Танец в качестве своего основного изобразительного средства берет художественные ритмы движений. Именно в этом и состоит суть того, что хореография есть искусство ритма движений. Хотя танец берет ритмы в качестве своего средства изображения, но это еще не значит, что 4 все явления ритма есть хореографические средства изображения. В широком смысле ритм – это равномерное чередование движений, повторяющихся с определенной частотой и гармоничностью. Ритмические явления как чередование периодически повторяющихся движений наблюдаются и в мире природы. Явления ритма в природе возникают по ее законам движения. Они происходят сухо и монотонно, то с большей, то с меньшей частотой, причем человек далеко не все из них может ощущать. Поэтому природные ритмы, рождающиеся по законам движения природы, могут не оказывать на человека большого эмоционального воздействия, если даже они носят равномерный и периодический характер. Ритмы в искусстве созданы человеком целенаправленно, в соответствии с его эстетическими запросами. Художественные ритмы, созданные человеком в целях удовлетворения своих эстетических запросов, воплощаясь в поэзии, музыке и других разных видах литературы и искусства, вызывают у людей богатые эстетические эмоции и художественное вдохновение. Типичными, высокой формы, ритмами среди них являются танцевальные. Ритмы танца создаются с помощью гармонических движений человеческого тела. В арсенале художественных ритмов танцевальные ритмы, создаваемые гармонической сменой положений частей тела, не только отличаются своей исключительной живостью и яркостью, но и обладают богатой эмоциональной выразительностью. Хотя танцевальные ритмы и создаются с помощью движений человеческого тела, но это не значит, что телодвижения и есть танцевальные ритмы. Самыми основными элементами, составляющими танцевальные ритмы, являются контрасты и повторы. Без контрастов и повторов, таких, как высокое и низкое, длинное и короткое, сильное и слабое, не возникает никаких ритмических явлений. Такие ритмические элементы, как контрасты и повторы, наблюдаются не только в движениях природы, но и в повседневных действиях человека. Когда человек идет, как обычно, шагом или бегом, попеременно передвигаются вперед его руки и ноги. И там наблюдаются контрасты и повторы. Но контрастность и повторяемость движений, наблюдающиеся при обычной ходьбе человека или при его беге, хотя и они тоже являются ритмическими элементами, – весьма однообразны. Танцевальные же ритмы образуются при художественной обработке и гармонической шлифовке ритмических элементов, наблюдающихся в движениях человеческого тела в его повседневной жизни. Вот почему ритмы танца называют художественными. Танцевальные ритмы обладают эмоциональной выразительностью. Зависит это от того, что конкретные и отточенные движения сопровождаются музыкальными тактами и мелодиями. Обладая эмоциональной выразительностью, танцевальные ритмы способны художественно передавать мысли и чувства человека и его жизнь. Танцевальным ритмам присущ национальный колорит. Эти ритмы, основанные на движениях человеческого тела, обладают национальными особенностями потому, что они создаются на основе свойственного народу данной страны образа жизни и в процессе труда, они отшлифовываются в соответствии с его национальными эмоциями. Танцевальные ритмы, возникая на основе национальных музыкальных тактов, выделяются более яркой национальной колоритностью. Оттого и бросаются в глаза характерные черты национального танца. Ритмы танца образуются и выражаются в конкретной форме посредством танцевальных движений и танцевальных фигур. С помощью танцевальных движений и их соединения образуется течение ритмов, и оно становится более отчетливым через посредство разнообразных изменений танцевальных фигур. Танцевальные движения, приобретая ритмичность в сопровождении музыкальных тактов и мелодий, в совокупности своей выражают идейно-эмоциональное содержание танца. Они образуются посредством гармонического сочетания различных художественно отшлифованных движений частей тела и поз. Танцевальные движения, возникая из гармонического сочетания ряда смены положений рук, ног и других частей тела и поз, отличаются ритмичностью и пластичностью. Красота пластики и ритма является важнейшей отличительной чертой танцевальных движений. Хореография с помощью пластических и ритмических танцевальных движений передает разнообразие мыслей, чувств и различные стороны жизни человека.