Здесь мы переходим фактически к тем сложным упражнениям, которые составляют сущность специальной милицейской стрельбы.
Для стрельбы по «исчезающим подвижным мишеням» употребляются мишени, центр которых имеет 5 см в диаметре. Стрельба ведется с дистанции в 20 м, при чем мишени устраиваются механические, появляющиеся через каждые три секунды и на столько же времени (3 секунды), остающиеся на глазах стрелка, после чего они снова скрываются на 3 секунды.
Согласно инструкций, стрелок не имеет права взять со своего столика револьвера, пока не покажется мишень. После каждого сделанного выстрела стрелок обязан снова положить оружие на столик.
Упражнения эти, благодаря таким правилам, являются чрезвычайно полезными и практичными для подготовки к рукопашному бою. Они служат также фундаментом для всех остальных упражнений милицейской стрельбы, описание которых последует в дальнейшем.
Упражняясь в такой стрельбе на открытом воздухе, следует прежде всего учитывать силу солнечного света и влияние его на прицеливание и потому соответственно ему выравнивать мушку и прицел более или менее вправо, влево или ниже цели.
Различия в высотах колебания прицела, происходящие благодаря влиянию солнечных лучей, могут быть уничтожены также искусственным путем, при применении специальных очков со стеклами дымчатого или оранжевого цвета. Оправа последних должна быть округлой, а не овальной и 5 см в диаметре, при чем ободок не должен мешать зрению.
Применение больших круглых «защитных» очков для стрельбы удобно еще тем, что они предохраняют глаза от пороховой пыли и ветра, дующего навстречу, а также от носящегося по стрельбищу едкого порохового дыма и соринок, часто попадающих в глаза.
Отбросив в сторону требования «закалки» и привычки переносить выстрелы, которые обычно воспитываются в каждом военнослужащем, мы считаем небесполезным указать на тот вред, который приносит ушам частая детонация на учебном стрельбище. Вред этот особенно велик при револьверной стрельбе, благодаря короткости ствола этого оружия, отчего детонация происходит около самого уха и сильнее, чем от ружейного огня. Глухота и ушные болезни — результат часто повторяющихся детонаций. При револьверной стрельбе они большею частью падают на левое ухо, страдающее больше правого вследствие неожиданных выстрелов соседа по стрельбе, к которым оно не подготовлено, особенно если сосед этот стоит слегка сзади. Поэтому, щадя здоровье людей, лучше снабжать их на период учебной стрельбы специально изготовленными резиновыми «тампонами», представляющими собой небольшие пустотелые пробочки, начиненные внутри мелкими опилками. Тампоны эти вставляются в уши и заглушают шум, производимый выстрелами. Обычная же ватная затычка является далеко не совершенным средством защиты от детонаций.
Так как стрельба по исчезающим мишеням есть один из видов стрельбы на скорость, то естественно, что при ней частое и быстрое взведение курка револьвера большим пальцем, требующее силы и поэтому чрезвычайно утомительное, приводит к воспалению пальца. Чтобы избегнуть этого, необходимо «закалить» пальцы при помощи предварительной тренировки на специальном аппарате. Аппарат этот состоит из металлического стержня или «грифа», к которому при помощи двух блоков привешен на веревках груз, весом в несколько фунтов. Вращение этого грифа при помощи двух пальцев — большого и указательного — достаточно закаляет мускулы и суставы этих пальцев, а также и кожу на них.
Кисть и локоть руки, держащей оружие, при такой стрельбе, сильно утомляются вследствие «отдачи» после каждого выстрела, и требуют также предварительной тренировки при помощи местной гимнастики, хотя при том способе держать оружие, который мы рекомендуем, напряжение руки и утомляемость ее меньше.
Теперь скажем несколько слов об установке мишеней.
Обычно на хорошо устроенном стрельбище или в закрытом оборудованном тире для подобной стрельбы имеются специальные механические мишени. В случае, если таких мишеней не имеется, то приспосабливают обычную мишень, делая ее на шарнирах и снабжая весьма простым механическим приспособлением, благодаря которому она то выпрыгивает наверх, то снова исчезает. Если же и такое приспособление покажется чересчур сложным, то можно упражняться этой специальной стрельбе и при помощи обыкновенной неподвижной мишени.
Для этого прежде всего нужно запастись метрономом, т.е. инструментом, который употребляется в музыке для отсчитывания такта. Метроном ставится на полусекундный удар, а звонок его на каждый 6‑й удар метронома так, чтобы каждые 3 секунды (промежуток времени, в продолжение которого механические мишени находятся на виду) отмечались звонком.
Пока маятник отбивает такт, стрелок сам считает про себя: один, два, три, четыре, пять, шесть; один, два и т.д.
Позади стреляющего, метра на два, устанавливается простой рычаг, соединенный с щитом мишени. У рычага помещается помощник, который, надавливая на рукоятку рычага или вращая ее, заставляет мишень выскакивать вверх и затем снова скрываться. Помощник должен находиться обязательно позади стреляющего, иначе он рискует получить ожоги или поранения.
Нажимая по звонку метронома на рычаг, помощник должен действовать очень энергично, чтобы мишень выскакивала вверх до отказа и по следующему звонку также пряталась бы обратно.
Если теперь мы вместо механического приспособления возьмем обыкновенную неподвижную мишень, то упражнение будет происходить точно таким же образом и при том же самом счете, но с той разницей, что на первый звонок метронома стрелок условно считает, что мишень появилась, а на второй — что она снова исчезла и т.д., хотя в действительности мишень, конечно, все время остается неподвижной.
Положение стреляющего, т.е. позиция его ног и положение туловища сохраняются те же, что и при стрельбе по неподвижной мишени.
Для того, чтобы достигнуть хороших результатов, прибегают к следующим приемам.
Наблюдая внимательно за выскакивающей и вновь исчезающей мишенью, стрелок все время отсчитывает про себя такт: один, два, три и т.д., стараясь мысленно запечатлеть такт ее движения вверх и вниз. Пока мишень двигается вертикально вверх, стрелок не спускает глаз с черного кружка центра мишени и старается запечатлеть в мозгу отображение цели, когда последняя исчезает, при чем когда она идет вниз, он уже не следует за ней глазами. Благодаря такому способу стрелок знает, когда и в какой точке появится снова перед ним мишень, и поэтому должен целиться не в центр мишени, а под него, т.е. в место соприкосновения черного кружка с белым, производя выстрел как раз в тот момент, как черный кружок подойдет под прицел.
При такой стрельбе у оружия, снабженного курком, последний взводится только движением одного большого пальца, так чтобы левая рука не двигала при этом туловища и револьвера.
На счете «один» стрелок медленно, не торопясь, поднимает вверх руку, вытянутую в горизонтальном положении вперед до тех пор, пока прицел револьвера не очутится на уровне глаз.
Если стрелок в точности следовал всем нашим указаниям, то ему не придется изменять положения руки или искать правильного прицела, так как мишень и линия прицеливания совпадут, когда мишень очутится на уровне глаз. Темп движения подымающейся руки должен быть так рассчитан, чтобы на счет «два» линия прицеливания в нижний край центра мишени была бы уже взята.
На счет «шесть» револьвер опускается вниз и в таком положении выдерживается следующие шесть тактов, после чего снова поднимается, и стрельба продолжается, как и прежде.
Пока револьвер спущен вниз, стрелок начинает слегка давить на спуск, направляя, конечно, при этом дуло оружия в сторону от ног. После некоторой тренировки в этом направлении, стрелок выучится контролировать этот нажим, чтобы вкладывать в него только 1/2 силы, необходимой для спускания курка и производства выстрела.
Постепенно поднимая револьвер вверх, стрелок также постепенно усиливает и давление пальца на спуск, стараясь при этом не сваливать оружия на сторону, что неминуемо
приведет к неправильному прицелу. Если движение это будет сделано правильно, то к счету «шесть» стрелок будет готов сейчас же снова открыть огонь, при чем оружие будет в правильном положении, и точка прицела — верна.
Тотчас после выстрела стрелок быстрым движением взводит курок большим пальцем и снова опускает оружие дулом вниз, как и прежде, при чем взведение курка должно выполняться так, чтобы указательный не привлекался при этом к спуску, а правильное положение левой кисти, левой руки и туловища не нарушалось.
Как только стрелок привыкнет совершать эти движения безупречно, он может перейти к следующему подготовительному упражнению.
Одна половина барабана револьвера заряжается боевыми патронами, а в другую вставляются пустые гильзы, при чем чередуются они с боевыми патронами в разбивку, например: один патрон пустой, второй боевой, затем два пустых и т.д. Когда все готово, барабан перевертывают несколько раз для того, чтобы стрелок не знал, в каком порядке находятся патроны, и упражнение начинается.
