Навигация
Обмен ссылками

 

ФЕРДИНАНД ЛАУБ /1832-1875/

автор: Art
П.И. Чайковский называл Лауба "скрипачом-титаном". В.Ф. Одоевский причислял его к "истинным художникам" и противопоставлял многочисленным салонным виртуозам с их бессодержательной "эффектной" игрой. "Все, чего бы ни касался он, оживало в его руках как произведение большого искусства, источником которого была человеческая душа, - писал о Лаубе один из критиков. Фердинанд Лауб родился 19 января 1832 года в Праге. Отец скрипача, Эразм, профессионал-музыкант, стал первым учителем сына. Уже в шесть лет состоялось первое выступление Фердинанда в частном концерте с вариациями Берио. Из-за малого роста его пришлось поставить на стол! Спустя два года он дает свой первый публичный концерт, и с этих пор начинаются его концертные поездки по Чехии и Моравии. Знаменитый норвежский скрипач Уле Булль, к которому однажды привели мальчика, пришел в восторг от юного дарования. Булль предсказал Фердинанду блестящую будущность. Вскоре последовали концерты Лауба и в различных австрийских городах. Выступая в Праге, юный скрипач заинтересовал известного скрипача и педагога М. Мильднера, который вызвался бесплатно обучать талантливого ребенка. А в 1843 году Лауб поступил в класс профессора Мильднера в Пражской консерватории. В 14 лет он ее блестяще закончил. Еще в период занятий в консерватории Лауб восхитил своей игрой известного моравского скрипача Эрнста, а также выдающегося французского композитора Берлиоза, уговаривавшего Лауба отправиться с .ним в Париж. Неудивительно, что окончив консерваторию, он не испытывал недостатка в концертах.
ФЕРДИНАНД ЛАУБ /1832-1875/

Однако после пражского восстания ,1848 года, подавленного австрийскими властями, в стране воцарился террор. Вместе с многими другими патриотами
Фердинанд оказывается в вынужденном изгнании. Два года он жил в Вене, где играл в оперном оркестре, занимая в нем положение солиста и концертмейстера. Кроме того, Лауб совершенствовался в теории музыки и контрапункте у чешского композитора Шимона Сехтера. В 1859 году Лауб переезжает в Веймар, где занял место Йозефа Иоахима, отбывшего в Ганновер. Здесь Лауб постоянно общался с Листом, который высоко ценил его как
исполнителя. "Нет сомнения в том, - пишет один из известных чешских биографов Лауба профессор Йозеф Зубаты, - что общение Лауба с Листом, с которым он, находясь в Веймаре, часто играл и который высоко ценил мастерство Лауба, должно было иметь большое влияние на развитие его артистического мышления и чувства, очень остро воспринимавшего все значительное в музыке". В Веймаре Лауб подружился со Сметаной, всецело разделяя его патриотические чаяния и надежды. Из Веймара Лауб часто ездил с концертами в Прагу и другие города Чехии. Там же в Веймаре в 1854 году Лауб женился на Анне Мареш. Он познакомился с ней в Новой Гуте, в один из приездов на родину. Незаурядная певица Анна Лауб часто гастролировала с мужем. Она родила пятерых детей - двух сыновей и трех дочек и стала ему преданнейшим другом.

С 1885 года до конца своей жизни в 1899 году Анна преподавала пение в Музыкальном училище Московского филармонического общества. В 1856 году Лауб переезжает в Берлин. Он занимает должность "камерного виртуоза", время от времени выступает с сольными концертами, организует трио, квартет. Кроме того, музыкант дает уроки игры на скрипке. Он часто отлучается в концертные поездки. Не забывает Лауб свою родину. Проводя в Чехии летние месяцы, он много концертирует, выступает в благотворительных концертах, органи-, зуемых чешскими национальными культурными организациями Мастерство Лауба уже тогда вызывало восхищение крупнейших музыкантов мира. Но в начале 1850-х годов в его игре отмечалась главным образом виртуозность. В письме к брату в Лондон в 1852 году Иоахим писал; "Поразительно, какой блестящей техникой обладает этот человек; для него не существует никаких трудностей". Репертуар Лауба в это время заполнен виртуозной музыкой: концерты и фантазии Баццини, Эрнста, Вьетана. Позже он сконцентрировался на классике. С 1859 года начинается шесть лет неустанной и триумфальной концер-1 тной деятельности. Лауб дает концерты в Германии, Бельгии, Голландии,1 Англии и других странах. Огромным успехом сопровождалось его блестящее турне с известной певицей Аделиной Патти.

До 1865 года Лауб живет в Вене. "Королю скрипачей Фердинанду Лау-бу" - гласила надпись на золотом .венке, который был преподнесен ему Венским филармоническим обществом, когда Лауб покидал Вену. В начале 1860-х годов музыкант много времени проводит в Чехии. Горя-' чо любящий свой народ, он активно участвует в его музыкальной жизни. Скрипач часто выступает на концертах, посвященных чешской музыке. В 1861 году на торжестве в честь пятидесятилетия Пражской консерватории' Лауб исполняет концерт Бетховена. Наряду со Сметаной, Лауб - один из наиболее активных участников известного чешского объединения представителей искусства "Умелецка беседа". Девиз этого общества гласил: "Песней к сердцу, сердцем к родине". На открытии музыкальной секции общества, 14 августа 1863 года, Лауб и Сметана исполнили Крейцерову сонату Бетховена. В 1859 году Лауб впервые посетил Россию. Его выступления в Петербурге с программами, включавшими произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, вызывали фурор. А. Серов назвал Лауба "истинным полубогом" и посвятил музыканту цикл статей, уделив особое внимание его интерпретации музыки Баха* Мендельсона, Бетховена. "Чакона" Баха, опять - изумление смычку и левой руке Лауба, - пишет Серов, - его густейшему тону, широкой тесьме звука под его смычком, усиливающим скрипку вчетверо против обыкновенного, его деликатнейшим оттенкам в "pianissimo", его бесподобнейшей фразировке, с глубоким вниканием в глубокий стиль Баха.

Слушая эту восхитительную музыку в восхитительном Лаубовом исполнении, начинаешь недоумевать: может ли быть на свете еще иная музыка, со--всем иной стиль (не полифонический), может ли иметь иной стиль право гражданства в искусстве, - столько полное, как бесконечно органический, многоголосный стиль великого Себастьяна?" Лауб поразил Серова и Концертом Бетховена. После концерта 23 марта 1859 года он писал: "В нынешний раз эту чудесно-прозрачную, светлую, ангельски искреннюю музыку он спел своим смычком еще несравненно лучше, чем в своем концерте в зале Благородного собрания. Виртуозность изумительная! Но она в Лаубе существует не сама для себя, а на пользу высокомузыкальных творений. Если б все виртуозы так понимали свое значение и назначение!" "В квартетах, - пишет Серов, прослушав камерный вечер, - Лауб кажется еще выше, нежели в соло. Он совершенно сливается с исполняемой музыкой, что не умеют делать многие виртуозы, в том числе и Вьетан".Впечатления о первом посещении России оказались настолько сильными, что Лауб в своих длительных концертных странствованиях все чаще стал задумываться о том, чтобы обосноваться в России.

В 1865 году скрипач снова едет в Россию. 6 марта он играет на вечере у Н Рубинштейна. Об этом вечере рассказывал В.А. Соллогуб, талантливый русский беллетрист, в письме к известному русскому виолончелисту и меценату Матвею Виельгорскому: "...Игра Лауба до того меня восхитила, что я забыл и снег, и вьюгу, и болезни... Отличительными свойствами Лауба показались мне спокойствие, звучность, простота, строгость стиля, отсутствие вычурности, отчетливость и вместе с тем интимное воодушевление, соединенное с необыкновенной силой... Он не сух, как классик, не порывист, как романтик. Он своебытен, самостоятелен, в нем есть, как говаривал Брюллов, отсебятина. Его нельзя ни с кем сравнивать. Истинный художник всегда типичен. Много говорил он мне и спрашивал про вас.

Он вас от души любит, как любят вас все, которые вас знают. В обхождении, мне показалось, что он прост, сердечен, готов признать чужое достоинство и не обижается им, чтобы возвысить свое значение..." В.Ф. Одоевский поместил в "Московских ведомостях" восторженную статью под названием "Лауб в Моцартовом ге-мольном квинтете". "Кто не слыхал Лауба в ге-мольном квинтете Моцарта, тот не слыхал этого квинтета... - пишет он. - Кто из музыкантов не знает наизусть той дивной поэмы, которая называется ге-мольным квинтетом? Но как редко приходится слышать такое его исполнение, которое бы вполне Удовлетворяло нашему художественному чувству". В третий раз Лауб приехал в Россию в 1866 году. Концерты, данные им в Петербурге и Москве, окончательно укрепили его необычайную популярность. 1 марта музыкант подписывает контракт о работе в Московском отделении Русского музыкального общества.

По приглашению Н. Рубинштейна Лауб становится первым профессором открывшейся осенью 1866 года Московской консерватории и на протяжении восьми лет ведет плодотворную педагогическую деятельность. Он руководил не только скрипичным, но и квартетным и оркестровым классами. В скрипичном классе Лауба за это время перебывало около тридцати учеников. Среди них В. Виллуан, И. Лойко, И. Котек. У Лауба начинал свое образование известный польский скрипач С. Барцевич. Исключительно высоко оценивалась современниками исполнительская деятельность Лауба, особенно камерная. "В Москве, - писал Чайковский, - имеется такой квартетный исполнитель, на которого с завистью взирают все западноевропейские столицы..." По мнению Чайковского, с Лаубом во всем мире в исполнении классических произведений может соперничать один Иоахим, "превосходящий Лауба в уменье извлекать из своего инструмента трогательно-нежные мелодии, но безусловно уступающий ему в силе тона, в страстности и благородной энергии".

"Лауб играл с большим интеллектом и искренним, нежным, глубоко здоровым чувством, - вспоминает его современник С. Хеллер. - Вполне справедливо говорили музыканты, что у Лауба скрипка поет - это не было безжизненное дерево, это был живой инструмент; скрипка была частью его существа, голосом его души". К сожалению, в расцвете таланта Лауба внезапно настигла болезнь. Летом 1874 года он уехал лечиться в Карлсбад (Карловы Вары). Но лечение здесь не пошло ему впрок. По совету врачей Лауб отправился в Тирольский Гриз, где скончался 18 марта 1875 года. Его похоронили спустя несколько дней в Праге. Чайковский в рецензии на концерт скрипача-виртуоза К. Сивори писал: "Слушая его, я думал о том, что на этой же эстраде, ровно год тому назад... в последний раз играл перед публикой другой скрипач, полный жизни и силы, во всем расцвете гениального таланта; что этот скрипач уже не предстанет ни перед какой человеческой публикой, что никого уже не приведет в трепет восторга рука, извлекавшая звуки, столь сильные, мощные и вместе с тем нежные и ласкающие. Г. Лауб скончался всего на 43-м году жизни".


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей