Навигация
Обмен ссылками

 

Создание тренировочных и образовательных программ

автор: DARK-ADMIN
Выпуская брошюру политик информационной безопасности или направляя рабочих на Интранет‑страницу с этими правилами, но которая не содержит простого разъяснения деталей, вы уменьшаете риск. Каждый бизнес должен не только иметь прописные правила, но и побуждать (заставлять) старательно изучить и следовать этим правилам всех , кто работает с корпоративной информацией или компьютерной системой. Более того, вы должны убедиться, что все понимают причину принятия того или иного положения этих правил, поэтому они не попытаются обойти эти правила ради материальной выгоды. Иначе незнание всегда будет отговоркой рабочих и совершенно точно, что социальный инженер воспользуется этим незнанием.

Главная цель любой обучающей программы состоит в том, чтобы заставить людей сменить их поведение и отношение, мотивировать их желание защитить и сохранить свою часть информации организации. Хорошим мотивом тут будет демонстрация того, как за их участие будет вознаграждена не сама компания, а конкретные сотрудники. Начиная с того момента, когда компания начнет сохранять определенную персональную информацию о каждом работнике, а рабочие будут выполнять свою часть по защите информации и информационных сетей, то и эта персональная информация будет также надежно сокрыта.

Программа тренировки безопасности требует прочной поддержки. Для тренировочных занятий нужно, чтобы каждый, кто имеет доступ к важной информации или компьютерной информационной системе, не должен быть пассивен, должен постоянно исправляться, совершенствоваться, «натаскивая» персонал на новые угрозы и уязвимости. Это обязательство должно быть реальным делом, а не пустой отговоркой «ну и Бог с ним». А также программа должна быть подкреплена достаточными ресурсами для разработки, взаимодействия, тестирования – вот чем определяется успех.

Цели

Основным направлением, которого следует придерживаться при разработке программы по тренингу и защите информации, является фокусировка на мысли, что они могут подвергнуться нападению в любое время. Они должны заучить свою роль в защите от любой попытки проникновения в компьютерную систему или кражи важных данных.

Так как многие аспекты информационной безопасности являются «вовлекающей» технологией, то сотрудникам легко представить, что проблема обнаружится файерволом или другими средствами защиты. Главная цель здесь – заставить находящихся на ответственных местах сотрудников осознать, как усилить информационную «броню» организации.

Тренинг по безопасности должен быть более важной целью, чем простые правила для ознакомления. Создатель тренинга должен признать сильное желание части сотрудников, которые под давлением желания окончить работу не обратят внимание или проигнорируют обязанности по обеспечению защиты. Знание тактик и приемов социнженерии и пути их предотвращения безусловно важны, но они будут бесполезны без фокусирования создателя тренинга на мотивации работников использовать эти знания.

Компания может считать цель достигнутой, если все ее сотрудники свыкнуться с мыслью, что защита информации – часть их работы.

Сотрудники должны прийти к серьезному убеждению, что атаки социальной инженерии реальны, что потеря важной корпоративной информации может угрожать не только компании, но персонально каждому из них, их работе и благосостоянию. Не заботиться об информационной безопасности эквивалентно не заботиться о своем PIN‑коде или номере кредитной карты. Эту аналогию можно использовать, чтобы вызвать энтузиазм в тренинге со стороны подчиненных.

Учреждение обучающего тренинга

Ответственный за разработку программы информационной безопасности должен свыкнуться с мыслью, что это не проект «один размер на всех». В некоторой степени данный тренинг нуждается в выработке специфических требований для отдельных групп сотрудников, участвующих в делопроизводстве. В то время как описанные в главе 16 политики безопасности применимы ко всем без исключения работникам, другие уникальны. По минимуму, большинство компаний должно иметь в своем арсенале тренинги для следующих групп персонала: менеджеры, IT‑сотрудники, пользователи ПК, обслуживающий персонал, администраторы и их ассистенты, техники связи, охранники. (Смотри деление полиции по роду занятий в главе 16.)

