На территории Ирана и Авганистана возникли и развивались крупные городские центры Шираз, Исфаган, Газна, Герат, Кабул и другие. Города делились на три части: цитадель, шахристан (основная часть), рабат (торгово-промышленное предместье). В пределах шахристана возводились диваны (официальные сооружения), пятничная мечеть, квартальные мечети, медресе, базары и т.д. (медресе Мадаре-и-Шах в Исфагане в Иране, комплекс Мазар-и-Шериф в Авганистане, святилище Али). В период с 1369 по 1406 гг. на территории Ирана, Афганистана и части Средней Азии существовало могущественное государство Тимура со столицей в Самарканде. Для архитектуры этого времени характерно активное использование цвета в виде покрытий с керамической поливной облицовкой. Здесь преобладают небесно-голубой, синий, зеленый, белый и черный цвета на общем фоне желто-серых кирпичных стен. В мусульманских постройках преобладает два вида декора: герех (или гирих от перс. - узел, геометрический мотив, символизирующий космический порядок) и арабеска (растительный орнамент, символизирующий земную природу). Также для украшения применялись китабе (араб. – надпись, письмо, письмена) – прямоугольная или фигурная панель с надписями арабской графикой, вид эпиграфического орнамента. Китабе включался в композицию декора архитектурной панели, двери, надгробия, ковра, страницы или переплета рукописи. Сталактиты (от греческого – натекший от капли) или мукарны, мукарнас (араб.) – декоративная конструкция нависающих друг над другом рядов гипсовых, керамических или деревянных призматических фигур, обычно полых с нишеобразным вырезом. Они напоминают пчелиные соты. В Средней Азии в XV-XVII вв. Самарканд и Бухара являются центрами мусульманской культуры. Здесь большое развитие получило декоративно-прикладное искусство, керамика, ткачество, миниатюра, изготовление ковровых изделий. Сохранились ансамбли культовых и общественных построек, которые образовывали парадные площади, называемые регистанами (перс. –место, покрытое песком). В VII-XV вв. Испания оказывается под властью мусульманских народов, которые пришли в нее с Северной Африки. Отсюда название стиля искусство этого времени – мавританский. Сохранился памятник архитектуры того времени – Альгамбра в Гранаде (XIV в.). В настоящее время в мусульманских странах продолжается развитие искусства, обусловленного религиозными воззрениями.