Возрождать особо было нечего, следов римлян не осталось. Процесс начался во времена готики. Городская культура, университеты, люди путешествуют, стремление к познанию. Движение приводит к составлению сунн (энциклопедии), скульптуры, витражи и пр. В Италии добавлялись научные исследования (философов, историков), на севере этот процесс запустится позднее, уже в XVI веке. Новые грани христианского учения. Нидерланды – девотео модерне. Внимание уделяется повседневной жизни. Чтобы достичь Небесного царствия, нужно через быт приближаться к творцу. Потому что Бог проявляет себя во всем, пренебрегать этим нельзя. Время политических и социальных изменений. Формируются главные силы: Англия (теряет континентальные колонии), Франция, Габсбурги (будут соперничать, особенно за Италию, которая станет жертвой). Реформация XVI века → обмирщение искусства (а для Германии эпоха великого искусства закончится) Бургундское герцогство и Нидерланды Пышная аристократическая куртуазная культура. Герцоги – покровители поэтов и трубадуров. Самая пышная. XV – Бургундия. Ars nova. В основном проявляется в живописи. В архитектуре поздняя готика ничего нового не создала, а скульптура и живопись дают большую меру приближения к реальности. 1395-1405 Клаус Слютер – Колодец пророков. Монастырь Шанмоль в Дижоне Также части архитектруного сооружения, более самостоятельные, Черты лица. Успех закрепляется в ряде произведений. Это постепенное накопление находок, которые дают качественный скачок. 1402 – Андре Боневе. Псалтирь герцога Иоанна Беррийского. Пограничный момент. Миниатюры. Позднеготический подход. Но полной иллюзии глубины нет. Через 10-15 лет три новых мастера Жан, Поль, Эрман Лимбурги. При дворе Жана Берийского. 1406-1416 – Братья Лимбурги. Роскошный часослов герцога Беррийского. Полноценные картины темперными красками. Целостная иллюзия трехмерного пространства. Идея, что живопись должна воссоздавать целостность к одной картинке (идея всегда есть, но в МА эту функцию выполнял готический собор) Свето-воздушная среда, дымка, подробности, 3D Станковая живопись приобретает главную роль Переход от средневекового алтарного образа. Форма сохраняется – полиптих. Но теперь священные события приближаются к человеку. Это смещение фокуса, точки зрения. Возводим не человека, но видим в бытовой повседневности Бога. Персонажи в современных одеждах, любование земной жизнью. 1424 – Роберт Кампен / Мастер из Флемаля (1я ¼ XV века, также писал портреты). Триптих Мероде (Благовещение). Еще много условного, не знают о строении человеческого тела, много складок (чем пышнее – тем выразительнее). Но быстро приобретают опыт. Слева изображены сами заказчики. Только этот факт оправдывал изображение живых лиц. Постепенно выделяется портрет. 1430-1435 – Роберт Кампен. Мужской портрет. Но поза и выражение долго хранит память о недавнем отделение (в три четверти, задумчивость). Задача – портретное сходство, персонажи индивидуализированы. Все выписывается тщательно и с документальной достоверностью. За этим стоит вглядывание в творение Божие. Итальянцы идеализировали, а здесь иначе – смирение и восхищение перед творением. У него своя душа. 1426-1432 – Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Первым стал использовать чистое масло (раньше смешивали), создавал разные смеси с тончайшими оттенками → новый уровень реалистичности. Новое представление о мироздании и человек в нем. Полиптих – сложенный или раскрытый (по праздникам). Имитируется скульптура. Раскрытый вид. Поклонение агнцу, Адам и Ева. Настолько реально, что невозможно не верить. Мадонна канцлера Ролена. Канцлер – второе лицо государства (типо современного премьер-министра). Вид через балкон на мир. Сцена частная, но в нее включен весь мир. 1433 - Портрет кардинала Альбергати 1433 – Портрет четы Арнольфини 2 половина столетия. Новое поколение. Некоторый возврат к эмоциональности готики. 1437-1438 - Рогин ван дер Вейден. Снятие с креста. Интересует эмоциональная составляющая. Не интересуют интерьеры, самое важное – чувства. Евангелист Лука рисует Мадонну (Эрмитаж) Считается, что Лука написал первую икону Богоматери. 1437-1476 – Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Еще больше реалистичности. Большая степень конкретики. Купные планы, которые смешиваются и сталкиваются. Смесь высокого и низкого. Как в жизни. Центр – поклонение пастухов, по сторонам заказчики со своими святыми покровителями. Перспектива живая, заставляет втянуться. Нависая, все концентрируется. 1500 – Иероним Босх. Искушение св. Антония. Кончается осень средневековья, Босх – последний привет. Соединяется фольклор, алхимия, богословие. Картины имеют нравственный смысл. Притчи. Облечение человечества погрязшего в грехах. Мир наполнен силами зла. Словно интересует процесс конструирования. Любопытства натуралиста, который конструирует монстриков. Очищены от зла только силы природы. 1485-1490 – Воз сена. Сер XVI – Габстбурги. Время поворотное. Борьба за освобождение. Часть принимает протестантизм. Обращает внимание на Италию. Аллегорические композиции, пышность, идеалы. ? 1561 - Франс Флорис. Портрет семьи Берхем. Из религиозной картины выделяется вариант расширенного группового портрета, пейзаж и натюрморт. С XVII столетия жанры приобретут самодостаточность. Пейзаж. 1515-1524 – Патинир. Пейзаж с Хароном. Босх как предшественник, потому что всегда есть далекие виды. Сюжет есть, но интересует художника не он. Направление приобретает популярность. 1555-58 – Брейгель. Пейзаж с искушением св. Антония 1525-1560 (?) Между пейзажем, бытом и аллегорией. Вспоминаем «легенду об Уленшпигеле» Мелкие фигурки олицетворяют тщетность и порочность. 1559 - Нидерландские пословицы Вселенскость. Потому что с высоты птичьего полета, у композиции нету центра. Отсюда ощущение всеохватности. Люди, которые в этом погрязли. Понимае того, что большая картина должна говорить о чем-то очень важном. И картины Брейгеля – это притчи-аллегории. Пессимизм, но ирония и проницательность. 1555-58 Падение Икара. Уже упал и никто не заметил. Разочарование в творческих устремлениях, но поиск гармонии не прекращен. Но мир чудесен. Просто нужно знать свое место. 1568 – Слепые. Падают в яму за своим вождем. Франция Трудно разделить. Примерно то же самое. Более аристократический характер, ибо растет монархия. 1452-1460 – Жан Фуке. Часослов Этьена Шевалье. Новое искусство, позволяющее показывать полную иллюзию реальности. Соединение земного и небесного (заказчик совместно) 1450 – портрет Этьена Шевалье со св. Стефаном Больше репрезентативности, контрастности 1441-1451 – Портрет Карла VII Переориентируется на Италию (политика) 1525-30 – Клуэ. Портрет Франциска I В искусстве – послушная ученица италии, приглашение мастеров и усвоение ордерной декорации, трехярустной корпорации. 1530-70е – замок Фонтенбло (место прибывания). Россо из Флоренции, Приматиччо (стиль позднего итальянского возрождения). Манерное, чрезмерно изящное. Возникает школа Фонтенбло. Диана. Пьер Леско и Жан Гужон (часто работали вместе) – фонтан Невинных. Рельефы с изображением нимф. Грамотное изображение натуры, изящество с помощью складок – то,ч то ценилось в античности. Самое оригинальное – портрет. 1525-30 – Клуэ. Портрет Франциска I Способность схватить индивидуальное в личности и умение все приподнять, приукрасить. Камерные изображения, карандашные портреты (делались за час-два и дарились) 1560 – Екатерина Медичи Клуэ. Портрет Пьера Кита. Немецкое искусство Германия состояла из раздробленных княжеств (хотя формально римская империя). Это тормоз. Дольше всего держалась готика. Только в живописи Стефан Лонгер Мадонна в розовом саду (все как в готике) Контакт с Нидерландами. Нечто общее. 1473 - Шонгауэр. Мадонна в беседке из роз. 1475-80 Рождество Портреты. Но меньше наблюдательности и много условности Скульптура Рименшнайдер. Алтарь церкви св. Иакова в Роттенбурге Постепенно приближаются к жизнеподобию (пропорции, движение). Стилизация в одежде, концентрация на событиях. Новая фигура. Дюрер. Автопортрет. Связан с прошлым, но намного выше. Работал в Нюрберге и Аутсбурге. Первые работы – разнообразие и жажда учиться. С подростковых лет. В разных техниках, переходит на масло. Гравюры и рисунки. Тщательное исследование натуры. Много автопортретов, чтобы понять. 1489 – Пейзаж с мельницей Часто акварельные пейзажи. Зарисовки деталей (руки, травы, животные) Каждым штрихом будто ощупывает форму. Едет в Италию в 94-95 1489-1504 – Алтарь Паумгартнеров. Столкновение 2 миров. Перспектива, разные планы, 3D. Но сам все тут же разрушает разными размерами фигур. Боковые – как на плоскости 1511 – Поклонение св. Троице. Синтез, единство. Уже нет ученического. 1500 – автопортрет. Штука исповедальная. Впервые изобразил так, ка Христа. Но чтобы понять, а не возвеличить. Прекрасный портретист. Гравюры на дереве и на меди. 1498 – четыре всадника из серии Апокалипсис. 1514 – меланхолия. Аллегорическое изображение творческого человека. Вынашивает замысел, но не может их реализовать. Не всегда есть возможность. Бессилие и вынужденное бездействие.