|
|
|
|
|
На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект — боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О развитии боевых искусств в древней Руси известно немного. Причина тому - отсутствие древних литературных источников, посвященных этой теме. До последнего времени считалось, что впервые о ратном искусстве славян упоминается в "Слове о полку Игореве". Однако, весьма интересные данные приводит исследователь славянских боевых искусств и воинских искусств Китая И.А. Воронов, выдвигая гипотезу о китайских корнях древнеславянской системы военного обучения, ссылаясь , ссылаясь, при этом, на еще более ранний древнеславянский текст "Велесовой Книги", написанной приблизительно в IX веке новгородскими волхвами, "в которой есть строки: " И идоша су Кий, Щек и Хорив, три сыни Иреова, ину земь глядати...Пред бя род словен у гориех велице высоцех... а изшед из краяИньска... мимо земе Фарсийсти, а идоша далеце... до гор Карпатских" , где под "горами великими" подразумевается восточный Тянь-Шань, под "краем Иньским" - верховье реки Хуанхэ, а под "землей Фарсийской" - ирано-персидская территория, простиравшаяся до северного причерноморья, на которой до XVIII века язык общения назывался "фарси", Ирей же и есть "наш праотец" -"пахарь-первочеловек" Арий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После второй мировой войны в США и на Гавайях появилось несколько десятков синтетических стилей, техника которых представляет собой конгломерат приемов различных видов единоборств, причем не только восточного, но и западного происхождения. Ряд стилей в своих названиях имеют термин "кэмпо" или "кэнпо" (кит. цюаньшу, то есть кулачное искусство). Среди них гавайское кэмпо-каратэ, созданное в Гонолу Уильямом Квайсун Чжоу, китайцем по происхождению; американское кэмпо-каратэ, создателем которого был ученик Чжоу — Эдмунд Кеалоха Паркер, праправнук гавайского короля Камехамеха I, правившего в начале XIX века. В основу обоих стилей были положены техники дзю-дзюцу, окинавских стилей каратэ и полинезийских видов единоборств, все приемы соответствуют биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела, то есть стили были созданы в соответствии с научными данными.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это боевое искусство было создано в XVII—-XVIII веках чернокожими рабами, вывезенными из Африки для подневольного труда на бразильских плантациях. Пожалуй, только капоэйре удалось достичь достаточно высокого уровня исключительно на основе саморазвития, так как все прочие единоборства прошли стадию обмена опытом, взаимного обогащения, а капоэйра с самого момента своего возникновения оказалась в жесткой изоляции: рабы не могли общаться ни с белыми хозяевами, ни с индейцами. Большинство рабов в Бразилию отправлялись с территории современных Анголы и Мозамбика. В Мозамбике зулусское племя шангаан практикует боевой танец гийя, отдаленно напоминающий капоэйру, а других возможных источников этого единоборства не обнаруживается.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце XVII- начале XVIII века среди низов общества получил распространение сават — старый французский метод боя ногами в обуви с подключением ударов открытой рукой. По-французски слово "сават" означает "старый стоптанный башмак", а в переносном смысле служит обозначением бродяг, босяков и оборванцев. Именно в их среде возникла техника боя ногами. Вторым источником савата стали элементы боевого фехтования, когда употреблялась не только шпага, но и как вспомогательное оружие: в ход шли удары ногами и руками. Одними из первых мастеров савата стали учителя фехтования Фанфан, Батист и Сабатье, принадлежавшие к третьему сословию. Распространению савата среди аристократов способствовали учителя фехтования и самозащиты, охранники, наемные убийцы, ставшие связующим звеном между кварталами бедноты и верхушкой феодального общества. Удары в савате наносились носком или ребром обуви, как правило не выше колена, часто применялись подсечки. Практически не использовались удары в пах и в живот, кулаки не применялись никогда. Удары наносились ребром и основанием ладони, пальцами, ладонью вместе с пальцами и поражали глаза, уши, виски, горло, нос и другие уязвимые места на голове противника. Эффективными были не сила удара, а скорость и точность, разнообразие взятых из боевого фехтования стоек и передвижений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В период складывания феодальных отношений (( - (( вв.) наблюдается регресс и утрата достижений в области теории и практики физической подготовки войск. Организованная физическая подготовка воинов отсутствует. Развитие физических и волевых качеств осуществляется главным образом в процессе трудовой, религиозной и военной деятельности. При этом подготовка дворян была включена в систему общего воспитания и приобрела достаточно организованный характер, отличаясь, особенно в раннем возрасте, достаточно разносторонней направленностью. В период развитого феодализма и его заката (((- середина (((( вв.) основу военно-физической подготовки феодалов составляют рыцарские турниры и карусели - рыцарские игры со скачками, а также различные виды охоты. Турниры это форма единоборств (противоборств) вооруженных воинов (отрядов) между собой по определенным правилам. Важнейшим отличием рыцарских единоборств было то, что они рассматривались как "поединки равных" согласно кодекса чести рыцаря. Родившись во Франции (( века, турниры просуществовали около семи столетий и распространились по всей Европе. Окончательно правила турниров были оформлены в (((( веке, став общеевропейскими, хотя некоторые отличия в разных странах допускались. Обращает на себя внимание высокий уровень организации и проведения состязаний. Например, в обязанности судей (наместников) входили осмотр оружия, лошадей, сбруи и установление соответствия снаряжения требованиям правил, а также рассмотрение права допуска рыцаря к участию в турнире. Судьи назначали место, вид состязаний и участвовали в распределении (жеребьевке) участников, а также следили за строгим соблюдением обычаев (правил) их проведения. Судьи-наместники руководили ходом турниров при помощи общественных судей из дворянского рыцарского сословия. Рыцари, отличившиеся в турнире, награждались различными призами, начиная от золотых шпор или колец до земельных владений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что же было после Великого культурного переворота в Древней Греции, когда Олимпийское движение этой маленькой страны по своей духовной сущности было тождественно древним боевым искусствам Дальнего Востока, а в романтике состязаний стало недосягаемым для следовавших позднее культурных традиций?
Воинская подготовка в Древнем Риме
Далее был Древний Рим с его великолепно обученной армией. Римляне использовали длительные переходы с заведомо утяжеленной нагрузкой весом до 27 кг. и проходили 30-35 километров в сутки со скоростью 6,5 км/час. Обучение римского воина было очень суровым и рассчитанным на развитие всеми возможными способами физической силы. Бег, прыганье, скачки, лазание, борьба, плавание без одежды, а затем в полном вооружении - широко практиковались, помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Греческое чудо похоже на ангела не только из-за своего ослепительного сияния и непорочности. В сопоставлении с жизнью других великих цивилизаций, оно действительно умерло в детском возрасте. Если все культурные ценности античной Эллады были созданы за какие-то 350 - 400 лет (8-4 в.в.до н.э.), то ее кульминация, совпадающая с расцветом драмы, приходится на жизнь одного поколения (век Перикла - 5-й в.до н.э.). Уже к 6-му в. до н.э. заканчивается период безраздельного господства аристократии. Вся система аристократических ценностей претерпевает коренные изменения. Постепенно подчиняющие себе все сферы влияния средние классы с одной стороны подчеркнуто отторгают прежние порядки, а с другой - перенимают их в соответствии со своими нормами. Со 2 - й половины 5 в. до н.э. аристократия утрачивает первенство во всех видах атлетики. В выступлениях представителей низших классов прослеживается явная тенденция соревноваться там, где больше платят. Место Игрока заступает атлет-профессионал. С этого же времени начинается падение популярности спортивных соревнований.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Указание на агон как на особенность, лежащую в основе культурного переворота вообще и спорта в частности, для понимания того и другого явления первостепенно, но не достаточно. Ведь и для современных спортсменов, в особенности мирового масштаба, характерна преимущественная ориентация на славу, а не на материальные ценности. То, что охвативший некогда целую нацию порыв сегодня сопутствует лишь единицам, является, хотя и симптоматичным, но, тем не менее, только количественным показателем. В этой связи уже говорилось о миропонимании греков. Говорилось, что именно в нем проясняются все феномены эллинской культуры. Приглядимся же к этому миропониманию и мы. Кто знает, не увидим ли мы в его глубинах то, что видел древний грек в славе, а на его поверхности - отражение того бога, для которого Зевс поднял из моря греческое чудо.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конечно же, виною тому, что " слава Одиссея больше испытанного им", было не только " сладкое слово Гомера" но и та обстановка, когда поступки человека были в центре внимания коллектива - дружины аристократов сначала и граждан полиса потом. Стремление к доблести носит отчетливо соревновательный характер - как в ней, так и в достижении жизненных целей вообще греки стремились превзойти друг друга. Например, в 11 -й кн. "Илиады"
" Старец Пелей своему заповедовал сыну Пелиду
Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться".
Судя по тому, с каким ожесточением сражались у стен "пышно устроенной Трои", подобного рода завет получили все данайцы и тевкры кроме Терсита. Под знаком соревнования проходила вся жизнь греков - состязались во всех сферах жизненной деятельности, даже в чесании шерсти. Соревновались боги - Афина с Арахной в ткачестве, Аполлон с Марсием в музицировании. Поведение Олимпийцев во время троянской войны больше всего напоминает неистовство футбольных болельщиков. Уже начальное воспитание было проникнуто соревновательным духом, причем спартанские мальчики в общеобразовательных целях старались превзойти друг друга в мужестве и претерпевании боли.
|
|
|
|
|
|
|