|
|
|
|
|
В Священном Писании и в литургических текстах христианин именуется рабом Божиим. Раб принадлежит своему господину, он зависит только от него, раб не может принадлежать одновременно двум господам или выбирать хозяина по своему усмотрению. Древние законы гласили: «Раб моего сына не мой раб»; даже император не мог распоряжаться чужим рабом (пример тому – случай с Августом и Ведием Поллионом[xxxiii]). Мы же, называя себя рабами Божиими, чаще всего лжем: мы рабы другого господина; имя ему – мир, а нашему постыдному рабству – человекоугодие. Я говорю не о внешнем рабстве, не о системе насилия, что практически неизбежно соединено со всякой государственной системой, не о внешних правах или бесправии, не о конституциях, опубликованных в газетах, и сложной системе «тормозов», благодаря которым они существуют в действительности только на бумаге. Внешнее насилие еще не делает человека рабом; внешняя несправедливость и зло, становясь глобальными фактами истории, не отнимают у человека свободной воли. Я говорю о внутреннем рабстве, о том психологическом прессе, который постоянно давит на человека, делает его приспособленцем, рабом людей, близких ему, обезволивает, превращает в хамелеона, постоянно меняющего свои цвета. Эта сеть, в которой находится человек, подобно рыбе, бьющейся в неводе,– неписаные законы мира, гордого, лживого, развратного, всегда языческого мира, его правила, обычаи, мнения, оценки и представления, его сложные церемониалы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть 1
И в материальном, и в духовном мире существует некий неизменный принцип, который называется структурой. Без структуры невозможно бытие: от атомов до галактик. Разрушение структур – это взрыв, который влечет за собой уничтожение, а затем, как следствие, деградацию в последующих, возобновленных структурах. (Наглядным примером разрушения структур является атомный взрыв, который, образно говоря, выбрасывает дурную энергию, называемую радиацией.) Структура невозможна без соблюдения закона соподчиненности. Так устанавливается определенная иерархия, которая сохраняет не только бытие как организацию, но и осуществляет целевую установку бытия.
Еще более, чем в мире материальном, четок принцип структуры в бытии мира духовного. Здесь из структур, известных нам, существуют структуры ангельская и церковная, соединяющие творение с его Творцом и являющиеся проводниками благодати. Нарушением ангельской структуры, первой катастрофой, подобной взрыву, потрясшему вселенную, было восстание Люцифера против Бога. «Радиация» этой катастрофы в виде греха, тления и смерти продолжает действовать в мире, все более нарастая за счет воли людей, подчинивших себя воле сатаны.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Однажды, когда великий Гаутама Будда учил людей в маленькой деревне, он вынул из своего одеяния маленькую коричневую гальку и сказал: "Смотрите, вот мой учитель!" Затем он объяснил, что в тот день шел по тропе и не замечал красоты мира вокруг себя до тех пор, пока маленькая галька не попала ему в сандалию. Ему пришлось остановиться и вытащить ее, и, делая это, он внезапно увидел синеву неба, великолепие деревьев, почувствовал благоухание цветов, растущих вдоль тропинки, и даже разглядел яркие цвета на крыльях бабочки. "Я шел мимо красоты, но не замечал ее, пока этот маленький камешек не заставил меня остановиться, - сказал он. -Не в том ли и глупость человеческая, что люди с большей готовностью учатся при помощи наказания, а не наставления?" К несчастью, это правда, и мы действительно с большей готовностью учимся при помощи наказания, а не наставления. Во время нашего странствия по жизни нам всегда открыты две дороги: дорога свободного выбора и дорога принуждения. Мы можем сознательно выбрать сотрудничество со Всеобщим Разумом. Мы можем выбрать развитие, совершенствование, перемену к лучшему. Но если мы не избираем это сами, то нас принуждают. Нами правит закон поступательного движения. Если мы не выбираем развитие, то нас принуждают к нему при помощи уроков практического опыта, а опыт, как некоторые уже знают, может быть очень строгим учителем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вам нравятся омары? Большинство людей из Новой Англии, откуда я родом, любят омаров. А вы знаете, как ловят омаров? Их ловят очень простым приспособлением, которое позволяет омару легко попасть внутрь, но делает необычайно трудным выход наружу. В нашей жизни множество подобных ловушек. Мы, человеческие существа, часто попадаем в жизненные ситуации, не задумываясь над ними и над тем, какие обязательства они на нас накладывают. Многие из нас готовы поставить свою подпись на чистом листе, не думая о том, что подписывают. Я уверен, что огромное количество семейных неурядиц и человеческих страданий происходит из-за отказа подумать об обязательствах, когда мы уже готовы поставить свою подпись под выгодной сделкой. Это относится ко всем аспектам нашей жизни: к денежным займам, подписанию документов, любому роду контрактов. Многие люди очень любят присоединяться к чему-либо. Они с готовностью ручаются за других и с легкостью заключают браки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гранат - один из моих любимых фруктов. Раньше мы называли его "индейским яблоком". Не знаю, почему, но одними из моих любимейших детских занятий были поход в бакалейную лавку с десятью центами и покупка граната. Этот прекрасный фрукт обладает одной очень интересной особенностью. Хотя зернышки восхитительно сочные и сладкие, они разделены на небольшие группки тонкой желтой мякотью, весьма горькой на вкус. Если вы попытаетесь откусить от граната, то вместо удовольствия получите порцию горечи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я уверен, что когда-то вам приходилось видеть микрометр. Это очень благозвучное название для очень простого маленького инструмента. Микрометр - это прибор, позволяющий измерять очень маленькие расстояния с точностью до одной тысячной дюйма. Когда я впервые увидел микрометр, то задал себе вопрос: "С какой стати кому-то нужно измерять такие ничтожные расстояния?" Но потом я прочел о здании, которое обрушилось, в результате погибло много людей, а причиненный ущерб исчислялся сотнями тысяч долларов. Расследование трагедии выявило, что она произошла из-за ошибки в расчетах, составляющей тысячную долю дюйма. Здание имело решетчатый железный каркас, установленный без достаточного допуска на сжатие и расширение поперечных балок. В результате перепадов температуры и ошибки в тысячную долю дюйма одна из железных решеток треснула, здание обвалилось, и множество людей погибло.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стремитесь ли вы лучше выполнить работу, которую вам необходимо сделать, и успешно решить задачи, которые вам предстоят? Или вы собираетесь работать по мере своих возможностей, просто для того, чтобы все было сделано? Я думал об этом, когда в один прекрасный день шел по улице. Я увидел, как человек на лестнице красит стену. Он водил кистью взад-вперед: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. Он не смотрел на свою работу и, очевидно, размышлял о чем-то другом. Я подумал: "О, что за жутко унылое и утомительное существование". Затем через несколько минут я вошел в офис, где некая леди сидела и стучала на старой адресной машине, в которой нужно нажимать на клавиши и поворачивать ручку вверх-вниз. Она тихо напевала под стук машины, которая была похожа на метроном, вносивший ритм в ее пение. Я понял, что не метроном настраивает ритм ее работы, а ритм ее сердца настраивает работу машины. Я мысленно вернулся к маляру с его кистью и подумал: "Как жаль, что его сейчас здесь нет и он не видит эту женщину, занятую такой же рутинной работой". Она получала от работы настоящее удовольствие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В юности меня учили, что терпение жизненно необходимо, и, честно говоря, эта мысль меня раздражала. Мне казалось, что на самом деле это означает следующее: ты должен ждать желаемого, пока кто-то из взрослых не разрешит получить его. Но когда я немножко подрос, то начал понимать, что терпение имеет огромную ценность, особенно в сравнении со своей противоположностью - нетерпением. Я считаю терпение жизненно важным, ибо нетерпение дорого обходится. Представьте себе человека, который приходит к вам и говорит, что он купил новый автомобиль. Вы прекрасно знаете, что он этого не делал. Все, что он сделал, - это выплатил небольшую сумму за автомобиль, купленный в кредит, и ему придется платить до тех пор, пока автомобиль не износится, и еще долго после того, как он перестанет получать удовольствие от выгодной покупки. Это очень высокая цена за нетерпение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В каком окружении, в какой обстановке вы проведете сегодняшний день? Будет ли это окружение ярким и счастливым или же тусклым и довольно унылым? Чарльза Кингсли однажды посетил друг, который жил в Гималаях. Войдя в крошечный коттедж Кингсли, расположенный в крошечной деревушке, друг очень пожалел старого доброго Чарльза Кингсли и сказал ему: "Как печально, должно быть, жить в этом маленьком домике, в этом уединенном месте, когда в огромном мире вокруг нас творится столько всего: охота на тигров и множество удивительных вещей". Кингсли повернулся к нему со спокойной улыбкой и ответил: "Знаешь, друг мой, уже довольно давно я понял, что мое жилище может стать либо моей темницей, либо моим дворцом. Слава Богу, я выбрал верное решение, и Он превратил мой дом во дворец".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вы удачливы или же считаете себя неудачником? Полагаю, каждый из нас может решить для себя, к какой категории он относится, не обращая внимания на мнение окружающих. История знает множество примеров людей, внешне достигших невероятных успехов, но потерпевших полное внутреннее поражение. К примеру, Александр Македонский покорил весь известный в то время мир, но так и не смог справиться со своим необузданным характером, а он так хотел этого, что считал себя неудачником. Наполеон завоевал неумирающую любовь миллионов своих подданных, но единственный человек, чью любовь он действительно хотел завоевать, - его жена Жозефина - отказал ему в этом чувстве. Хотя Наполеон был страстно влюблен в Жозефину, она никогда не платила ему тем же. Подумайте о Гете: он был одним из величайших поэтов и писателей, однако страстно желал стать художником. В раннюю пору своей жизни он потратил много лет, изучая живопись, но так и не добился весомых результатов. И в итоге счел себя неудачником. Вообразите: Гете считал себя неудачником!
|
|
|
|
|
|
|