Автор теории четырёх времён года, швейцарский художник Иоханнес Иттен в книге «Искусство цвета» несколько десятилетий назад предположил, что каждого человека привлекают строго определённые цвета. Вероятно, это связано с генетически закодированной цветовой программой, с которой мы рождаемся. Она выражается в цвете глаз, волос, оттенке кожи.
В своих цветах мы чувствуем себя хорошо, нам сопутствует чувство комфорта и защищённости. И напротив, самое красивое платье чужого цвета способно не только подчеркнуть недостатки вашего лица, но и создать несуществующие. Более того, оно может продиктовать несвойственную вам манеру поведения, спровоцировать угнетённое и подавленное состояние.
Обычно свои цвета мы выбираем интуитивно и от того, насколько наш выбор точен, зависит, органично ли мы выглядим. Тот, кто хочет проверить себя, может довериться специалистам по колористическому анализу – он основан именно на теории Иоханнеса Иттена. Суть её в том, что внешность каждого из нас относится к одному из типов – холодному (зима, лето) или тёплому (осень, весна). Кто вы?
Вы садитесь перед зеркалом, макияж смыт, одежда покрыта белой пелериной, волосы зачёсаны назад (если предполагается изменить естественный цвет волос, их убирают под белую шапочку). Включаются яркие лампы. Поочерёдно вокруг шеи кладутся цветные платки, условно соответствующие определённым временам года. При этом сопоставляется реакция кожи, глаз, губ на разные цвета. В чужих цветах лицо выглядит усталым, резко обозначаются морщинки, взгляд становится потухшим. В своих – лицо становится свежим, полным жизни, черты смягчаются, глаза блестят. Прежде всего, определяется, к холодному или тёплому типу относится внешность (табл. 2). Затем – какие тона соответствующей палитры больше подходят к лицу (табл. 3) – чистые, прозрачные, контрастные, интенсивные или деликатные, мягкие, приглушённые. Наш природный колорит – цвет кожи, волос, глаз определяет нашу индивидуальную гамму оттенков. Специфические группы цвета (тёплые, холодные, чистые, сочные, нежные или приглушённые) относятся к колориту человека. Сочетание цвета наших красок и посторонних цветов создаёт гармонию и дисгармонию. Гармония проявляется, например, в том, что кожа кажется более чистой и упругой, глаза более блестящими, а волосы приобретают блеск. Дисгармония – в отчётливых кругах вокруг глаз. Кожа кажется раздражённой и сероватой, контуры лица расплывчаты или наоборот утрированы, например, слишком выступает нижняя челюсть. Белки глаз кажутся желтоватыми, корни волос выглядят более тёмными, по тону кажутся слегка жирными или производят впечатление повреждённых, непричёсанных. Другими словами, правильно подобранные цвета, точное определение благоприятной цветовой группы делают нас более привлекательными, неблагоприятные группы цветов придают нам усталый вид или подавляют природный колорит и наше лицо кажется менее выразительным.
В современной моде трудно установить чёткую границу между макияжем для брюнеток и для блондинок. К тому же это не даёт возможности выявить все нюансы индивидуальности, тонкость и изысканность современного макияжа. Только учитывая все параметры человека (в том числе цвет и стиль одежды, аксессуаров) можно определить доминирующую цветовую гамму для того или иного лица. Не следует забывать о возможностях совмещения холодных и тёплых оттенков. Неплохо поэтому иметь в своём гардеробе и в наборе декоративной косметики дополнительные цвета, позволяющие разнообразить внешний вид. Современная промышленность красоты предлагает огромное количество различных косметических наборов с тенями, румянами, пудрой, карандашами, помадами.