Происхождение идеи DRM объясняется очень просто. Когда-то для записи музыки и фильмов использовались только аналоговые форматы: и виниловая пластинка, и обыкновенный кассетный магнитофон, и видеомагнитофон формата VHS. А для аналоговых устройств свойственна потеря качества при перезаписи — и воспроизводящий, и записывающий { тракты не идеальны, да и носитель информации (винил или магнитная лента) подвержен различным воздействиям, ухудшающим качество записи. В любом случае, копия всегда получается чуть хуже оригин&га, а оригинал со временем изнашивается. И это сильно затрудняет нелегальное тиражирование записей. Правда, в свое время гиганты киноиндустрии пытались запретить продажу бытовых видеомагнитофонов, предрекая, в противном случае, разорение большинства кинокомпаний. Однако по прошествии нескольких десятилетий можно с уверенностью сказать, что обещанных ужасов так и не случилось, хотя видеомагнитофон сейчас есть почти в каждом доме. С развитием технологий и удешевлением производства сложной электроники цифровые носители информации стали постепенно перебираться из профессиональной сферы в жизнь обыкновенных людей. Одним из первых цифрових носителей, получивших широкое распространение, оказался звуковой компакт-диск.
Но бытовые музыкальные центры позволяли только воспроизводить диски, а для записи звука все равно приходилось использовать аналоговый носитель. Когда появились бытовые цифровые аудиомагнитофоны, получить точную цифровую копию все равно было невозможно. Музыка продавалась на компакт-дисках, записанная с частотой дискретизации 44,1 КГц, а частота дискретизации цифровых магнитофонов сознательно была выбрана равной 48 КГц. И при записи с компакт-диска на магнитофон сначала приходилось преобразовывать цифровую информацию в аналоговый сигнал, а потом выполнять обратное преобразование, но уже с другой частотой.
Только когда появились сравнительно недорогие приводы для записи компакт-дисков, идеальная копия, наконец, стала реальностью. Примерно в то же время производительность персональных компьютеров стала достаточной для того, чтобы обрабатывать (по крайней мере, воспроизводить) в реальном времени аудио- и видеоинформацию, обработанную сложными алгоритмами сжатия. И, вдобавок, в распоряжении простых пользователей оказался высокоскоростной (по сравнению с модемом) доступ в Интернет. Все это вместе привело к тому, что почти любой пользователь мог создать, например, высококачественную цифровую копию музыкального диска и быстро передать ее на другой конец света.
Разумеется, продавцы контента не захотели мириться даже с теоретической возможностью такого распространения информации, защищенной авторскими правами, и стали разрабатывать и внедрять всевозможные средства контроля над использованием продаваемой ими продукции. Законодательные пути привели к законам типа DMCA (Digital Millenium Copyright Act), а усилия в технической области как раз и воплотились в идею DRM. Одним словом, DRM потребовался для того, чтобы предотвратить возможность свободного создания и распространения незащищенных и неконтролируемых копий различных произведений и документов.