Один мой знакомый, менеджер по торговле, как-то рассказал мне, что даже такой недостаток, как заикание, может стать незначительной деталью, если у человека есть остальные качества, необходимые для успешной работы:
— У меня есть коллега, тоже руководитель отдела. Он любит подшутить над людьми, хотя часто его шутки бывают совсем не безобидными. Как-то ему позвонил молодой человек, ужасно заикающийся, и попросил принять его на работу по реализации товара. Приятель решил подшутить и отправил парня ко мне. Затем он позвонил мне. Слышали бы вы, как он расхваливал этого парня! Естественно, я, ничего не подозревая, попросил прислать его ко мне как можно скорее. Через полчаса пришел молодой человек. Он не успел промолвить и трех слов, как я понял, почему приятель отправил его ко мне с такой радостью. «М-м-меня з-зовут Д-д-джек Р. Господин X. п-п-при-слал м-мен-ня к вам п-п-п-поговорить о работе». Каждое слово давалось бедняге с трудом, и я подумал: «Да он же не сможет продать долларовую банкноту за 90 центов!» Я ужасно разозлился на приятеля, но мне стало жаль парня, и я решил не выгонять его сразу, а задать ему несколько вежливых вопросов, чтобы появился повод для отказа. Вскоре я понял, что молодой человек на редкость умен и прекрасно держится, но это жуткое заикание... Наконец, я задал последний вопрос: «Почему вы думаете, что сможете продавать товар?» «Я б-б-быстро обучаюсь, — ответил он. — Я люб-6-блю людей. У в-в-вас хорошая фирма, я х-х-хочу з-зарабатывать деньги. П-п-пусть у меня д-д-дефект речи, но он не мешает мне, т-т-так почему он будет мешать кому-то?» Из этого ответа я понял, что у парня есть все необходимые качества для работы продавцом. Я решил дать ему возможность испытать себя, и он не подвел. Он замечательный работник.
Для человека, мыслящего масштабно, даже дефект речи в профессии, требующей постоянного общения, — не проблема.
Вот три упражнения для обучения правильному отношению к мелочам:
1. Сосредоточьтесь на большой, главной цели. Не следует подражать продавцу, который не смог продать свой товар и говорит: «Да, но я точно убедил покупателя, что он неправ». В торговле важна продажа, а не аргументы. В семейной жизни главная цель — мир, счастье, покой, а вовсе не выяснение отношений, сопровождающееся словами «А что я тебе говорил?» В отношениях с подчиненными главная цель — выявление их потенциала, а не замечания по поводу мелких ошибок. В отношениях с соседями главная цель — взаимное уважение и дружба, а не мысли о том, как бы расправиться с соседской собакой, лающей по ночам. Как говорят военные, лучше проиграть битву и выиграть войну, чем выиграть битву и проиграть войну.
2. Задавайте себе вопрос: «Так ли уж это важно на самом деле?» Не существует более эффективного лекарства от огорчений из-за мелочей. Как минимум 90 процентов конфликтов не разгорелись бы, если бы в проблемной ситуации мы всегда задавали себе вопрос: «Это на самом деле важно?»
3. Не попадайте в ловушку мелочей. Чем бы вы ни занимались, думайте о том, что важнее всего, о том, что является решающим. Не погружайтесь в поверхностную проблему, сосредоточьтесь на важном.