем были осуждены.
По местам жительства активных членов сатанинской организации, а также по месту отправления религиозных обрядов изъяты многочисленные предметы сатанинского культа, списки членов, иные доказательства их преступной деятельности. Выявлены факты причинения физического насилия членам религиозной организации, намеревавшимся выйти из ее состава, половых сношений с лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста. Казаков фактически создал религиозное объединение, деятельность которого
сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением граждан к совершению противоправных деяний, осуществлял руководство таким объединением и пропаганду указанных деяний.
Для совершения религиозных обрядов, проведения собраний членов ордена, изучения основ религии сатанизма, хранения религиозной литературы и ритуальных предметов 10 декабря 2008 г. А.Б. Казаков арендовал жилое помещение – частный дом.

В результате проведения оперативно-разыскных мероприятий установлено, что Казаков давал указания членам ордена вступать в половые сношения с вновь принимаемыми адептами и тем самым он жестко регламентировал различные аспекты жизни членов ордена.
В настоящее время установлены 42 члена объединения, устанавливаются личности еще 18, информация о которых направлена в территориальные подразделения по противодействию экстремизму МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
В конце 2009 г. Госдепартамент США обнародовал ежегодный отчет о ситуации со свободой совести в мире за год. В части доклада, посвященной России, отмечается, что власти ограничивают права ряда религиозных меньшинств: «…некоторые органы безопасности, включая ФСБ, относятся к деятельности руководства некоторых нетрадиционных религиозных групп как угрожающей общественной безопасности». В качестве примера «нарушения религиозной свободы» было приведено задержание российскими спецслужбами А.Б. Казакова. Забота авторов доклада о правах сатанистов удивила представителей Русской Православной Церкви. Сатанопоклонничество несет в себе прямой вызов обществу. Эта «религия» выступает за отмену любых нравственных и правовых ограничений, государство и общество не должны спокойно взирать на противоправные обряды, которые совершают сатанисты [5] .
Это последний официально зарегистрированный случай противозаконной деятельности сатанистов в Республике Мордовия, но гарантировать, что после суда их существование прекратится, нельзя.
Деятельность сатанинских организаций опасна тем, что основывается на ритуальных убийствах животных, взрослых людей и детей. Настоящей жертвой становятся смертные муки любого живого существа. Сатанисты устраивают сексуальные оргии, в том числе с участием несовершеннолетних, совокупляются на могилах, принуждают к гомосексуализму. Их обряды предполагают осквернение погребений и гробокопательство, сдирание кожи с живых животных и сжигание их трупов на кладбищах. Сатанисты выражают свою ненависть к традиционным конфессиям осквернением храмов и святой атрибутики.
Подобные сатанинские явления основываются на таких свойствах нетрадиционных молодежных организаций, как пропаганда вседозволенности, жестокости, доходящая до крайней агрессии, своей избранности; стремление к нарушению всех норм, протесту; употребление наркотиков и алкоголя; влечение к беспорядочным половым сношениям и суициду; интерес к сатанинской атрибутике. Негативные стороны нашего общества свидетельствуют об имеющихся в нем проблемах. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежных устремлений. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов – всех представителей взрослого мира – приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптированности к проявлениям противоправного или экстремистского характера.

Литература и источники
1. Петрова Н.М. Саранская молодежь освоила паркур // Столица С. 2007. № 41, 6 нояб.
2. Русланова Е.А. Полет с 12-го этажа // Столица С. 2008. № 7, 19 февр.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей