|
|
|
|
|
Раннехристианское искусство. Раннехристианское искусство возникло и нелегально существовало в языческой Римской империи. Христианство появляется в 1в., а христианское искусство только во 2-ом. Катакомбное искусство(2-4 вв). Местом сбора христианских общин служили подземные христианские кладбища, находившиеся в местности Катакумб, от чего они и получили свое название – катакомбы. В них сохранились фрески и мраморные саркофаги. В целях маскировки изображения были достаточно условны, чтобы их было сложно отличить от персонажей античной мифологии. Главное внимание уделяется глазам, в фигуре теряется ощущение весомости. Таким образом, катакомбная иконография имела аллегорический и отчасти конспиративный характер. Катакомбы Св. Комодиллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этруски( 8-7 ввдо н.э) Римляне многое переняли от своих соседей. Этруски первые создали гос-во, а римляне переняли у них и у греков 754 до н.э-возникновение Рима, маленького города в этруском гос-ве. Храм Юпитера-древнейший храм Рима, построенный этрусками. От этрусков к римлянам перешло оформление погребальных портретов, традиции обработки железа, бронзы,трепетное отношение к скульптуре, а этруски в свою очередь многое воспринимали от греков Капитолийская волчица Искусство Эпохи Республики(6-1 вв до н.э, 2в- расцвет)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Крито-Микенская( кон 3 тыс-16 в- рассвет, 15 в закат) Крит- первый центр древней микенской культуры Кносский дворец( легенда о Минотавре)-рельеф Царь-Жрец( похоже на Египет, но нет таких четких канонов, легкость, непринужденность) Керамика( морские мотивы)- ваза с осьминогом Крит в конце 15 века возможно был завоеван материковой Грецией. Микены существовали еще 3 века. Микены: строже, суше, много крепостей( Микенский, Тиринфский Дворец). В 11 в до н.э вторжение племен дорийцев => Гомеровская эпоха( 10-8вв до н.э)- замирание искусства, развитие прикладных видов искусства( керамика-геометрический орнамент, на сосудах впервые появляются фигурки человека)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее царство(21-18 вв до н.э) Искусство Ср. царства тщательно соблюдало каноны древнего. Грабницы вельмож богаче, а пирамиды царей скромнее. Появление храмов. Заупокойный храм Ментухатепа в Дейр-эль-Бахри Скульптура: фараоны заказывают статуи, которые запечатляют их индивидуальность, заслуги Статуя фараона Аменхатепа 3 Рельефы и росписи: сюжеты борьбы, хотя борьба не бязатльна в загробной жизни. Белый, красный желтый-цевета для росписей Др. Царства, в Ср. Царстве- синий. Новое царство: Архитектура: на первый план выходит строительство храмов, а не пирамид.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Древнее Царство (29-22 вв до н.э) Искусство тесно связано с религией и верой в загробную жизнь. Искусству отвадилась важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Определенные каноны изображения людейсовмещение нескольких точек зрения на изображение объекта( лицопрофиль, глаза-фас, обязательно 2 руки и 2 ноги должны быть видны). Искусство Древнего Царства- египетская классика, оно монументально, спокойно, но в нем больше дыхания жизни, чем в искусстве Среднего Царства=>каноны хотя и сложились, но нет тысячелетней традиции как в Среднем Царстве.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Месопотамия- один из важнейших центров мировой цивилизации и городской культуры. Искусство зародилось между Тигром и Евфратом в 4 тыс до н.э Шумерское царство (5 тыс.- 2400 до н.э.) Основной строительный материал-глина (песок, солома) Архитектура: •храмы(зиккураты)-квадратные, напоминают ступенчатую пирамиду. Храм в Уруке 31 в до н.э «Белый храм» Храм бога Инины 22-21 вв до н.э •светские дома Скульптура (статуэтки богов, правителей (важны голова, волосы и глаза)) Рельефы: сцены работ в храмовом хоз-ве, военные сцены( Урский стандарт(ок. 2600)-с одной стороны сцены войны, с другой сцены мира)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце XIX в. Эбенизером Говардом выдвинута идея города-сада. Патрик Джедс рассматривал организм города с точки зрения биолога в книге «Эволюция города» (1915, «Cities in Evolution»). Он пишет: «Планы горда – это не голые схемы, а система иероглифов, посредствам которых человек начертал историю цивилизации… Наша задача состоит в том, чтобы расшифровать иероглифы и наполнить их жизнью». «Промышленный город» Тони Гарнье (1901-1904) – модель города, в которой автор стремился комплексно решать проблемы города. Основным строительным материалом Гарнье называет железобетон. В «Промышленном городе» можно передвигаться, не пользуясь транспортными улицами. Дома Гарнье с террасами и садами на крышах представляют собой хорошее сочетание конструкции и старой классической традиции. Эта планировка была частично реализована в Лионе. Ле Корбюзье в 1922 г. в Париже представил проект «Современный город на 3 млн. жителей». З. Гидион описывает концепцию «Пространство-время» в планировке города. Градостроитель изучает состав различных общественных слоев населения, их возрастные группы, структуру семей. Происходит постепенный отход от понятий линейной планировки улиц и «осей», переход к критериям плотности населения. В Амстердаме на 1 га приходится от 110 до 550 жителей. Градостроитель не должен создавать жесткую и полностью завершенную систему. Парковая дорога (parkway) Генри Гудсона возведена в 1934-1937 гг. в Нью-Йорке. Парквеи не имеют транспортных пересечений в одном уровне и окружены зеленью.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Национальная романтика в архитектуре. В 1910-х гг. в малых и северных странах Европы особое значение приобрело обращение к национальным корням, культурным традициям. Оно отразилосьво всех типах зданий (ратуша в Стокгольме, архитектор Р. Эстберг, 1911-1923). В храмовом зодчестве так работают А. Щусев (Россия), Д. Скотт (Англия), Е. Начиг (Сербия), Л. Сонк (Финляндия). Это здания культурного и общественно-бытового назначения Момчилова П. (Болгания), М. Нильсена (Исландия); конторские постройки М. Паульсона (Норвегия), В. А. Покровского (Россия); виллы калифорнийского типа в США.
А. Щусев говорил: «Классическая архитектура есть язык, который во все времена культурных периодов человечества был понятен всем народам. Это единственная архитектура, которая завоевала себе интернациональное положение».
В Европе в 1930-1940-х гг. (а в СССР до середины 1950-х гг.) историзм стал основным для крупных ансамблей. Отличительной чертой применения античных классических архитектурных форм в этот период становится их нарочитое упрощение и огрубление в силу ошибочного представления, что эти меры способствуют монументализации образа. Колонны теряют интазис, пропорции их утяжеляются, а композиции в целом приобретают членения преувеличенно крупного масштаба. Крайними проявлениями такого огрубленного неоклассицизма стали композиции ряда правительственных объектов, возведенные в Италии и Германии при тоталитарных режимах. Так решены триумфальные сооружения (триумфальная арка в Гение и памятник Победы в Бальцано) архитектора М. Пьячентини и олимпийские спортивные сооружения в Риме (архитектор Л. Моретти и Э. дель Дебио). Своеобразным символом этого направления в архитектуре стало здание Дворца цивилизаций (архитектор архитектора М. Пьячентини) в новом общественном центре Рима - комплексе ЭУР. Композиция Дворца представляет собой упрощенную композицию римского Колизея.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эксперссионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу (Ф. Кафка), музыку (А. Скрябин), киноискусство (Р. Вине), живопись (В. Кандинский, П. Клее). В архитектуре первые яркие проявления экспрессионизма относятся к 1919-1922 гг. Затем экспрессионистические произведения появляются с различной периодичностью в 1950-е и в 1970-е гг. (подние работы Ле Корбюзье, Э. Сааринена, Й. Утсона, О. Нимеера, Г. Шаруна). Экспрессионизм в архитектуре характерен подчеркнутой эмоциональной выразительностью композиции, часто достигаемой путем заостренности, гротескности, нарочитой деформации или обобщенности привычных форм. Эталоном экспрессионизма 1920-х гг. стало здание астрофизической лаболатории «Башня Энштейна» в Потсдаме (1921), запроектированное Э. Мендельсоном как свободное здание-скульптура в монолитном железобетоне с пластичными, обтекаемыми формани, почти исключающими ортогональные сопряжения. В 1950-е гг. с приставкой «нео» экспрессионизм вновь выходит на сцену мировой архитектуры. Самым известным произведением неоэкспрессионизма становится капелла в Роншане (Франция), построенная по проекту Ле Корбюзье в 1950-1955 гг. Ее композиция навеяна образами первых молитвенных домов христианства. Г. Шарун, осуществляя свои работы в Германии (оперный театр в Берлине), нашел эксперссионистический ход даже к решению такой нормативно детерминированной архитектурной формы, как многоквартирный жилой дом. В своем жилом комплексе в Штутгарте «Ромео и Джульетта» (1956-1960) он создал нетривиальную объемную форму зданий. Здание «Джульетта» имеет план подковообразной формы и каскадно меняющуюся высоту (5, 8 12 этажей), а односекционное 20-этажное здание «Ромео» – план сложной многоугольной формы. Дополнительные неожиданные членения объемам даний придают балконы и лоджии разных косоугольных форм. Г. Шарун создал в скромных по размерам квартирах интересные индивидуальные внутренние пространства, стимулирующие жильцов к творчеству при компоновке интерьеров. Неоэкспрессионизм, опираясь в известной мере на достижения функционализма, внес в него очеловечивающее эмоциональное и индивидуальное начало, умело используя возможности современных конструкций и материалов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CIAM –Международные конгрессы современных архитекторов – обсуждают проблемы современной архитектуры. I конгресс состоялся в 1928 г. в Ла Сарру. Особенно ярко функционализма проявились в советской архитектуре 1920-30-х гг. Проблема формирования новой арохитектуры для нового общества в 1920-е гг. особенно привлекала архитекторов молодого и среднего поколения, объединившихся в несколько творческих ассоциаций. Установки этих ассоциаций имели различия, но ориентация на полный отказ от традиционного языка архитектурных форм была общей. Возникшая в 1923 г. во главе с Н. Ладовским и В. Кринским, Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), называвших себя рационалистами, преследовала в основном эстетическую цель – разработку принципиально нового синтаксиса архитектурной формы, основанного на психофизиологических законах восприятия главных составляющих элементов архитектурной композиции – объема, плоскости, ритма и т. д. В 1925 г. к АСНОВА примкнул К. Мельников – автор первых шести клубов Москвы. В 1925 г. возникло Объединение современных архитекторов (ОСА), которое возглавили А. И В. Веснины и М, Гинсбург. ОСА также ставило своей целью формирование типов зданий, отвечающих современным социальным условиям. Однако подход ОСА к проектированию был более прагматичным. В компоновке здания они считали основополагающими функциональную и конструктивнуюорганизацию пространства как источник ее гармонизации. Этот подход мастера ОСА формулировали как «функцию сконструированногой материальной оболочки и скрытого за ней пространства». Это направление получило в СССР наименование конструктивизма.
|
|
|
|
|
|
|