О развитии боевых искусств в древней Руси известно немного. Причина тому - отсутствие древних литературных источников, посвященных этой теме. До последнего времени считалось, что впервые о ратном искусстве славян упоминается в "Слове о полку Игореве". Однако, весьма интересные данные приводит исследователь славянских боевых искусств и воинских искусств Китая И.А. Воронов, выдвигая гипотезу о китайских корнях древнеславянской системы военного обучения, ссылаясь , ссылаясь, при этом, на еще более ранний древнеславянский текст "Велесовой Книги", написанной приблизительно в IX веке новгородскими волхвами, "в которой есть строки: " И идоша су Кий, Щек и Хорив, три сыни Иреова, ину земь глядати...Пред бя род словен у гориех велице высоцех... а изшед из краяИньска... мимо земе Фарсийсти, а идоша далеце... до гор Карпатских" , где под "горами великими" подразумевается восточный Тянь-Шань, под "краем Иньским" - верховье реки Хуанхэ, а под "землей Фарсийской" - ирано-персидская территория, простиравшаяся до северного причерноморья, на которой до XVIII века язык общения назывался "фарси", Ирей же и есть "наш праотец" -"пахарь-первочеловек" Арий. Следует отметить, что китайские корни славянских боевых искусств являются одной из гипотез, также как другой, не менее фантастической, гипотезой является предположение о славянских корнях боевых искусств Индии, Китая, Японии, Кореи и пр.
Однако, доподлинно известно, что в начале ((((( века выделяется своей прогрессивностью русская система военной подготовки, в основу обучения которой были положены требования воинского устава 1716 года:"...непрестанно тому обучать как в бою поступать". В содержание обучения русских войск были включены: маршевая, строевая, тактическая подготовка, стрельба штыковой бой и морские учения (для флота). Важным видом физической тренировки была маршевая подготовка - длительное передвижение в полном снаряжении, форсирование встречающихся водных преград, в результате чего русские войска обладали высокой выносливостью и большими маршевыми возможностями (в 1710 году Семеновский полк из Москвы в С.- Петербург прошел со средней скоростью 45 километров в сутки).
Боевые учения, полевые маневры, штурмы крепостей с применением пехоты, артиллерии, кавалерии повышали физическую подготовленность солдат. Эта система впоследствии оказала большое влияние на формирование военно-педагогических взглядов А.В. Суворова в области боевого обучения войск и физической их подготовки. Вопросы теории и практики обучения и воспитания войск А.В. Суворов изложил в книгах "Полковое учреждение", "Наука побеждать" и других исторических документах. Глубокий смысл системы А.В. Суворова, не потерявший своей актуальности в наше время, заключался в обеспечении соответствия между целью, содержанием и результатом функционирующей системы. Основная цель и результат: готовность войск к высокоманевременному управлению, к смелым, быстрым, решительным боевым действиям для достижения победы над противником - составляли единство содержательной, организационной и методической стороны суворовской системы обучения и воспитания. Боевая учеба суворовских войск была организована таким образом, что обеспечивала высокий уровень физической, психологической подготовки как отдельного солдата, так и подразделения в целом, что в конечном итоге решало исход боя. Впервые в войсках была введена утренняя тренировка - новая форма и средство повышения боевой выучки и физического состояния солдат. В ее содержание включалась медленная и ускоренная ходьба с поворотами в различных направлениях, а также упражнения с оружием. Поощрение солдатской инициативы, проявляющейся в подвижных играх, народных и военно-прикладных состязаниях способствовало становлению особого морально-психологического духа, который всегда присутствовал в войсках А.В. Суворова.
Методика обучения и воспитания солдат, которой владели командиры всех степеней и успешно претворяли ее в жизнь, предусматривала: Обучение рассказом и личным показом без торопливости и жестокости. Последовательность в прохождении материала обучения и непрерывность тренировки. Доступность изучаемых приемов и планомерность в повышении нагрузки. Высокая эмоциональность процесса обучения, несмотря на тяжесть и изнурительность учебных заданий. Повседневная забота о сохранении здоровья личного состава и бодрости его духа. Как странно, куда же все это пропало в современной армии Российской Федерации? Кулачный бой на Руси появился предположительно вIX веке и развивался в форме групповых схваток — "стеночных " боев и "сцеплялки-свалки", которые, как правило, завершались травмами различной степени тяжести. По сути, это были массовые побоища с использованием дубинок, кистеней, свинцовых заначек и ножей. Только в 1726 году Екатерина I в своем указе попыталась смягчить обычаи проведения кулачных боев, потребовав прекратить увечья и не бить лежачих.
Парные поединки, проводимые на Руси, получили название "охотницкие бои", для них были характерны высокие открытые стойки, отсутствие уклонов, уходов и нырков; удары ногами не проводились, вместо этого изредка использовались подсечки. Одним из главных достоинств бойца считалось умение держать удары и терпеть боль. В "охотницких боях" преимущественно использовались удары кулаками, на которые одевали рукавицы, обшитые металлическими бляхами. Решающим фактором в бою была физическая сила. Первые известные системы боевого стиля стали создаваться в Советском Союзе в 20-е годы ХХ века и претендовали на статус "советского боевого искусства". Им не приписывалось ни древнее, ни рабоче-крестьянское происхождение, они носили сугубо прикладной характер и были призваны стать оружием, в первую очередь, для сотрудников ВЧК — ОГПУ — НКВД.
Одна из первых прикладных советских боевых систем была разработана специалистом НКВД Нилом Ознобишиным. Она объединила в себе удары кулаками из английского бокса, удары ступнями и локтями из французского бокса; бросково-болевые и удушающие приемы из дзю-дзюцу и кэтча (вольноамериканской борьбы), технику работы с тростью и финским ножом. Параллельно с Н. Ознобишиным свои исследования вел В. Спиридонов. К 1933 году им была разработана на практике техника самозащиты на основе приемов дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также традиций отечественного кулачного боя. На базе этой техники была создана система приемов защиты от разнообразных захватов и от нападения вооруженного противника, предназначенная для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Эта система получила название "сам", измененное впоследствии на "самоз" и, наконец, на "самбо" ("самозащита без оружия").
Независимо от В. Спиридонова свою систему создавал В. Ощепков. Еще в 1911 — -1914 годах он прошел курс обучения дзюдо у самого Кано Дзигоро в Кодокане, а в 1922—-1925 годах находился в Маньчжурии, где познакомился с рядом стилей ушу. Система Ощепкова называлась "борьбой вольного стиля", а затем "борьбой в одежде — дзиу-до". В ней были устранены японские ритуалы, жесткое татами было заменено мягким толстым ковром, а техника дзюдо дополнена приемами китайского ушу и национальных видов борьбы народов СССР. В. Ощепков стремился познакомить со своей системой как можно больше людей и объявленный "врагом народа" за пропаганду боевого искусства самураев был репрессирован в 1937 году. Базовая техника системы Ощепкова включала в себя броски, рычаги, удушения, удары руками и ногами; на ее основе были разработаны приемы защиты от нападения вооруженного противника и приемы рукопашной схватки двух невооруженных противников.
Элементы систем Спиридонова и Ощепкова были объединены в 1940 году В. Волковым, создавшим на их основе курс обучения для школ НКВД. Эта работа была продолжена А. Харлампиевым, который к 1949 году создал современную технику борьбы самбо. Из нее были исключены удары, удушения, опасные броски и приемы защиты от вооруженного противника, и самбо превратилось в чисто спортивный вид борьбы. Но одновременно была разработана техника боевого самбо, которое впоследствии стали называть рукопашным боем. В нем не только был сохранен весь комплекс ранее созданных приемов, но и были добавлены наиболее эффективные техники из различных восточных и западных единоборств.
За последние десять лет в России появилось множество школ и направлений, объединенных термином "русский стиль". Как правило, они носят фольклорно-этнографический характер и претендуют на глубокие, исторические корни. Среди них можно назвать такие системы, как славяно-горицкая борьба, буза, скобарь, лесной воин, коло, тризна, лютый бой, кружала, челдон, приклад и другие. Они имеют собственную терминологию и символику, их духовной основой объявляются язычество или православие, провозглашается их принципиальное техническое, тактическое и психологическое отличие от восточных боевых искусств. На самом деле в их основу положено самое разнообразное смешение приемов отечественного и восточного происхождения, а их создатели пытаются переносить на русскую почву традиции восточных школ боевых искусств.
Очевидно, что славянская культура располагала совершенной системой боевых искусств и воинской подготовки, о которых, как ни странно, мы знаем значительно меньше, чем о боевых искусствах Дальнего Востока. Исследования данного пласта отечественной культуры являются весьма актуальными и приоритетными на кафедре спортивно-боевых единоборств Академии Физической Культуры им. П.Ф. Лесгафта, которая, как старейшее специализированное учебное заведение страны, может ссылаться только на выводы, соответствующие принципу научности.
...Сидхартха говорил, что практика одарила его тремя способностями: он умеет мыслить, он умеет ждать и он умеет очень долго обходиться без пищи. Три качества ума - три характеристики воина... (Герман Гессе, "Сидхартха")