Подавляющее большинство единоборств, возникших в Корее, Бирме, Вьетнаме и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии основаны на идеологии, заимствованной из Китая или Японии, поэтому их раздельное рассмотрение лишено всякого смысла. В них в различных вариациях переплетены принципы конфуцианской морали, даосские и буддийские медитативные системы, в ряде случаев сохраняются рудиментарные фрагменты автохтонных культов. Чтобы не быть голословными, приведем ряд примеров.
В основу хапкидо, признаваемого корейским национальным боевым искусством легла даосская символика восьми триграмм, обозначающая через сложный ассоциативный ряд все явления и закономерности окружающего мира и буддийская медитация. Человек посредством этой символики осознает механизм круговорота энергии ки (ци) и ставит себя в центр данного круговорота, сосредоточивая энергию в себе и направляя ее в нужное русло. При этом необходимо придерживаться десяти заповедей, взятых из даосской и буддийской философии: помнить, что окружающая природа есть энергия; придерживаться пути сосредоточения в своем теле энергии неба и земли; следуя этим путем, развивать свои энергетические способности; использовать энергию природы по восьми направлениям; использовать только оборонительные приемы; заботиться о благоденствии своей страны и всего человечества; уважать порядок и общественную мораль; уважать любого человека и быть скромным в своем поведении; стремиться к наивысшему мастерству во всем; уважать все боевые искусства.
В основу философии вьетнамских боевых искусств (во) легли принципы конфуцианства, буддизма и даосизма, методики китайского цигун. Термин "хи" означает единство физических сил и духа и близок по значению китайскому ци. Под закалкой духа понимается безупречное владение телом и оружием, доведенное до автоматизма и осуществляемое на уровне подсознательного. Это искусство движения, отличающегося высокой точностью и мягкостью, широтой и плавностью. Все движения выполняются по строго определенным направлениям, при этом особое внимание обращается на глубокое, акцентированное дыхание, человек углубляется в себя, отрешается от переживаний и забот внешнего мира.
Для создания их необходимы два фактора: путем сокращения диафрагмы и мышц живота концентрация внутренней энергии и внимания на дыхании и управлении им. Об этом должен знать каждый преподаватель, так как такой метод способствует сохранению и укреплению здоровья как физического, так и психического, совершенствованию всех компонентов боевого искусства. Обобщая вышеизложенное, предлагаем вниманию читателя следующую таблицу
ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА ЦЕЛЬ обеспечить соответствующую военную подготовку гражданам для защиты интересов страны. ЗАДАЧИ Для военных — совершенствовать ратное мастерство ради достижения победы над конкретным противником. Для монахов — достичь духовного и физического совершенства, ведущего к слиянию с Дао или к обретению долголетия (даосы), или к достижению просветления (буддисты). Для адептов народных школ — достичь психосоматического совершенства и приобщиться к духовной традиции предков, тем самым обретя новую форму существования, способствующую противостоянию неблагоприятным условиям внешней среды. Для государственных чиновников — достичь высшей мудрости или уровня интеллектуально-физического совершенства, называемого "идеальный муж". ПРИНЦИПЫ Благопристойности, целостности, единства и гармонии противоположностей, концентрации и осознанности, воспитывающего выполнения упражнения (замедления). СРЕДСТВА 1. Специальные физические упражнения боевых искусств с оружием и без оружия. 2. Общеразвивающие упражнения, бег, преодоление препятствий, плавание, гребля и пр. 3. Верховая езда, управление боевыми колесницами. 4. Медитативные и дыхательные упражнения. 5. Массаж. 6. Учет и использование факторов окружающей среды. 7. Ритуал и этикет. 8. Общеобразовательные предметы: этика и этикет, математика, каллиграфия, риторика, музыка, танцы. ФОРМЫ Учебно-тренировочные занятия Состязания внутреннего (школы, монастыри, войска, общины) и показательного характера. Театрализованные спарринги и бои. Реальные походы, бои и сражения. МЕТОДЫ 1.Воспитания: статическая медитация, комплексы боевых упражнений, спарринги с различной степенью условности. 2.Обучения: звукорезонансный (слова), мыслеобразный (идеомоторный), практического упражнения (в облегченных условиях, в стандартных, в усложненных - в процессе экзаменов, состязаний и пр.). ОРГАНИЗАЦИЯ 1. Государственная: учебные заведения, армия, уездные войска. 2. Народная: общества ушу, дворы ушу, школы. 3. Монастырская: монастыри, общины, монастырские войска. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящей тайное,воздаст тебе явно. (Еванг. от Матфея, гл.6, стихи 5.6)