|
|
|
|
|
Самый трагический вид смерти – самоубийство. Самоубийца сам вычеркивает себя из числа живых. Но и умершие не хотят принять его к себе. Прежде самоубийц не хоронили на кладбищах, их могилы не осенял крест, на могильном камне не зажигали свечей. В старые времена самоубийц погребали где-нибудь у дороги, вдали от человеческого жилья, как будто люди отгоняли их от себя, точно прокаженных.
Что заставляет самоубийцу уйти из жизни, как выходят из ворот чужого дома? Что заставляет человека искать свободу в смерти, как узник ищет свободу от оков? Почему жизнь становится для него невыносимым и беспросветным мучением? Причин и поводов много, но если каждое самоубийство – это роковая песнь души, пропетая диаволу, то все они пронизаны и объединены одним лейтмотивом, который проходит, как стон, через эту обреченную толпу, фантасмагорию перекошенных болью лиц, мрачную симфонию человеческих душ, через этот черный реквием отчаяния. Этот лейтмотив – потеря надежды.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В церковных молитвах есть особое прошение о христианской кончине нашей жизни, о приготовлении к ней через покаяние и Святые Таинства[21]. Готовиться к смерти мы должны всю жизнь, но особенно важно не потерять те драгоценные дни, часы и минуты, когда человек, прощаясь с землей, уходит в вечность. «В чем застану, в том буду судить»,– говорит Господь. «День смерти больше, чем день рождения» – так сказал преподобный Марк Фраческий[22] монаху, который должен был похоронить его. День смерти, в сущности, и является днем рождения в ту жизнь, которой нет конца. Он является итогом, заключением, экзаменом и потому – приговором над человеком.
Почему Господь ублажает плачущих[23]? Плач – это разрушение земных иллюзий. Зная жестокость и окамененность нашего сердца, Господь посылает нам болезни, как предвозвестников смерти. Человек видит, как разрушается его тело, с которым он себя отождествил, похоти которого заглушили голос духа. Он видит свое тело бессильным, разлагающимся заживо, как будто его пожирают невидимые черви; тело, источающее нечистоту и смрад, истощенное, изборожденное морщинами; тело, которое должно превратиться в труп; тело, в котором он искал наслаждения, обратившееся теперь в какой-то сгусток боли. Даже само общение с больными – уже напоминание о смерти: жизнь человека, прикованного к одру болезни, представляется подобной хрупкому стеклу, которое может сломаться от одного неожиданного удара. Бинты, пропитанные гноем, запах разлагающейся крови – все это словно образ греха, разъедающего человеческую душу, того страшного недуга, той раны, исцелить которую может лишь Божественная благодать.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Больница – это тоже указанный Соломоном дом плача и школа памяти о смерти. Приходилось ли вам видеть, как умирают люди? В больнице их помещают в особые палаты, чтобы другие больные не видели смерти, которая может прийти за любым из них. Впрочем, к умирающим допускают в виде милости родных и друзей, как к узнику, заключенному в камеру смертников, для последнего прощания.
Видимый мир отделен от невидимого непроницаемой стеной, но для умирающего эта преграда становится все более тонкой, прозрачной, проницаемой, как будто он, умирая, находится в двух мирах. Он слышит голоса, которые не воспринимает наш слух; кажется, что к постели умирающего приходят те, кто опередил его на пути к вечности, особенно с кем он был связан узами дружбы и любви. Умирающий тихим шепотом называет имена уже ушедших; особенно часто он произносит слово «мама». Наверное, мать остается и после смерти самым близким существом для своего ребенка, хотя бы он и был уже глубоким стариком.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Три вещи неизвестны человеку: когда он умрет, где он умрет и какая участь ожидает его за гробом. Поэтому человек должен всегда ожидать смерти и постоянно помнить, что день сегодняшний может оказаться днем последним. Поэтому именно сегодняшний день – день спасения. Господь обещал принять грешника, если тот покается от всего сердца, но Он не обещал какого-то точно определенного времени для покаяния, ибо ведал лукавство человеческой души.
Зная день и час своей смерти, человек будет говорить в сердце своем: «Это еще далеко, успею взять от этой жизни все, что она может дать, а затем, перед смертью, начну покаяние». Но покаяние – это желание быть с Богом, это начало борьбы с прежним хозяином, демоном, которому человек служил всей своей греховной жизнью, это возможность стяжания благодати. Лукавое сердце, которое хочет обмануть Бога, окажется не способным к покаянию: перед смертью оно окаменеет, и человек впадет или в холодное безразличие, или в отчаяние[10]. Поэтому Господь премудро сокрыл время смерти: ее не видно, как путника в тумане; она входит в дом без стука; она, как нежданный гость, не предупреждает о своем приходе; она уводит человека за собой, как страж уводит узника на суд,– в том, в чем застанет его.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Мысль о том, что после смерти нет ничего, дает мне большое утешение» – так или примерно так писал в своих мемуарах маркиз де Сад[v], по имени которого назван один из пороков, относящихся к области сексопатологии. Эта фраза в перевернутом виде могла бы стать беспощадным обличением того феномена, который называется атеизмом, а именно: «Я хочу найти утешение в мысли о том, что после смерти ничего нет, поэтому там ничего нет».
Пожалуй, эта надежда на будущее небытие – единственное утешение, которое нашел на дне греха и порока де Сад. Человеческая совесть имеет свой голос, неумолимо свидетельствующий о неотвратимости справедливого возмездия. Поэтому человек не может найти счастья в грехе. Совесть не только напоминает ему об адских муках, она дает ему почувствовать будущее состояние тоски и мрака, как бы подводит его к преддверию ада. Человек борется со своей совестью, как с врагом, и наконец находит жалкое утешение в той же мысли: «После смерти нет ничего». Свою книгу де Сад подарил Наполеону Бонапарту – верному слуге смерти. Но император, восприняв такой подарок как личное оскорбление, посадил в ответ дерзкого маркиза в тюрьму.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представьте ребенка, который хочет поймать своей рукой луч света. Он сжимает пальчики, ему кажется, что солнечный луч зажат между ними, но затем он раскрывает ладонь и видит, что в ней ничего нет. Так невозможно человеку удержать мгновение. Время течет, как широкая бесшумная река. Что ни делает человек: спит он или бодрствует, работает или молится, думает о смысле жизни или погружен в суету своих страстей,– час за часом, день за днем волны этой реки в неустанном беге стремятся друг за другом; как нельзя остановить течение реки, так же нельзя остановить время. Герои истории совершали великие деяния, одерживали победы над врагами, основывали огромные империи, возводили неприступные крепости, создавали висящие на цепях сады и цветники, сооружали здания, которые именовались чудесами света, но… никто из них не смог возвратить обратно ни одного прошедшего мгновения, ни один из величайших умов человечества не смог повернуть реку времени вспять. Эта река унесла их, как песчинку, в океан вечности; они проснулись из небытия и снова погрузились в сон.
Представьте другой пример: ребенок бежит за собственной тенью и хочет настигнуть ее. Он ускоряет шаг, но все равно не может ее догнать: чем быстрее человек гонится за тенью, тем быстрее тень убегает от него. Невозможно догнать крылатое время.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Загадку времени разрешить невозможно. Но древние мудрецы старались хотя бы как-то приоткрыть ее через символы и аллегории, представить время в неких осязаемых образах. Один из таких образов – Кронос[i] – свирепое и беспощадное божество, пожирающее собственных детей. Время порождает дни и ночи: дни – как своих сыновей, ночи – как дочерей, и тут же пожирает их без остатка. Века и тысячелетия исчезают в утробе ненасытного времени.
У персов и мидян аналогом эллинского Кроноса выступает божество времени Зерван[ii]. Он изображается в виде человека со звериной головой и двумя крыльями. Зерван стоит на шаре, в руках у него жезл. Катящийся шар означает движение времени, которое никогда не останавливается, не прерывается, не возвращается назад; кроме того, шар означает космос, поскольку древние именно шар считали самым совершенным геометрическим телом. Время царствует над космосом, оно попирает его своей ногой. Жезл в руках Зервана – символ высшей власти: ничто не может сопротивляться времени, никто не может противостоять ему.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вам что-нибудь говорят фамилии Барка и Хэйра? Когда-то они были знаменитыми или, вернее сказать, общеизвестными персонажами. Эти двое обнаружили, что можно хорошо заработать на недавно погребенных, выкапывая их тела и продавая в медицинские школы. Это было много лет назад, примерно в 1827 году. Ужасная вещь, разумеется, но спросите себя: разве вы сами иногда не воруете тела из могил? Я не хочу шокировать вас или проявить неуважение, но многие из нас занимаются этим, даже не ведая сами. Видите ли, каждый раз, когда вы копаетесь в старых горестях или ошибках, вспоминая их снова и снова, или хуже того - рассказываете о них другим, вы попросту раскапываете старую могилу. При этом вы хорошо знаете, что ожидаете найти, не так ли?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вам нравится красивая упаковка? Большинству из нас нравится. У меня появилась интересная мысль насчет красивой упаковки, когда во время своей поездки я зашел в большой универмаг. Я смотрел на какие-то товары, а у соседнего прилавка некая леди искала особенное модное мыло. Это было не то мыло, которое вы покупаете для обычного пользования. Каждый кусок был завернут в прозрачную бумагу и помещен в картонную коробочку, завернутую в свою очередь в прозрачную бумагу, блестящую и крепко прилегающую. Эти маленькие коробочки с мылом были расположены на картонном подносе, также обтянутом красиво раскрашенной прозрачной пленкой. Все это было перехвачено изящной бумажной лентой с бантом и крошечным букетиком искусственных фиалок. Внушительный пакет для трех кусков мыла, все предназначение которых - сделать вас чистым. Затем я испытал настоящее потрясение, когда продавщица за прилавком вежливо улыбнулась покупательнице и задала ей вопрос, буквально выбивший меня из колеи. Она спросила: "Не завернуть ли вам покупку в подарочную бумагу?" Я не мог поверить услышанному.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Считаете ли вы себя удачливым человеком или неудачником? На ваш взгляд, в вашей жизни больше удач или неудач? Когда мы думаем о наших несбывшихся надеждах и мечтах, о провалившихся грандиозных планах, то часто склонны винить нечто, называемое судьбой или же удачливостью/неудачливостью. Но это же бессмыслица, верно? Некоторые говорят: "Это моя счастливая (или несчастливая) звезда". Мы говорим так, чтобы скрыть свои недостатки. Мы добиваемся удач или нас постигают неудачи в зависимости от природы нашего сознания. Думаю, Шекспир очень хорошо выражает это в "Юлии Цезаре", где сказано: "Иногда люди - хозяева своей судьбы. Вина за ошибки, дорогой Брут, лежит на нас, а не на звездах". Мы, смертные, в самом деле можем быть хозяевами своей судьбы, если только сможем подчинить свои мысли и действия творческой цели своей жизни. Если только мы сможем "привязать" свое мышление к своей цели, то несомненно станем хозяевами своей судьбы. Но сколь многие из нас действительно готовы поверить своему Внутреннему Проводнику? О, нет, мы предпочитаем полагаться на свои суждения, на свои старые привычки, и когда дела идут не так, то мы готовы винить Бога, судьбу, звезды или что-нибудь еще, что сработало не в нашу пользу.
|
|
|
|
|
|
|