Навигация
Обмен ссылками

 

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

автор: Art
Каждый может сказать, опираясь на свой собственный опыт, что психологическое состояние в бою резко отличается от обычного. Существует несколько видов этих измененных состояний, классифицируемых обычно как Четыре Стихии:
Земля, Вода, Огонь и Ветер. В дальнейшем вы еще не раз встре­титесь с ними: в одном случае так называют разные состоя­ния, в другом — это различные тактики боя, соответствую­щие им, в третьем — это уровни мастерства.
Говоря о различных состояниях мы должны понимать, что практически невозможно встретить их в чистом виде. Каждый из нас в течение дня несколько раз переходит из одного состо­яния в другое, причем определить конкретный момент пере­хода очень сложно. Можно только говорить о преимущественности какого-либо из них. Исходя из этой преимущественности человек и определяется как «земляной» или «водяной». Воз­можно, в дальнейшем вы увидите некоторое соответствие этой классификации и привычного нам разделения на флегматиков, меланхоликов, холериков и сангвиников, но в основном эти системы не совпадают.
Пользуясь описанными выше методами медитации на со­стояниях, мы сможем изменить их соотношение в нашем со­знании. Для этого и необходимо иметь четкое понимание Че­тырех Стихий в их «чистом» виде.

1. «Земля» символизирует принцип жесткости, неизмен­ности, надежности. В бою это стремление «стоять насмерть», придерживаться позиционной войны, делая расчет на один удар. Обучение на уровне «Земли» включает в себя выработку устойчивых позиций и перемещений, накатку траектории, на­работку жестких ударных конструкций. Это «ликбез», фунда­мент, на котором должно стоять здание вашего мастерства. Отталкиваться от основ можно будет лишь тогда, когда осно­вы будут достаточно прочны.
«Земля» может обозначать также и тип сознания. Для та­кого человека мир состоит из четких, раз и навсегда утвердив­шихся воззрений и правил, он всегда старается придерживать­ся одной и той же схемы действий и никогда не меняет свой маршрут даже в походе по магазинам.
В обучении боевому искусству такому человеку проще изу­чать его в виде отдельных канонизированных приемов. При этом его действия в реальном бою никогда не выйдут за их рамки, а естественной реакцией будет молниеносный автома­тизм. Этот человек не подвержен сильным эмоциям — как пра­вило, они проявляются уже после того, как ситуация была раз­решена, — но при этом крайне болезненно реагирует на любое вмешательство в структуры, распорядки и стереотипы, на ко­торых держится его сознание: нестандартная ситуация может попросту свести его с ума.
Как и все остальные, категория «Земля» имеет два аспек­та — принимающий и дающий, пассивный и активный.

Пассивный аспект категории «Земля» — состояние полной скованности: руки и ноги как бы налиты свинцом. Невозмож­но сделать шаг, сжать кулак. Это состояние происходит, если боец не уверен в своих двигательных возможностях, подав­лен явным психо-энергетическим, физическим или тактичес­ким превосходством противника. В этой ситуации мозг от­дает противоречивые команды, напрягающие одновременно противостоящие друг другу мышцы (тело деревенеет). В та­ком положении, конечно, трудно нанести удар. Оказавшись в состоянии «Земли», приходится ограничиться подставками локтей и колен под удары противника, чтобы максимально их затруднить. Так же нужно стараться прикрывать руками наиболее уязвимые части тела — нос, глаза, горло, пах, сол­нечное сплетение. В особо трудных случаях приходится упасть на землю, закрыв лицо руками и прижав ноги к животу. Конечно, это будет хорошо лишь тогда, когда речь идет о небольшой сумме денег или выяснении вопроса «кто кру­че»; довольно часто этот трюк срабатывает в массовой дра­ке, где некогда добивать упавших. Но будьте готовы к тому, что вас изрядно потопчут дерущиеся. Если же на вас напа­дают с явным намерением убить или же оружие нападавших слишком опасно, чтобы принимать его удары на себя, необ­ходимо приложить все усилия к тому, чтобы выйти из этого состояния.
Прежде всего раскрепостите дыхание, «пробейте» его — не сможете, не сможете двигаться. Крикните изо всей силы, а еще лучше завизжите — на визг уходит меньше сил. Более того, — визг — высокий, высокочастотный звук, позволяет совер­шать более резкие и быстрые движения, делает их чаще. (Вспом­ните Брюса Ли). И к тому же обладает неплохим останавлива­ющим эффектом.
Встряхнитесь всем телом, как бы стряхивая с себя «цепи». Теперь начинайте двигаться. Как бы хаотичны ни были ваши движения, они, по крайней мере, на долю секунды остановят «наступление» противника. И, начав свое движение, вы уже сможете как-то им воспользоваться — либо для бегства, либо для перехода в другое состояние.
Активность «Земли» проявляется в бою следующим обра­зом: не поддавайтесь на провокации и финты, ждите момента для своего удара, который нужно нанести решительно и со всей силой, на которую вы способны. Не старайтесь делать слож­ные приемы и длинные атаки — они нарушат вашу защитную позицию. Не атакуйте первым — ему надо, пусть он и лезет. Основной задачей вашей атаки должно стать повреждение ударных конечностей и особенно ног противника, если они оказываются в непосредственной близости к вам. Лишите его возможности двигаться — и он перестанет быть опасным.

2. Психологическое состояние боя «Вода». Активно дей­ствуя в этом состоянии, вы спонтанно начинаете смягчать, га­сить действия противника, уворачиваясь или уклоняясь от них, сковывая, пуская атаки вскользь. Пытайтесь перевести энер­гию противника в другое русло, разрядить ее, например через смех, или попытаться урезонить противника, «договориться» с ним, что опять-таки даст вам секундную передышку, позво­лит собраться с силами и оценить ситуацию. В этом состоянии необходимо относиться к противнику как к разбуянившемуся родственнику, который вообще-то ничего плохого вам не же­лает. В этом состоянии очень важно не терять контакта с ата­кующим, «довериться» ему и говорить с ним — поверьте, в то время, когда вы говорите, ударить вас будет гораздо труднее психологически1.
Боевая тактика «Воды» заключается в том, что мы как бы передаем управление ситуацией противнику, позволяя ему са­мому разрушать свой защитный потенциал, и контратаковать его в уязвимые места, открывающиеся в процессе его атаки. Эта атака требует большой чувствительности и гибкости, уме­ния точно распознать основную идею атаки и использовать ее силу во встречном контрударе или сопровождающем захвате, с помощью которого можно будет использовать инерцию ата­кующего движения. При этом вся ваша инициатива должна заключаться в поисках наилучшего способа «подстройки» к действиям, совершаемым противником. Уступить в одном, чтобы выиграть в другом — вот смысл этой тактики.
Пассивной же стороной «Воды» является полная подат­ливость и сотрудничество с противником: если вас держит под прицелом серьезный человек, значит вы ему зачем-то нужны, раз он вас до сих пор не убил. Возможно, вам удастся прийти к взаимовыгодному решению или же хотя бы выиграть время и момент для внезапной атаки или бегства. Если же вам в лицо смотрит дуло обреза, за другой конец которого держится ка­кой-нибудь малолетний Бармалей, схема действий будет при­близительно та же, но никаких рецептов я давать уже не смогу...

3. Состояние «Огонь».
Вы полны решимости и гнева. У вас чешутся кулаки и зудят пятки, и, не обращая внимания на количество, рост, вес, пол и партийную принадлежность противника, вы щедро раздаете уда­ры направо и налево, абсолютно не чувствуя боли от того, что по­падает по вам. Огонь характеризуется полной концентрацией на своем бешенстве и поддержании этого состояния и даже уси­ления его до тех пор, пока последний из противников не будет лишен возможности передвигаться. Это очень важное условие, потому что выход из состояния огня характеризуется резким упадком сил вплоть до полной потери сознания. Если какой-нибудь из противников сможет это сделать, что скорее добьет вас. Состояние огня хорошо в бою в закрытом помещении, если есть какие-то гарантии, что к противникам не прибудет под­мога, услышав шум и крики. Огонь годится и тогда, когда вам необходимо прорваться в какое-нибудь укрытие.

Однажды выйдя из состояния огня, войти в него снова очень трудно. Поэтому и нельзя останавливаться ни при каких условиях, пока вы не будете уверены, что бой закончен. Так же и настоящий огонь очень трудно разжечь, если он по­гас, а тем более погашен, например, водой. В состоянии огня обостряется проблема боевого обзора, которая характерна для ВСЕХ типов боевых состояний. Поле зрения в них обычно рез­ко сужается. Поскольку ситуация меняется очень быстро, и мозг успевает воспринимать только то, что находится непос­редственно перед глазами2'.
Остальное же периферийное поле зрения просто не вос­принимается, поскольку нет времени на обработку информа­ции. Почти каждый, побывавший в драке человек, наверняка помнит это ощущение темной трубы перед глазами. Только долгая тренировка может компенсировать этот недостаток за счет слуха, осязательных ощущений («спиной почувствовал») или преимущественно периферического восприятия (взгляд в никуда) — в зависимости от того, к какому из трех типов вос­приятия более склонна ваша психика32.
Находясь в состоянии огня, знайте — бой идет насмерть и, возможно, нож уже торчит в вашей спине. Вам терять уже нечего. Деритесь до конца, поскольку «огонь живет, пока горит».

Пассивное состояние «Огня» характеризуется уверенным поведением, психологическим давлением на противника. Вкратце это можно характеризовать так: «Боятся — значит уважают». Следует психологически подавить противника, создать в нем неуверенность и страх, всячески демонстри­руя свое преимущество. Следует внушить противнику мысль о том, что прямое столкновение с вами закончится не в его пользу. Это неплохо срабатывает с подростками и зачастую предотвращает ненужное кровопролитие. Например: если в конфликте с группой людей удается быстро вычислить и вы­вести из строя лидера, то в дальнейшем можно перевести «Огонь» в пассивное состояние и заставить остальных при­знать ваше превосходство. Сам по себе уверенный вид и сме­лое поведение зачастую спасают людей от нападения. «Бое­вая раскраска» панков, шипы металлистов, мощные бутсы рокеров созданы именно для этой цели. Они призваны под­черкнуть крутость своих владельцев, создать некий защит­ный экран «не подходи — зашибу!», который должен отпугивать всех воз­можных противников.

В связи с этим хочется вспомнить кое-что из биологии: где-то в Аппа­лачах водятся три вида змей, своей яркой раскраской очень похожих друг на друга. Одни совсем не ядовитые, другие смертельно ядовитые, укус же третьих, под которых и «красятся» все остальные, очень болезнен и вызыва­ет мучительные судороги, но оставля­ет крупное животное в живых, убивая только мелких грызунов, которыми змея и питается. Почему же все подражают именно этим, уме­ренно ядовитым змеям? Неядовитые, понятно, хотят выгля­деть тюстрашней, чтобы отпугнуть врагов — а что же змеи-убийцы? Ответ прост — и ответ тот же: «Чтобы отпугнуть - своих врагов». Дело в том, что смертельный змеиный яд не действует мгновенно, и крупный зверь все равно успеет убить змею; но при этом он погибнет сам и не сможет пере­дать своим потомкам и собратьям знание о смертельной опасности. Несмертельные же, но очень болезненные укусы законодателей змеиной моды хорошо знакомы всей округе и все обходят их десятой дорогой. Таким образом иногда выгоднее казаться страшным, а не быть им.

4. Состояние «Ветер» можно характеризовать как такти­ку «полная неразбериха». Хаотические удары и движения во все стороны сразу, дикий крик, абсолютно сумасшедшее пове­дение и при первой де возможности — бегство во весь дух. Не впадайте в искушение спутать «Ветер» с «Огнем». Удары не являются прицельными, действия не выглядят осознанными. Человек теряет голову от ужаса, действует практически бес­сознательно и потом не может в точности вспомнить, что же он делал. Именно в состояние «Ветра» легче перейти из состо­яния «Земли», поскольку роль сознания в них сведена к мини­муму. В состоянии «Ветра» человека очень трудно контроли­ровать, но это не значит, что он дерется, — он активно спасается во всю меру своих сил. Это состояние прекрасно сра­батывает тогда, когда вам угрожают чем-то, но убивать не собираются. Человек наставляет на вас пистолет, командует:
«Руки вверх», а жертва вдруг взрывается дикой истерикой. Как правило, в этой ситуации атакующий несколько теряется (мо­жет, конечно, и «бабахнуть» с перепугу). Поэтому, входя в это состояние, лучше уйти в сторону — вниз кувырком или даже драпануть на четвереньках. Нестандартное поведение даст вам желаемую фору. Еще лучше будет, если вы сумеете моменталь­но оценить ситуацию раньше, чем он договорит4'.

Работая с состояниями, мы не должны их имитировать, мы должны действительно в них находиться, а не впадать, как это обычно и происходит. Это, действительно, очень разные вещи. Входя в ситуацию, вы худо-бедно ее контролируете, а впадая, иной раз не можете выйти, даже если это грозит смер­тью. Входить в состояние необходимо, потому что никакая имитация не даст реальной картины, противник все равно по­чувствует фальшь, бессознательно, но наверняка, а искусст­венный огонь поддерживать труднее, иллюзорный ветер лег­ко унять, в нечистую воду никто не пойдет, ненадежная земля не может быть опорой.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей