Навигация
Обмен ссылками

 

ПЯТАЯ СТИХИЯ — «ПУСТОТА»

автор: Art
Вся система боя держится на четырех стихиях: земля, вода и ветер — они окружают нас со всех сторон и в нашей по­вседневной жизни, но можно говорить и о существовании пятой стихии — пустоты, без нее в нашем мире не найдется места всем четырем. Даосы говорили, что ценность всех пред­метов заключена в пустоте, содержащейся в них. Мы можем жить в доме лишь благодаря тому, что в нем есть пустота. Чашка является чашкой лишь благодаря пустоте, заключен­ной в ней. Лишь в пустоту можно налить чай. Однажды не­кий профессор-буддолог пришел в гости к знаменитому мо­наху, чтобы поговорить с ним о дзен. Монах предложил ему чаю, усадил за стол, поставил перед ним чашку и начал лить чай. Чашка наполнилась до краев, и чай полился на стол, растекаясь по его поверхности, а монах все продолжал лить. Горячие струйки полились на пол, испуганный профессор опасливо поджал под себя ноги и закричал: «Хватит, хватит, остановитесь!» «Ты думаешь, в тебя войдет больше?» — от­ветил монах.

Если человек переполнен собственными знаниями и суж­дениями, ему очень трудно принять мнение другого — ведь для этого придется в чем-то изменить уже сложившуюся сис­тему взглядов и ценностей; поэтому, чтобы влить в наполнен­ную до краев «чашку» хотя бы одну новую каплю, придется предварительно отлить из нее ровно столько же.

Если человек называет кого-то учителем, то этим самым он признает знание учителя более совершенным или более фун­даментальным, чем его собственное. Этим признанием он про­сит его о помощи, и первое, что почти всегда приходится де­лать учителю, — это помочь ученику очистить сознание от выявившихся ошибок и иллюзий.

Вызываясь учить человека чему-нибудь, сразу попадаешь в очень опасное положение. С одной стороны, очень хочется, чтобы человек понял и усвоил, что от него хотят, с другой — он должен постичь все самостоятельно, выстрадать, открыть для себя естественность и универсальность, конкретный смысл каждой мелочи. Пользуясь указаниями тех, кого он избрал себе в наставники, каждый сам прокладывает себе Путь. И друго­го пути нет.
Отклонение в сотую долю градуса может увести от цели на многие километры. В Великих Делах мелочей не бывает. А то, чему мы решили посвятить несколько лет своей жиз­ни, обязательно должно быть великим, ибо единственное, чего нельзя иметь в избытке и чего никто нам не вернет — это время!
Нет ложных учителей, нет ложных учений, есть только люди и учения, к которым отнеслись без должного внимания. Если упорно практиковать любое учение, приняв его как Путь достижения своей Цели, оно обязательно принесет плоды.
Нет не боевых движений, есть движения, применяемые не к месту и не вовремя. Вовремя выставленный вперед палец за­меняет множество изощреннейших техник.
К месту сказанное слово может стать причиной великих событий. Учитесь сохранять пустоту. Это может получиться, если вы научитесь видеть пустоту и заполнять пустоту.

Видя пустоты в обороне противника, незачем думать о технике. Легчайшего воздействия достаточно, чтобы поверг­нуть его наземь. Видя пустоты в его замыслах, легко разру­шить их, просто уйдя в сторону. Убить человека легко — по­бедить трудно. На Западе победа — это когда «Я победил!», на Востоке — «Он побежден». Поставьте вместо «Я» пустоту, и тот, кто нанесет в нее удар, сам не удержится на ногах.
Брюс Ли был хорошим бойцом, но не мастером. Мастер не умер бы таким молодым и такой нелепой смертью. Мастер — это человек, с которым не происходит случайностей, так как он в ответе за каждый свой поступок.

Знаменитый врач античности Гален «четко» различал понятия «атлет», т.е. спортсмен, и «воин». «Первый, — гово­рил он, — проводит дни в непрестанных упражнениях, готовя свое тело к выполнению определенных задач в определенных условиях. Он добивается поразительных результатов — но стоит измениться условиям тренировки или образу жизни, как его здоровье подвергается многим тяжелым заболеваниям. Воин же готовит себя именно к этим изменениям, закаляя тело лишениями и приучая его к действиям в любых условиях». Эти слова не потеряли смысла и сегодня.
Воин не может рассчитывать на снисхождение. Он знает, что за любую ошибку он будет платить кровью. Единствен­ный человек, который может ему помочь — это он сам. Он не может допустить в свою жизнь необдуманных поступков, слу­чайностей и неувязок.

Самое интересное, что «сидевший» народ тоже не призна­ет слово «нечаянно», ведь любая оплошность в этом жестоком мире может стоить жизни. Казалось бы, насколько далеки дол­жны быть друг от друга высохшие китайские мудрецы и мате­рые урки, а суть умения жить понимают одинаково. Может, это и привело к возникновению таких техник, как Да-цзе-шу , где жестокость реального мира воплощена в жестокость зах­ватов и ударов.
Будь ты праведник, будь ты грешник, идти по жизни, как по лезвию ножа, одинаково трудно. Нет места случайностям, нет места ошибкам. Удивительные параллели здесь встреча­ются на каждом шагу. Горный аскет не имеет ничего, кроме того, что на нем, и убежденный вор презирает накопительство. Один сидит в тесной келье, другой в камере; один отказывает­ся от общества, другой противопоставляет себя ему. Что дела­ет столь похожими эти два пути? Постоянное сознание своей ответственности — единственно надежная опора в этом меня­ющемся мире.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК 1—3 МЕСЯЦА ЗАНЯТИЙ
Данный график тренировки является примерным, вы мо­жете изменить или дополнить его, руководствуясь общими принципами, которые я привожу ниже. Это сэкономит вам время и позволит удержать в боевой готовности огромное ко­личество возможных вариантов и комбинаций нескольких базовых движений.

ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ «ЗЕМЛЯ»
«Земля применяется на первом месяце занятий как основ­ная программа ознакомления с движением. Потом она может использоваться как утренняя разминка в плановых трени­ровках.
1. Минута тишины.
2.108 поклонов.
3. Волейбольное падение «рыбкой».
4. Кувырки вперед и назад. Падения дзю-до.
5. Базовые круги.
6. Перемещения в стойках.
7. Освоение базовых действий рук.
8. 108 поклонов.
9. Минута тишины.
ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ «ЧЕЛОВЕК»
«Человек» начинается приблизительно на втором месяце. Он предусматривает обучение свободному перемещению и работе в контакте с партнером.
«Человек» является основной задачей учебы — это искус­ство работы с дистанцией и энергией партнера.
1. Бег с вращением вокруг оси.
2. Колеса.
3. «Бег силы».
4. «Фигуры» — треугольник, квадрат, звезда.
5. Верхний удар рукой, обратный верхний — «хромой», «вор», «трус», «гуляка».
6. Нижний удар рукой, обратный нижний — «хромой», «вор», «трус», «гуляка».
7. Пинки, вперед и назад — «хромой», «трус», «вор».
8. Проработка базовых движений рук.
9. Сон-Ю.
ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ «НЕБО»
1. Базовые круги.
2. Упражнения на устойчивость в парах.
3. Уклоны и уходы, толчки и рывки.
4. Практическое применение движений. Комбинирование ног и рук.
5. Прыжки.
«Небо» служит для проявления полученных знаний в обо­юдном контакте. Оно опять — может изучаться отдельно или же служить окончание плановой тренировки.
Заключительная часть.
1. Сон-Ю.
2. Минута тишины.

Со знакомства со стихией «Земли» начинается изучение базовых техник движения. В данном случае земля — это осно­ва, фундамент, на который потом будет опираться все здание вашего боевого искусства. Если фундамент будет слабым, не­надежным, то все дальнейшее строение теряет всякий смысл.
Психологическая характеристика «Земли» — полная со­средоточенность на выполняемом движении. Это означает абсолютную уверенность в том, что оно выполняется без ошиб­ки, вовремя и является наилучшим решением всей ситуации.

Изучая техники, ни в коем случае не «рвите» их на части — это все равно, что разобрать на части живое существо: как ни собирай потом, оно уже ни оживет. Лучше выполнять дви­жения предельно медленно — пределом в этом случае будет та скорость, когда вы ясно чувствуете, что каждое следующее движение лучше предыдущего. Это ощущение перерастает в точность, точность постепенно переходит в естественность, естественность порождает скорость, а скорость уже превраща­ется в силу. Пытаться работать в обратном порядке — все рав­но, что начинать строительство с крыши.
В движениях существуют «техники», «действия» и «эле­менты». Элементы — это простейшие «клетки» движения, та­кие, как сгиб или разгиб какого-нибудь основного сустава, иногда сопровождаемый несколькими соседними вспомога­тельными. Действия обычно состоят из нескольких элементов и имеют вполне конкретные ситуационные задачи: например, атака цели, уход из-под атаки или смена позиции. Техникой же называют такую последовательность действий, которая приводит тело в положение готовности к ее повторению либо к выполнению другой техники.
Изучение движений обязательно начинается с базовых техник, в которых присутствуют только основные элементы действий, а количество вспомогательных сведено до мини­мума. Такое действие похоже на палку-черенок, на любой конец которой хозяин может насадить лопату, вилы или граб­ли — что считает нужным; так и боец, став хозяином базо­вой техники, волен дополнять свои действия нужными ему элементами.
Выполняя технику, не считайте количество повторений, лучше засеките время работы; воспринимайте свое движение как единое целое. Погрузитесь в него, прочувствуйте его «вкус». Дыхание должно быть свободным — ваше движение как бы «массирует» легкие, так что не нужно специально ни вдыхать, ни выдыхать. Если тело уже освоилось в движении, попробуйте работать с закрытыми глазами — запоминайте ощущения: потом они станут вашим «автопилотом».

Овладев базовой техникой, постепенно врабатывайтесь в нее — варьируйте амплитуду и скорость выполнения, посте­пенно раздвигая границы, в которых сохраняется контроль точности и естественности. Попробуйте выполнить одновре­менно несколько техник, добиваясь их полной независимости друг от друга.
Ваши занятия должны строиться по принципу дополне­ния — после того, как вы освоите упражнения первой, коли­чество повторений каждого из них можно будет сократить — достаточно будет выполнять их по 8 раз, что составит от силы 15—20 секунд. Это при условии, что вы, выполняя дви­жения, не нуждаетесь в поправках и действуете со своей есте­ственной скоростью. В таком виде комплекс занимает около получаса — он превращается в что-то наподобие разминки перед следующей частью тренировки или же может заменить полноценную тренировку, когда для нее не хватает времени. Но злоупотреблять этим не стоит — в бою лень выйдет вам боком.

Первый месяц вы должны выполнять только комплекс «Земля» — это тот фундамент, на котором будет стоять зда­ние вашего боевого умения. Если вы практикуете 3 раза в день, то повторяйте этот комплекс трижды. Потом это станет ва­шей утренней нормой.
Приступая к упражнениям комплекса «Человек», вы ут­ром, как обычно, выполняете «Землю», а днем в качестве раз­минки сделаете ее сокращенный вариант — сведете все к двад­цати с чем-то минутам, не выполняя заключительные 108 поклонов. После «минуты тишины» приступайте к основной части — комплексу «Человек».

Вечером, сделав поклоны, выполните только комплекс «Человек» и завершите его «минутой тишины» в позе лягушки.
Комплекс «Небо» вы будете выполнять, освоив два пре­дыдущих. Если вы занимаетесь один раз в день — введите его в тренировку как заключительную часть, не выполняя началь­ных базовых кругов. Работая три раза в день, выполните ут­ром, как и ранее, «Землю», днем — полного «Человека», на этот раз без вставок и изменений, а вечером — полное «Небо», как оно дано в плане.
Теперь — несколько комментариев к выполнению упраж­нений тренировочных комплексов.

1. «Минута тишины» — необходимая пауза медитации между повседневной жизнью и работой над собой — то есть тренировкой. Медитировать можно стоя и сидя, успокоив свое дыхание и устремив мысли на предстоящие упражнения. Если же вы слишком взволнованы, можно совершать круги, ходя по залу все медленнее и медленнее, вслушиваясь в каждый шаг, пока ваше беспокойство не оставит вас. В этом случае ходить нужно, сложив руки на животе или груди, плотно и осторож­но прижимая ступни к полу, стараясь совершать это совершен­но беззвучно. Такой настрой должен сохраняться в течение всей тренировки — ни единого лишнего звука быть не должно. Че­ловек, ведущий тренировку, должен подавать только необхо­димые сигналы для перемены упражнения, не более. Старай­тесь выполнять как можно больше движений с закрытыми глазами. В идеале на тренировке создается впечатление, что каждый двигается сам по себе, но тем не менее все получается слажено и четко: при выполнении упражнений скорость у каж­дого своя, но переходят от одного к другому все вместе; «Ми­нута тишины» завершает работу — теперь все медитируют на прошедшей тренировке, стараясь объяснить себе свои ошиб­ки, отметить наиболее удачные элементы, еще раз напом­нить себе о намерении практиковать боевое искусство и о причинах, побудивших вас принять это решение. Закончив медитацию поклоном по хлопку ведущего, все покидают зал — там не стоит го»вор»ить о чем-либо, не относящемся к тренировкам, — тогда вход в необходимое состояние будет для вас все легче.

2. Падениям кувырки — отличие от падений и кувырков, выполняемых в других боевых искусствах, заключается в том, что после падения необходимо тут же встать, чтобы падение и принятие новой стойки произошли на едином движении, без пауз, используя единую силу; второе отличие состоит в том, что при падении не делается отхлоп по полу, — в боевых усло­виях вы можете, этак лихо врезав по любому камешку, остать­ся без руки, которая вам, ой как, пригодилась бы для более умного использования. Самбисты го»вор»ят о напряжении всего тела, дзюдоисты — о расслаблении, все го»вор»ят о хлоп­ке рукой как об амортизаторе. По-моему, выгоднее предотв­ращать травму силой качения по поверхности, пуская тело в кувырок, чему отхлоп будет только помехой.

3. Базовые круги — выполняя базовые круги, примите равновесную позицию и старайтесь задействовать поменьше лишних суставов тела. Углубляйтесь в каждое движение, пока не почувствуете, что оно происходит само, а вы лишь наблю­даете за этим. Это занимает обычно 1,5—3 минуты. После выполнения каждой серии упражнений сделайте отжимания — около 2—3 минут, утром — медленные, статические, днем — энергичные, рывковые. Вечером отжимания лучше заменить Сон-Ю.

4. Перемещения в стойках — мы, конечно, уже знаем, что никаких стоек в действительности нет, так как в бою стоять некогда. Сам я обычно применяю термин «позиция», но, от­давая дань уже сложившейся традиции в названиях, пишу о «стойках».
Движение должно быть плавным, легким, крадущимся, должно выполняться без особых усилий. Шаги не должны быть большими — они должны быть быстрыми, как у мыши. Луч­ше сделать два мелких шага, чем один большой, который за­нимает гораздо больше времени, а значит, предоставляет про­тивнику больше шансов для маневра, или подсечки, пока вы не в состоянии изменить направление своего движения. В дви­жении тело должно быть собрано, но не сжато — если вы за­жаты, вы — не боец, а мишень. Если противник может опреде­лить ваш рост — это недостаточно защищенная позиция. Кланяйтесь, сгибайтесь — это лучший способ незаметно дос­тичь своей цели без лишних усилий. Двигаясь, плывите над землей, как танцовщица из ансамбля «Березка» •— быстро и плавно, незаметно меняйте направление движения — это го­раздо практичнее, чем заучивать на память сложные схемы переходов канонических «лабиринтовых» стилей. Руки при движении держите перед собой, согнув их в локтях, — боксе­ры применяют это положение с момента зарождения бокса, достаточно надежно прикрывая свои бока от внезапных атак. Движения ног не должны влиять на руки — руки и ноги не должны обусловливать друг друга, они должны помогать друг другу не в выполнении движения, а в тактике ведения боя. Менять движения, как указано выше, через 2—3 минуты.

5. Освоение базовых действий рук — сперва на месте, в равновесной позиции, потом с выпадом из подготовительной позиции «хромого», «вора», «гуляки». Помните, что ваша обычная стойка всегда будет выше, чем любая из них, — по­этому применяйте в движении рукой энергию падения в пози­цию. Выполняя движение одной рукой, держите вторую на­против солнечного сплетения, чтобы быть в состоянии отразить неожиданную атаку по кратчайшему расстоянию. В отличие от каратэистского «хики-тэ», когда рука, помогая удару, идет на бедро или на ребра, здесь она отдергивается к солнечному сплетению — как-будто паук сучит паутину. По­том движения рук будут соединяться друг с другом, образуя самые замысловатые формы, количество которых слишком велико, чтобы изучать их каждую в отдельности. Никакой ге­ний кунг-фу не сможет вовремя выбрать необходимое движе­ние, чтобы успеть отразить атаку, если их несколько сотен. Умейте увидеть сложное в простом, а простое в сложном, и запомните: чем проще — тем быстрее, чем проще — тем на­дежнее. Движение рук должно составлять единое целое с дви­жением всего тела, выполняться без рывков и лишних усилий. Осваивать действия рук целесообразно «блоками» — напри­мер, составляя тройки однотипных движений: вверху — посе­редине — внизу, скажем, «стрела»— «змея» — «копье», что поможет понять сам принцип выполнения движения. Время обработки каждого «блока» — те же 2—3 минуты.

6. Вращение вокруг оси и «колеса» — незаменимые упраж­нения, обучающие тело чувствовать пространство, увеличи­вающие скорость реакции и укрепляющие мышцы.
Вращения нужно доводить до такого состояния, когда на один шаг приходится один по»вор»от, когда вы в состоянии, вращаясь, не только идти по ровной линии, но и изменять на­правление своего движения согласно необходимости. Время вращения — 15—20 минут. Если кружится голова — меняйте направление вращения, если не помогает — остановитесь, зап­рокиньте голову в равновесной позиции, выберите на стене или потолке неподвижную точку и смотрите на нее, не мигая. Если и это трудно — не бойтесь, падайте на живот, закрывай­те глаза — отдыхайте. Но наедаться перед тренировкой лучше отучиться заранее. Вращение можно выполнить в приседе, с переменной высоты позиции и в прыжках — в зависимости от степени проработанное™ движения.
«Колеса» и фляки представляют собой то же вращение, но уже в вертикальной плоскости. Освоить их нужно так, что­бы для их выполнения не требовалось ни малейшей подгото­вительной паузы. Изучив фляки вперед, переходите к флякам назад, но не спешите — выполнить движение нужно естествен­но, не напрягаясь, спешить некуда — иначе малейшая оплош­ность может выбить вас из графика на гораздо большее вре­мя, чем то, которое вы хотели сэкономить. Попеременная нагрузка на руки и ноги с успехом заменяет потение над штан­гой, но, кроме силы, дает еще чувство единства тела и скорос­ти, чего не даст никакая штанга. Выполнять 10—15 минут.

7. Выполнение ударов — все принципы отработки движе­ния описаны в предыдущих пунктах. Осталось добавить толь­ко то, что ни в коем случае кулак не должен застревать в ко­нечной фазе удара, как это принято в каратэ, — иначе вам моментально его оторвут. Это же касается и ударов ногами — так же, впрочем, как и то, что в Да-цзе-шу никогда не произ­водится возврат бьющей конечности по той же траектории, по которой она пришла в цель. Рука или нога всегда будут описывать круг, эллипс или восьмерку, заканчивая движение там, где начинала его. Обычно в бою на движении от себя про­изводится удар, на себя — захват, но возможно и обратное выполнение. Таким образом, бой уплотняется настолько, что противнику просто некогда вставить свое «слово».

Начинать изучение следует не спеша, медленно и вдумчи­во выполняя его, — стараться вложить максимум внимания. По мере вживания скорость будет увеличиваться. Запомните:
если удар не представляет для вас единое движение — он еще «сырой». Отработка техник должна занимать основную часть тренировки, с таким расчетом: не менее 2—3 минут на каждую технику.
Прорабатывая удары в передвижении сперва следуйте правилу «топ-хлоп»: один шаг — один удар. Сброс энергии происходит одновременно с касанием ногой пола. Освоив по­шаговый способ выполнения ударов, переходите на плавное движение и асинхронный способ выполнения ударов — но не ранее.
8. Упражнения на устойчивость — выполняются для раз­вития чувства баланса. Стараться вывести противника из рав­новесия толчком или рывком, стоя на одной ноге и отведя вто­рую вперед или назад или вбок. Касание пола «пустой» ногой или прыжок на месте считаются проигрышем. Толкаться мож­но также и ногами — подошва к подошве, подъем к подъему, колено к колену и т.д. Полезно будет поработать вслепую.

9. Уклоны и уходы совершаются действием выпада в бое­вые позиции в нужную сторону, поэтому сами следите за тем, чтобы вне схватки не придерживаться каких-либо явных бое­вых позиций. Толчки и рывки также выполняются выседом или выпадом в боевую позицию.
10. Комбинирование движений осуществляется после ос­воения отдельных действий до их естественности. Соединять движения нужно сперва последовательно, как в традиционных стилях, потом выполнять их одновременно, а потом превра­щать их в единые связки наложением «внахлест». При движении стараться не допускать препятствий и остановок, следить за тем, чтобы одно движение как бы усиливало и. разгоняло другое, но не терять контроль над ними. Соединяйте не толь­ко руки с руками, но и руки с ногами, помните: основа Да-цзе-шу — это множественные асинхронные атаки на нескольких направлениях сразу. Придерживайтесь правил «бей, чем бли­же» и «бей короче», старайтесь вложить в удар или рывок все тело. Если за рукой не стоит вес тела — удар вряд ли будет эффективным.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей