Анализируя процесс взаимодействия родителей и детей, можно выделить три области взаимоотношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формирование детской самооценки: знание родителями друзей ребёнка; заинтересованность родителей в результатах учёбы ребёнка; взаимодействие родителей с ребёнком в общей беседе за домашним столом. Взаимоотношения в этих трёх сферах могут служить показателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка.
В младшем школьном и подростковом возрасте эмоциональная жизнь детей во многом определяется кругом их друзей. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери – косвенный показатель их интереса к ребёнку.
Интерес к результатам учёбы – важный показатель общей заинтересованности родителей в ребёнке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела в школе, даёт школьный дневник. Поэтому реакция родителей на текущие записи в дневнике характеризует их отношение к учёбе сына или дочери, к способностям и личным качествам.
Рассматривая самооценку как отражение оценок других людей, можно было предположить, что низкая самооценка должна быть у тех детей, родители которых придерживаются стратегии наказания, самая высокая – в случае, когда родители оказывают ребёнку психологическую поддержку, а результатом безразличной реакции родителей должен быть промежуточный уровень самооценки. Однако выяснилось, что низкая самооценка связана вовсе не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки. Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребёнка в учёбе, вообще не заинтересованы в нём. Если же отец или мать ругают, наказывают его за плохие отметки, это – проявление интереса и заботы о нём, пусть в негативной форме.
Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений. Самооценка ребёнка тесно связана с тем, как его воспринимают, насколько в нём заинтересованы окружающие. Убеждённость в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена содержанием его «Я-концепции» в целом. Если он не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия.
Какие-то детали в поведении и отношении к нему родителей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребёнок имеет богатый опыт общения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что он говорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие или, напротив, его мнение внимательно выслушали, оно вызвало живой отклик, одобрительные замечания или обоснованные возражения – по всем этим признакам ребёнок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.
Каждая из трёх выделенных областей взаимоотношений сама по себе может полностью и не отражать заинтересованности родителей в ребёнке. Однако существует прямая взаимосвязь между безразличием в отношении родителей к ребёнку и его низкой самооценкой.
Отношение к детям должно быть проявлением высшей гуманности. Любовь к детям – главное условие родительской деятельности. Влюблённый в детей родитель интуитивно и осознанно выбирает те модели поведения, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого отца или матери безупречен. Они для ребёнка как духовные пастыри, надёжные старшие друзья, доверительные собеседники. Они чаруют и магнетически притягивают детей. Их образ надолго, а нередко на всю жизнь, остаётся в детской памяти как пример для подражания.
Родители нуждаются в содружестве с такими воспитателями вне семьи, которые могут быть консультантами родителей, совместно с ними вести историю индивидуального становления ребёнка, привлекая к этому делу и медиков.
Адаптация ребёнка к школе зависит от уровня и характера его самооценки, от тех переживаний, которые ждут его на первых порах, от отношения к нему других детей и учителя. Независимо от того, насколько удачно произойдёт смена обстановки, сам этот переход становится для большинства детей источником стресса.
Преодоление этого стресса обусловлено собственной компетентностью ребёнка в социальных отношениях, которая зависит в первую очередь от типа взаимоотношений его с родителями. По признаку социальной компетентности различают три типа детей.
К первому типу относятся эмоционально уравновешенные дети, родители которых внимательны к ним, способны прислушаться к их мнению, но вместе с тем требовательны. Эти родители сочетают заботу и контроль. Они объясняют детям мотивы своих требований, поощряют их социальную активность, устанавливают высокие стандарты поведения, ясно выражают свои мысли, используют власть, не стараясь манипулировать детьми. Им удаётся контролировать поведение детей, не вызывая у них ни протеста, ни пассивности. Эти дети ощущают свою безусловную ценность, готовность родителей безоговорочно принимать их такими, какие они есть. В силу достаточной социальной компетентности переход от домашней ситуации к школьной для них наиболее безболезненный. Но у них могут возникнуть трудности, если атмосфера школы и семьи существенно различается. Ребёнок может обнаружить, что стандарты поведения, выработанные дома, оказываются неприемлемыми в школе, и это мешает адаптации.
Ко второму типу относятся дети, которых можно назвать угрюмыми, недоверчивыми одиночками; их родители придерживаются жёстких методов воспитания и не испытывают привязанности к своим детям. Психологический опыт таких детей, как правило, сводится к развитию у них чувства отторгнутости, пассивности и убеждения в том, что власть и право контроля могут принадлежать исключительно взрослым.
Для третьего типа характерны инфантилизм, несамостоятельность, неумение себя контролировать, нежелание осваивать новые ситуации. Такие дети, как правило, имеют любящую, но нетребовательную мать и безвольного отца, занимающего по отношению к ребёнку неопределённую позицию. Эти дети имеют возможность в различных семейных ситуациях убеждаться в том, что они не безразличны родителям, но их собственная роль в семье для них осталась неясной. Кроме того, они не научились ставить перед собой цель и искать пути её достижения.
Взаимоотношения в семье гораздо более значимы для формирования у ребёнка «Я-концепции», чем классовая, религиозная или этническая принадлежность.
В семье очень важны традиции. Они могут быть самыми разнообразными. Например, собираться всей семьёй на воскресный обед за домашним столом. Во многих странах к семейным сборам за столом относятся с большим вниманием.
Мы едим, утоляя физический голод, но собираемся за столом и для того, чтобы общаться. Ничто так не сплачивает, как совместная трапеза. Важно, чтобы один приём пищи в семье был совместным. В нынешних условиях это может быть ужин. Работающие члены семьи стараются завершить все свои дела и поспеть к вечерней трапезе, и только в исключительных случаях позволяется нарушать этот ритуал. Но если будничный ужин всё же можно пропустить, то воскресный обед – ни в коем случае. Стол празднично сервируется, к обеду нарядно одеваются. Воскресные обеды непременно накрываются в комнате, даже если кухня вполне годится для того, чтобы называться столовой. Воскресный обед – это семейный праздник. За обедом возникают непринуждённые разговоры между членами семьи, во время которых родители могут ненавязчиво учить детей тому, что обычно те не хотят воспринимать в другое – «несъедобное» время. Если в вашей семье такого обычая ещё нет, то никогда не поздно его завести.
В процедуре семейного обеда не столь важно, что вы готовите, сколько – как вы подаёте блюда. Главное, чтобы стол был нарядно накрыт. Без скатерти можно обойтись, но обязательно приобретите красивые льняные салфетки. Их надлежит сложить замысловатым способом или заложить в специальные кольца. На семейный обед обязательно ставят минеральную воду и красивые бокалы. Взрослым можно предложить хорошего вина. Обязательный компонент семейного обеда – красивая посуда. Приборы лучше всего раскладывать как положено – нож справа, вилка слева. Не поленитесь украсить семейный обед маленьким букетом цветов или нарядной свечой небольшого размера.
Маленьким детям сервируйте стол так же, как и большим. И не надо бояться, что дети порежутся ножом или побьют посуду. А если они, презирая нож и прочие приборы, начнут есть руками, то не обращайте внимания – значит, их время ещё не пришло.
Ничто так не согревает душу, как воспоминание о счастливых моментах, пережитых в детстве… Среди них непременно – праздничная ёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и каким-то особенным семейным теплом. И ещё – гости, большие и маленькие. Новый год – любимый праздник детства. У каждой семьи есть свои возможности, которые помогут сделать праздник не похожим на другие. У кого-то в квартире стоит детский спортивный комплекс, у других есть готовый или самодеятельный кукольный театр, третьи обладают таким сокровищем, как детский синтезатор или даже караоке, четвёртые просто умеют играть на пианино или гитаре. Всех возможностей не перечислишь – важно увидеть те, что есть. Найдётся время и для загадок, и для пения хором, и для небольшой эстафеты – главное, чтобы дети по возможности не оставались без интересного дела. Если в вашей семье приняты всякие маскарадные развлечения, нужно заранее приготовить в достаточном количестве колпаки, парики, шляпы и носы. Кто-то может сыграть роль Деда Мороза.
Хороши совместные прогулки, поездки за город, на выставки, на спортивные соревнования, особенно если в них можно принять участие взрослым и детям. Нужно приучать ребёнка к здоровому образу жизни.
Завершая наше представление о составляющих домашнего уюта, несколько слов скажем о важности «внутреннего убранства жилья». 3. Фрейд в своих чудесных «Письмах невесте» подробно перечисляет, как приятно, когда бельё изящно перевязано лентой и уложено в ящики шкафа, имеются домашняя библиотека, ночной столик и лампа, чей мягкий свет располагают к доверительности и интимности… И он заключает: «Всё это – маленький мир счастья, мир благородной человечности… Однако это ещё не фундамент семейного очага. Настоящую жизнь в него могут вдохнуть только два человека, невыразимо любящие друг друга».
Без семьи не было бы полноценного рода человеческого. По тому, какова семья по своим экономическим, эстетическим и морально-психологическим устоям, можно безошибочно определить, на какой стадии развития находится общество. Люди восстанавливают потенциал общества благодаря семье. Вот почему так велико её предназначение. Ещё в большей мере семья нужна самому человеку. Семья может стать самым безопасным пристанищем человека в его земной жизни. Счастье человека – в непосредственной зависимости от удачности его семейных уз.
Всё, что мы осознаём, когда речь идёт о семье, заложено в нашем организме в виде мощнейшего инстинкта гнездоустройства и продолжения рода человеческого. Не сложно удостовериться: в ком он активно проявляется, тому всегда присуще чувство жизни. Такие люди оптимистичны по своей натуре. Те, у кого этот инстинкт притуплен или не реализован, часто становятся несчастными и злыми.
Священной связующей нитью в семье выступает взаимная любовь. Чем глубже это чувство, тем больше оснований, чтобы оно переросло в истинную дружбу, которая переходит в органическую обоюдную привязанность и восторженное отношение к своим детям.
Такова логика становления, утверждения и незыблемости семейного счастья. В её безупречном, но отнюдь не безболезненном исполнении равная ответственность лежит на обоих супругах. Они должны достойно исполнять свои роли. На мужчине, безусловно, лежит главная забота обустройства быта. Семейная ось должна быть в мужских руках. И причина распада многих семей – несоблюдение этого ролевого статуса мужчиной. Брак – это борьба за свою честь и благополучие. В борьбе всегда мужчина прикрывает женщину, сберегая семью от каких-либо невзгод.
В сбережении семьи безмерно велика роль разумного образа жизни. Внедрённый в неё, он становится ферментом сплочения супругов, делая жизнь их семьи более полнокровной, но самое главное – верно ориентированной.