В людных местах крупных городов нередко можно услышать голос, доносящийся из громкоговорителя и приглашающий сыграть в мгновенную лотерею. Голос также обещает, что оплата билетов осуществляется только при выигрыше. Когда к говорившему подходит заинтересовавшийся «клиент», то сразу следует ненавязчивое предложение: мол, дайте денег на пару билетов, и если они окажутся невыигрышными, деньги тут же вам возвратят. Иногда ведущий обещает за участие в розыгрыше большую премию, которую обязуется выплатить, если никто не выиграет. Получив залог, ведущий предлагает играющему выбрать одну из разложенных на столе стопок билетов. Причем в каждой стопке одно и то же количество билетов. (Столько билетов, за сколько «клиент» внес залог.)
Игрок просматривает стопку и только в одном из билетов обнаруживает выигрыш, сумма которого, как правило, в несколько раз меньше залога, внесенного «клиентом» за несколько билетов. Таким образом, «клиент» тратит на лотерею больше денег, чем выигрывает. Сам проходимец, который ведет игру, заранее раскладывает в нужной последовательности кучки билетов. Иногда он выкладывает пару билетов с хорошими выигрышами для успокоения особо буйных игроков и для привлечения прохожих. Естественно, ведущий широко пользуется услугами подставных игроков, радостно сообщающих всем окружаю- щим о своей «удаче». И конечно, ведущий пытается побыстрее избавиться от дотошных «клиентов», предлагающих перетасовать все имеющиеся билеты и потом попробовать свою удачу. В этой игре свои правила.
Также нередки случаи проведения «юбилейных лотерей». Только на этот раз вместо одинокого ведущего перед прохожими предстают «сотрудники фирмы». Чаще всего такие «праздники» стихийно организуются на территории продук- товых и вещевых рынков, а также вблизи крупных универсамов. Всем присутствующим «фирмачи» сообщают о юбилее своей организации и расторопно распространяют среди толпы лотерейные билеты с указанными на них суммами. Затем все получившие билеты приглашаются к столу, на котором будут разыгрываться призы. В «розыгрыше» присутствуют все признаки уличного лохотрона: ведет его интеллигентный молодой человек или симпатичная девушка, и выигрышным становится билет очередного «лоха». «Фирмачи» также дают для изучения всем желающим хорошо отпечатанный буклет с перечнем призов. Напротив каждого приза указана цена, которая на порядок ниже, чем средняя рыночная. После того как «клиенту» сообщили о выигрыше, он лихорадочно перебирает страницы буклета и...
О счастье! Он становится обладателем сверхмощного пылесоса! Сумма выигрыша соответствует сумме бытового прибора. Однако, чего и следует ожидать, внезапно появляется человек, обладающий такой же суммой выигрыша или билетом, с таким же номером, и заявляет свои права на выигрыш. «Растерявшийся» ведущий предлагает выплатить обоим игрокам стоимость пылесоса, чтобы те потом могли поделить деньги. Но подставной игрок, естественно, не согласен брать деньги. Он утверждает, что действительная цена пылесоса выше заявленной, поэтому ему не подходит такой вариант. Тут «фирмачи» предлагают устроить между игроками своеобразный аукцион: кто больше поставит денег. Причем ведущий подзадоривает «клиента»: обещает половину суммы поставить за него. Тот игрок, который предложит больше денег, получит все. Как правило, условия проведения розыгрыша и все сопутствующие правила толкуются «клиенту» очень невнятно. Порой незадачливый игрок узнает лишь в финале, что он лишается поставленной суммы, которая уходит к подставному конкуренту. Разумеется, у подставного всегда на руках оказывается больше денег, чем у жертвы. Мошенники иногда используют такую схему привлечения игрока. В толпе к потенциальному «клиенту» подбегает мужчина и просит купить ему лотерейный билет. Он говорит, что ему больше не хотят продавать, так как он уже много выиграл. Не обращая внимания на попытки человека отказаться, аферист всовывает ему в руки деньги на билет.
Делать нечего, человек идет к прилавку с лотерейными билетами. Купив билет, «клиент» передает его аферисту, а тот, изучив его, радостно заявляет, что он выигрышный. Причем выигрыш довольно солидный. Далее аферист предлагает купить еще несколько билетов и заложить побольше своих денег. Как свидетельствует практика, «клиент» проигрывает и свой «выигрыш» и часть личных денег. Вообще, говоря даже об официально разрешенной лотерее, необходимо отметить, что это также своеобразный способ «обувания» потребителей. Считается, что зарегистрировать лотерею очень сложно. Тем не менее, недостатка в лотерейных билетах не ощущается. Эксперты подсчитали, что реальная прибыль от лотереи при соблюдении законности не превышает 10 %. Но существует множество способов злоупотребления. Например, все выигрышные билеты, согласно уговору с фирмой-изготовителем, отправляются отдельным ящиком и распространяются в узком кругу. Сегодня иногда можно увидеть в бойких местах так называемые компьютерные лотереи.
Они привлекают зрителей голубым свечением мониторов. Способ выколачивания из «клиентов» денег здесь следующий. Фирма получает лицензию на организацию компьютерных игр. На экране показывается игровая компьютерная программа, это, например, забег из шести или семи участников (с левой стороны монитора (старт) по прямой до правой стороны (финиш) бегут человечки). Через несколько минут после старта участники финишируют, и программа показывает «результаты забега»: «Выиграл 1-й и 3-й игрок». В финал выходят двое. Таким же образом разыгрывается суперприз. Особенность игры в том, что среди играющих — четыре-пять «своих», и «чужому» выиграть практически невозможно. Задача «своих» — изображая азарт и повышая ставки, выманить у «чужого» деньги. Сам принцип игры ничем не отличается от принципов уличных лотерей, лишь приобрел современную компьютерную внешность. Наверное, некоторые «клиенты» полагают, что раз для определения победителя используется компьютер — значит, все по-честному?