Хороших стрелков из револьвера очень мало; так же мало, как много лиц хорошо стреляющих из военной винтовки или охотничьего ружья. Объясняется это прежде всего несовершенством этого вида оружия, не обладающего той верностью и меткостью боя, какие присущи длинноствольному оружию. С дистанции свыше 100 м револьвер обыкновенной системы уже не может дать хороших результатов даже в руках опытного и тренированного стрелка. Поэтому револьвер может быть полезным лишь в качестве оружия ближнего боя, главным образом, рукопашного, в котором он имеет неоспоримое преимущество перед всяким другим оружием, при условии совершенного владения им. Вот это‑то последнее обстоятельство почему‑то на практике совершенно не принимается в расчет, и обучение револьверной стрельбе хотя и проводится заинтересованными в том органами, но лишь в порядке обязательных официальных инструкций «об обучении револьверной стрельбе», взятых целиком из военных уставов и наставлений.
Военизация органов внешней милиции — дело хорошее и нужное ...но в меру и не во всем. То, что необходимо для военного дела, может оказаться совершенно ненужным в условиях службы милиции, и наоборот. В револьверной стрельбе мы как раз и имеем пример последнего. Значение револьвера как оружия военного равняется почти нулю. Ни кавалерия, ни пехота им не вооружены, кроме командного состава да некоторых специальных войсковых команд, вследствие чего обучение револьверной стрельбе в частях войск стоит весьма слабо, не говоря уже о культивировании специальных методов стрельбы.
Другое дело — милиции (об уголовном розыске мы уже не говорим). Здесь каждый рядовой милиционер вооружен револьвером, и револьвер является фактически его единственным оружием. Кроме того красноармеец готовится к военным действиям в поле, между тем как милиция и уголовный розыск должны часто употреблять оружие в условиях городской обстановки.
На это последнее обстоятельство следует обратить сугубое внимание при оценке систем обучения работников милиции.
Стрельба в городской черте, например, при преследовании преступного элемента всегда сопряжена с опасностью поранить проходящих мирных граждан, особенно же неловкая стрельба плохо вытренированного работника милиции.
Поэтому обучению стрельбе и владению револьвером, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, должно быть отведено в органах милиции совершенно особое и, мы бы даже сказали, «почетное» место. Методы этого обучения должны быть совершенно иные, чем те, которые употребляются в воинских частях, ибо цели этого обучения также иные.
Стрельба милиционера должна быть прежде всего «интеллигентна», да простят нам такое выражение; другими словами, осознана и продумана, как у всякого искусного стрелка, которому бы пришлось попасть случайно в такие обстоятельства, когда от твердости его руки и верности глаза зависела бы жизнь его самого и спасение окружающих его лиц.
Револьвер должен быть верным и любимым спутником и товарищем милиционера, а не одним из предметов его обязательного снаряжения и обмундирования, который он часто во внеслужебное время снимает со вздохом облегчения. Сохраните строгие инструкции о праве милиционера пользоваться оружием, налагайте взыскания при нарушении их, но позаботьтесь также и о том, чтобы в тех случаях, когда милиция пускает его в ход, оружие это было действительно грозным.
Для достижения этого необходима планомерная тренировка всех работников милиции и уголовного розыска по специальным методам, не имеющим ничего общего с военной или обычной револьверной стрельбой. Раз пройденная как учебный курс, тренировка эта должна потом периодически повторяться в известные промежутки времени в виде хотя бы «стрелковых сборов», благодаря которым качество стрельбы в милиции можно всегда поддерживать на должной высоте.
Перейдем к изложению сущности специальных методов револьверной стрельбы.
Специально милицейская стрельба отличается от обычных систем стрельбы главным образом тем, что производится с очень короткой дистанции по движущимся на стрелка или убегающим от него нескольким мишеням, тогда как обычная стрельба — как учебная, так и состязательная — производится преимущественно с длинной дистанции по одной вполне определенной и неподвижной мишени.
Но разница заключается не только в этом. В систему обучения милицейской стрельбе входит целый ряд таких упражнений, которые не встречаются больше ни в одной системе и практическая польза которых настолько сама
собой очевидна, что не нуждается в особых пояснениях.
Так, например, очень интересны, оригинальны и чрезвычайно полезны для милицейского дела такие отделы ее, как упражнения в стрельбе инстинктивной (не целясь) по одной или нескольким мишеням, разбросанным вокруг стреляющего на различных дистанциях; упражнения в стрельбе «по слуху»; упражнения «вслепую», упражнения в «ночной» стрельбе; тактические упражнения и многие другие, о которых мы будем в дальнейшем говорить более подробно.
Приобретение благодаря этим упражнениям целого ряда весьма ценных навыков употребления револьвера в рукопашном бою имеет для каждого одиночного рукопашного бойца, в особенности для работников угрозыска и милиции, огромное значение.
Такова вкратце сущность системы, детальное изложение которой будет дано ниже.
Однако неопытного стрелка мы не советуем сразу начинать обучать по этой системе. Самое лучшее — начать обучение с первых принципов обычной элементарной (уставной) стрельбы по неподвижным мишеням, и лишь закончив этот общеобязательный курс, приступить к изучению «милицейской системы», постепенно вводя в последнюю все новые и новые усложняющие факторы. Имея в виду именно такой подход, мы и поместили в первом отделе системы «стрельбу по неподвижной мишени», которая должна послужить переходной ступенью от элементарной военной уставной стрельбы к последующим более трудным упражнениям милицейской системы.
Описывая упражнения высшей милицейской стрельбы, мы совершенно ничего не говорим о положении стреляющего и о способе держания оружия. Поступая так, мы делаем это потому, что вопросы эти исчерпывающе разработаны органами милиции НКВД и изложены в официальных инструкциях, так же как и остальные отделы элементарного обучения стрельбе.
По той же причине не найдет читатель в нашем руководстве и описания различных систем оружия, так же как и описания устройства специального тира, мишеней и т.д.
С другой стороны, в тех случаях, когда при описании какого‑либо упражнения встретится надобность в изменении положения стрелка, или положение это будет резко противоречить принятым уставом формам, то такие изменения будут отмечены и резко подчеркнуты.
Что касается мишеней, то при описании их мы отмечаем лишь общий принцип устройства каждой мишени в связи с упражнениями, для которых она предназначена, не касаясь деталей механизма.
2. Тренировка
Тренируясь в стрельбе по мишеням, следует соблюдать те же самые правила, какие соблюдают атлеты или спортсмены, желающие добиться высоких достижений в избранной ими области спорта или физкультуры. Эти правила могут быть выражены одной фразой: «Не пить (алкоголь), не курить, вести регулярный образ жизни, систематично работать». Чем больше отступления от этих общих правил, тем хуже будут и результаты, и качество стрельбы. Особенно сильно скажется это на сложных упражнениях, как, например, на стрельбе «по звуку», «на скорость», «в темноте», «инстинктивно» и т.д., так как алкоголь, табак и ненормальная жизнь понижают «восприимчивость», «удлиняют время реакции», притупляют нервные центры и понижают вследствие этого всю рефлекторную деятельность нервно‑мышечного аппарата человека. Проще говоря, дрожащая рука алкоголика не может, напр., твердо, спокойно и в то же время быстро взять револьвер на прицел, не говоря уже о других достижениях в этой области, благодаря потере контроля над собственными движениями и т.д.
Наоборот, систематические упражнения в стрельбе не только укрепляют за человеком ряд физиологических навыков и способностей, но развивают их и обостряют до пределов... неограниченных.
Однако и здесь требуется известная мера, которую переходить не рекомендуется во избежание ухудшения результатов. Мы хотим сказать о «перетренировке» или переработке организма, влекущей за собой общее переутомление и атрофирование способностей. Поэтому разумная дозировка упражнений необходима.
Существуют стрелки, которые упражняются почти ежедневно, работая в день от 0,5‑1,5 часов, и за это время выпускают 200‑400 выстрелов. Для обычного человека такие «масштабы», конечно, совершенно не подходят, тем более, что при продолжительной стрельбе из револьвера большой палец, взводящий курок, и указательный, дергающий за собачку, не только страшно утомляются, но и начинают сочиться кровью. Сильно сказываются на стрелке из револьвера также и напряженное положение вытянутой руки, держащей оружие, и «отдача» после выстрела, утомляющая своими толчками локтевой сустав и кисть.
Поэтому и здесь следует подходить к делу осторожно, постепенно втягивая тренирующегося в стрельбу. Обычно достаточно упражняться три раза в неделю, делая по несколько последовательных выстрелов (6‑12) в каждую серию. Две‑три серии в день, по 3 дня в неделю будут хорошей тренировкой.
Поэтому и здесь следует подходить к делу осторожно, постепенно втягивая тренирующегося в стрельбу. Обычно достаточно упражняться три раза в неделю, делая по несколько последовательных выстрелов (6‑12) в каждую серию. Две‑три серии в день, по 3 дня в неделю будут хорошей тренировкой.
Начальная стрельба по неподвижной мишени производится с дистанций в 20 м. Ее можно начать и в закрытом тире, а затем перенести упражнения на воздух, так как такая стрельба будет более соответствовать нормальным условиям. Для практических целей лучше употреблять мишени черного цвета с белым центром и пользоваться револьвером с белой мушкой. Для учебной стрельбы размеры центрального кружка мишени должны быть диаметром в 15‑17,5 см при дистанции до 50 м и более, и в 30 см при дистанции в 100 и более м. Когда же учебный курс будет пройден, то для обычной тренировочной стрельбы можно употреблять мишени с центром в 12,5 и даже 10 см для 50‑метровой дистанции и с центром в 5 см для 20‑метровой. После окончания всего курса высшей специальной стрельбы для дальнейшей тренировки надлежит чередовать упражнения между собой.