Смысл его заключается в том, чтобы приучить стрелка не изменять при выстреле раз взятого правильного прицела и не изменять положения револьвера в самый момент выстрела, реагируя на «отдачу» револьвера. Если первым по порядку окажется пустой патрон, то стрелок, приготовившийся реагировать на выстрел известным напряжением руки, вместо того, чтобы медленно нажать спуск, по всей вероятности, резко дернет за него и будет, конечно, озадачен, когда выстрела не последует. Затем, делая второй выстрел, и ожидая попасть на пустой патрон, он естественно нажмет слишком медленно и слабо, благодаря чему выстрел опоздает и минует цель. Следующий выстрел попадет под мишень вследствие нового слишком стремительного нажима на спуск, опускающего дуло револьвера вниз, и т.д.
Только после целого ряда упражнений в этом направлении, после того, как все ошибки будут исправлены, можно будет заряжать боевыми патронами полный барабан револьвера.
Следующей задачей стрелка будет приобретение правильного (быстрого) темпа и механизация стрельбы.
Наблюдения специалистов над ошибками стрелков на различных состязаниях в стрельбе по исчезающим мишеням показали, что некоторые выстрелы лишь слегка задевают мишень, другие производятся слишком поздно, когда мишень уже скроется из вида. Многие стрелки передвигают ноги или меняют свое положение во время стрельбы, другие поднимают оружие наполовину высоты только затем, чтобы снова его опустить, и вообще злоупотребляют различными позами.
Подобных лишних движений, отнимающих время, необходимо всячески избегать, так как благодаря им скорость стрельбы значительно понижается. При помощи систематической тренировки с метрономом можно достигнуть того, что правильный быстрый темп стрельбы и механизация движений войдут в плоть и кровь стреляющего. Наступит время, когда стрелок даже без помощи метронома будет в состоянии произвести все шесть выстрелов и сделать шесть попаданий в мишень, до того как последняя скроется. При такой механизации стрельбы, рука, держащая оружие, поднимается одновременно с появлением мишени, и все шесть выстрелов делаются до того, как исчезающая мишень начнет свое обратное движение вниз. Такая стрельба может, конечно, с полным правом назваться искусной.
Если во время упражнений в стрельбе по исчезающим мишеням стрелку почему‑либо не удастся взять правильный прицел, то он может пропустить очередной выстрел и дать мишени скрыться, чтобы выстрелить при следующем ее появлении. Таким образом стрелок может сделать шесть попаданий на десять выстрелов, и такая стрельба будет считаться все же хорошей, так как количество выстрелов при стрельбе по исчезающим мишеням стрелку не засчитывается.
Мушка для стрельбы по исчезающим мишеням употребляется большая, а прицел снабжается широким прорезом, что облегчает прицеливание при быстром темпе стрельбы.
При упражнениях группами по нескольку человек в каждой следует располагать людей на линии огня с такими интервалами, чтобы пороховой дым от оружия одного не застилал бы вида мишени для рядом стоящих стрелков.
После каждой серии выстрелов стрелки должны осмотреть свое оружие, особенно внутренность ствола и барабан. Потемнение дула, часто происходящее во время стрельбы на скорость, особенно при употреблении черного пороха, и в жаркую и сухую погоду влияет отрицательно на меткость стрельбы, всякое трение в частях револьвера (например, от грязи, забивающейся в барабан) препятствует поддерживать беглый огонь.
Следует помнить при этом, что во время стрельбы по исчезающим мишеням, являющейся одним из видов стрельбы на скорость, правилами запрещается как менять оружие, так и прочищать его, как это делается при стрельбе по неподвижным мишеням. Поэтому, открывая револьвер после окончания каждой серии, стрелок должен внимательно осмотреть состояние патронов в барабане, и если стреляные гильзы плохо пробиты или повреждены, что происходит при плохой стрельбе, вследствие которой они иногда пробиваются сбоку, то стрелок должен разобрать револьвер и смазать части. Если это не помогает, то для продолжения стрельбы следует взять другое оружие.
Следует особенно следить за тем, чтобы для револьвера одной системы употреблялись соответствующие патроны, а не патроны других систем, как это часто практикуется. Кроме того, перед учебной стрельбой следует сделать предварительную пристрелку оружия и пробу патронам.
Осматривая ежедневно, утром и вечером, свой револьвер, следует следить за тем, чтобы спуск его работал быстро и легко.
Достигнув некоторого навыка сначала в стрельбе по неподвижной мишени, а затем и в стрельбе по исчезающим, следует в дальнейшем чередовать эти два упражнения, благодаря чему достигается большее совершенство. Однако начинающему стрелку мы этого не рекомендуем. Ему, конечно, лучше всего начинать свое упражнение с азов.