|
|
|
|
|
Когда свет попадает на некоторый объект, может происходить одно из трёх событий: свет может поглощаться, а энергия его превращается в тепло, как это бывает, когда кто-то или что-то нагревается на солнце; он может проходить сквозь объект, если, например, на пути солнечных лучей окажется вода или стекло; либо он может отражаться, как в случае зеркала или любого светлого предмета, например белой стены. Часто происходят два или все три события; например, часть света может поглотиться, а часть – отразиться. Тогда появляется то, что мы называем цветом. Для многих объектов относительное количество поглощённого и отражённого света зависит от длины волны. Зелёный лист растения поглощает длинно- и коротковолновый свет и отражает свет промежуточной области спектра, так что при освещении листа солнечными лучами отражённый свет будет иметь выраженный широкий максимум на средних длинах волн (в области зелёного).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теория эстетического восприятия строится на том, что восприятие в основе своей представляет познавательный процесс, определяемый формами и типом зрительного восприятия.
Особый акцент будем делать на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а активный творческий процесс.
По мнению Арнхейма – автора интереснейшей книги «Искусство и визуальное восприятие», каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существующих черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию всего этого в целостный образ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Огромную роль в любой причёске играют её силуэт и форма. Смена моды в причёсках и стрижках сказывается в основном на изменении именно силуэта и формы. Это позволяет подобрать модную причёску практически к любому типу лица, варьируя детали, из которых она состоит, применительно к индивидуальным особенностям лица и фигуры. Причёска может быть с чёлкой или без чёлки, симметричной и асимметричной, с открытыми и закрытыми ушами и т.д., но силуэт и форма её должны обязательно отвечать линии моды.
Правильные черты лица – явление довольно редкое. Мало людей и с ярко выраженными недостатками, например, резкой асимметрией тех или других деталей лица. Но какие-либо маленькие недостатки присущи почти каждому лицу. Неправильно подобранная причёска может сделать их более заметными. И наоборот, умело подобранная и со вкусом выполненная причёска сгладит недостатки, подчеркнёт привлекательность лица.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что ещё 2–3 тыс. лет до н.э. люди украшали свою внешность причёсками, и чем выше была культура народа, тем большее распространение и разнообразие получали причёски.
Эпохой Возрождения (Ренессансом) считают период 1400–1550 гг. Он характеризуется возвращением к жизни и новым развитием пришедших в упадок греческой культуры и искусства, что нашло своё отражение и в прическах. Причёски того времени были сложными, а множество замысловатых переплетений из длинных волос делало их вычурными. Для оформления причёсок широко использовались всевозможные украшения – жемчуг, перья, диадемы и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лицо – неисчерпаемый источник информации. Знания, позаимствованные у физиогномики – науки, изучающей выражения лица и его формы, помогают оценивать достоинства людей, строить собственное лицо. Однако психологи советуют доверять не только своим глазам, но и сердцу.
В народе говорят: до 30 лет лицо человека создаёт природа, после 30 лет человек делает себе лицо сам. Первую треть своей жизни люди оптимистичны, они всегда готовы к улыбке. К сорока годам значительная часть первоначального оптимизма улетучивается – и уголки рта немного опускаются. Поэтому необходимо научиться «ставить лицо», овладеть механизмом «делания» лица, постановки улыбки. Николаус Энкельман предлагает делать упражнения перед зеркалом. Таким образом, считает он, тренирующийся узнаёт всё о своих внешних и внутренних данных, и получает возможность сознательно воздействовать на своё развитие, на самые сокровенные уголки души. Сидя перед зеркалом, он рассматривает себя в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, разочаровании… Лучший помощник в этом – видеотренинг, ибо видеокамера помогает увидеть себя в причудливом смешении мимики и жестов, в усложнённой динамике и получить сведения о сильных и слабых сторонах своей внешности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Вот почему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».
Итак, правильно используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.
Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбинированные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ансамбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.
Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности формы и содержания получает практическое воплощение.
У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались просто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, такие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты исследования физической привлекательности, которая тесно связана с состоянием психического здоровья индивида, свидетельствуют физическая привлекательность для женщин, более значима, чем для мужчин. В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем привлекательный мужчина.
Исследования говорят также о том, что стереотипу мужественности соответствует мезоморфный тип, а стереотипу женственности – эктоморфный.
Мезоморфный тип телосложения считается идеальным типом мужской фигуры и ассоциируется с культурным эталоном.
Эктоморфный тип женской фигуры соответствует идеальному образу женского тела. Это объясняется стереотипным представлением, согласно которому стройность – признак внешней привлекательности женщины. По аналогии легко прийти к заключению, что сексуально-ролевые черты женственности ассоциируются именно с идеальным образом женского тела.
Из сказанного, однако, не следует, что тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его положительной «Я-концепции» и что люди реагируют друг на друга в соответствии с устойчивыми стереотипами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией», не может не учитывать внешние данные своего клиента. Это важнейшие источники формирования представления о своем Я наряду с половым отождествлением, которое сохраняет своё значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я-концепции». Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идёт об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.
|
|
|
|
|
|
|