Начнем с персонала отдела технической безопасности: удивительно надеяться на неопытность в компьютерах и на ограниченность его сотрудников, которые не будут, как вам кажется, входить в контакт с другими компьютерами компании и экспериментировать – обычно это упускается из внимания при подготовке программы этого типа. Также социнженер может убедить охрану или другого работника впустить его в здание, или офис, или предоставить доступ, результатом которого станет компьютерное проникновение. Проще говоря – взлом. Пока охранники конечно не нуждаются в прохождении полного курса тренировочной программы, которая необходима персоналу, непосредственно работающему с компьютерами, но и они недолжны быть забыты.

В корпоративном мире существует несколько положений о том, чему должны быть обучены все сотрудники. Они одновременно и важны, и скучны, что присуще безопасности. Действительно хорошая программа по повышению информационной безопасности должна как информировать, так и захватывать внимание, рождать энтузиазм у обучающихся.

Целью должна стать увлекательная, интерактивная программа. Технические приемы обучения должны включать демонстрацию социнженерии с помощью игры по ролям; обзорные медиа‑отчеты о последних атаках на других менее удачливых конкурентов и обсуждения путей предотвращения потери информации; просмотр специальных видео‑материалов по безопасности, которые непосредственно вводят в курс и обучают одновременно. Такие материалы всегда можно найти в компаниях, занимающихся обеспечением информационной безопасности.

Заметка:

Для тех компаний, которые не имеют средств для самостоятельной разработки программы информационной безопасности существуют компании, предоставляющие данную услугу. Их можно найти на одной из выставочных площадок, например на http://www.secureworldexpo.com .

Истории в этой книге представляют собой огромное количество материала для объяснения методов и тактик социальной инженерии, поднятия уровня осведомленности и демонстрации уязвимостей человеческой натуры. Можно полагать, что использование этих историй даст необходимую базу для ролевых игр. Истории также являются яркими темами для оживленных дискуссий о том, как жертвы должны действовать, чтобы предотвратить успешную атаку.

Грамотные разработчики и преподаватели данных тренингов найдут множество трудностей, но также множество возможностей оживить учебный процесс, заставить окружающих стать его частью.

Структура тренинга

В своей основе обучающая программа должна быть спроектирована таким образом, чтобы посещалась всеми сотрудниками. Новые служащие должны посещать тренинг как часть первоначального ознакомления и знакомства с новым местом работы. Я рекомендую вообще не допускать сотрудника до работы с компьютерами, пока он не ознакомится с основами программы информационной безопасности.

Для начала я рекомендую занятие, посвященное внештатным ситуациям и системе оповещений. Пока бОльшая часть материала еще впереди, ознакомление с набором коротких важных сообщений значительно облегчит восприятие на полудневных и полнодневных занятиях, когда людям сложно усвоить такое количество материла.

Особое значение первого занятия будет в выражении особой роли гармонии, которая будет царить в компании, пока все руководствуются данной программой. Более важным, нежели обучающие тренировки, будет мотивация, побуждающая сотрудников принять персональную ответственность за безопасность.

В ситуациях, когда некоторые работники не могут посещать общие занятия, компания должна прибегнуть к иным формам обучения, таким как видео, компьютерные программы, онлайн‑курсы или печатные материалы.

После короткого вводного занятия остальные более длинные уроки должны быть спланированы таким образом, чтобы все работники внимательно ознакомились со слабыми местами и техниками атак, которые могут применяться конкретно к ним соответственно занимаемым местам в компании. Необходимо раз в год проводить занятия для повторения и освежения данных правил. Природа угроз и методов использования людей постоянно меняются, поэтому весь материал программы должен постоянно обновляться. Более того, осведомленность и бдительность людей со временем ослабляется, поэтому тренинги должны повторяться через определенные промежутки времени. Особое значение имеет здесь убеждение рабочих в важности политик безопасности и мотивация следовать им, чем демонстрация специфических угроз и методов социнженерии.

Менеджеры должны бать готовы к трате времени на своих подчиненных, чтобы помочь им вникнуть и самим поучаствовать в процессе обучения. Сотрудники далеко не будут довольны, если им придется посещать занятия в нерабочее время. Это стоит учитывать и при ознакомлении с положениями новых сотрудников – они должны иметь достаточно свободного времени, чтобы освоиться со своими рабочими обязанностями.

Сотрудники, получающие повышение с доступом к важной информации несомненно должны пройти тренинг соответственно их новым обязанностям. Например, когда оператор ПК становится системным администратором, или секретарь переходит на должность ассистента администратора – тренинг необходим.

Содержание тренировочной программы

В своей основе все атаки социнженеров опираются на обман. Жертва руководствуется верой в то, что атакующий – сотрудник или вышестоящий чиновник, авторизованный для получения важной информации, или человек, который вправе инструктировать жертву по работе с компьютером или сопутствующим оборудованием. Почти все эти атаки срываются, если жертва просто делает 2 шага:

Идентификация личности делающего запрос: действительно ли он тот, за кого себя выдает?

Авторизован ли этот человек: знает ли он необходимую дополнительную информацию и соответствует ли его уровень доступа сделанному запросу?

Заметка:

Так как одних тренировок недостаточно, используйте технологии безопасности, где только возможно, чтобы создать надежно защищенную систему. Это подразумевает, что безопасность, обеспечиваемая технологиями, измеряется, скорее, действиями отдельно взятых рабочих. Например, когда операционная система настроена на предотвращение закачек программ из Интернета, или когда выбирается короткий, легко отгадываемый пароль.

Если занятия по повышению осведомленности и общего уровня безопасности могут изменить поведение каждого сотрудника, что они будут тщательно проверять каждый запрос, исходя из положений программы. Следовательно, риск подвергнуться атаке социнженера резко падает.

Практическая информация тренинга по безопасности, описывающего черты человеческого характера и связанные с ними аспекты социнженерии, должна включать:

Описание того, как атакующий использует навыки социнженерии для обмана людей.

Описание методов, используемых социнженером для достижения цели.

Как предупреждать возможные атаки с использованием социальной инженерии.

Процедуру обработки подозрительных запросов.

Куда сообщать о попытках или удачных атаках.

Важность проверки того, кто делает подозрительный запрос, не считаясь с должностью или важностью.

Факт в том, что сотрудники не должны безоговорочно верить кому‑то без надлежащей проверки, даже если первым побуждением будет сразу дать ответ.

Важность идентификации и проверки авторизованности кого‑либо, кто делает запрос для получения информации или выполнения какого‑либо действия с вашей стороны (см. «Процедуры проверки и авторизации», гл. 16, для способов проверки личности).

Процедуры защиты важной информации, включая любые данные для о системе ее хранения.

Положение политик и процедур безопасности компании и их важность в защите информации и корпоративной информационной системы.

Аннотация ключевых политик безопасности и их назначение. Например, каждый работник должен быть проинструктирован, как выбирать сложные для подбора взломщиком пароли.

Обязанности каждого работника следовать политикам и важность «несговорчивости».

Социальная инженерия по определению включает в себя некоторые виды человеческого взаимодействия. Атакующий будет очень часто использовать разные коммуникационные методы и технологии, чтобы достичь цели. По этой причине полноценная программа осведомленности должна включать в себя:

Политики безопасности для паролей компьютеров и голосовой почты.

Процедуры предоставления важной информации и материалов.

Политику использования электронной почты, включая защиту от удаленных атак с помощью вирусов, червей и «троянов».

Ношение бейджей как метод физической защиты.

Специальные меры в отношении людей, не носящих визиток‑бейджей.

Практику использования голосовой почты наиболее безопасным образом.

Классификацию информации и меры для защиты особенно важной.

Установление оптимального уровня защиты для важных документов и медиа‑данных, которые ее содержат, а также материалов, содержавших важную, но уже не актуальную, информацию, т.е. архивы.

Также, если компания планирует использовать тестирование с инсценированным проникновением, чтобы проверить свои сильные и слабые места во время атак с использованием социнженерии, то об этом следует предупредить сотрудников заранее. Дайте им знать, что в любое время может поступить телефонный звонок или запрос любым иным способом, используемым атакующим, который является частью теста. Используйте результаты этого теста не для паники, а для усиления слабых мест в защите.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей