Навигация
Обмен ссылками

 

ИДЕИ Г. МАБЛИ В ОЦЕНКЕ РУССКОГО ИСТОРИКА

автор: DARK-ADMIN
Известный политический писатель кануна Великой французской революции Габриэль Бонне де Мабли (1709-1785) способствовал своими идеями росту революционных настроений во Франции. Его прах был в 1793 г. с почетом перезахоронен якобинцами в Пантеоне, но к началу XIX в. его имя было практически забыто соотечественниками.
В конце XIX в. наследие Мабли вышло из забвения в немалой степени благодаря русскому историку Владимиру Ивановичу Герье (1837-1919). Он еще в 1883 г. написал две первых статьи о Мабли [5, 6]. Но особое значение имела книга Герье «Аббат Мабли, моралист и политик», изданная им в 1886 г. в Париже [10]. Это было первое подробное исследование о выдающемся мыслителе не только в русской, но и во французской историографии. Сразу после выхода книги в свет в библиографическом обзоре журнала «Revue historique» она получила высокую оценку из уст Ж. Моно. Критик сетовал на то, что в 1885 г. столетие со дня смерти Мабли прошло почти незамеченным во Франции, а профессор Московского университета В. Герье подготовил и выпустил в свет замечательную книгу о французском философе к юбилею. Заслугой данного исследования Моно считает то, что в нем обобщены выводы предшествующих работ о Мабли, взгляды философа проанализированы в связи с общим развитием общественной мысли XVIII в., дана взвешенная оценка его доктрины. «Герье анализирует Мабли не как критик, и не как апологет», – замечал Моно [11. Р. 122].
Трактовка русским ученым личности Мабли и его доктрины оказала большое влияние на последующие исследования французских ученых. А. Олар в своем фундаментальном произведении о революции писал: «Относительно всего, что касается политических теорий Мабли, мы отсылаем читателя к превосходной книге Герье, где все они резюмированы» [7. С. 8].
В 1911 г. вышла книга Пьера Тейзендэ де Ла Серв (Teyssendier de la Serve) «Мабли и физиократы», в которой автор, широко цитируя Герье, принимает его трактовку политических взглядов Мабли. Французский ученый обращает внимание на то, что имя Мабли с начала XIX в. вновь предается забвению, из которого оно ранее вышло, в том числе благодаря книге Герье [12. Р. 27].
Высоко оценивал исследования Герье известный французский историк А. Сэ, автор серии книг о французских мыслителях предреволюционной Франции. В своей статье «Политическая и социальная доктрина Мабли» он соглашается с оценкой, данной Герье, отсылая читателя к его книге [13].
Что же сделало исследование Герье о Мабли таким популярным и авторитетным во французской историографии? Ученый не раскрыл каких-то неизвестных фактов из жизни Мабли, не обнаружил его новые, неизученные работы. Но он создал комплексное исследование о французском мыслителе, в котором все известные идеи Мабли подробно анализировались, сравнивались с доктринами его современников. Широкий фон, созданный Герье, дал возможность увидеть
место Мабли в последовательном развитии философской мысли XVIII в., что позволило дать объективную и разностороннюю оценку его доктрине.
Исследованию идей Мабли Герье посвятил пять статей и уже упоминавшуюся выше монографию. Ученый объяснял свой интерес к доктрине Мабли
тем, что в его творчестве можно найти ответ на вопрос, почему Франция, «быстро миновав конституционную монархию, от абсолютизма перешла к республике» [4. С. 124].
Личность Мабли имеет, по мнению Герье, особый интерес и потому, что его работы представляют «дальнейший шаг по отношению введения этики и нравственных принципов в политику» [5. С.139]. Его учение о нравственности в политике проявилось в неприятии принципов макиавеллизма и признания нравственных принципов для международного права. Вслед за Руссо он считал, что «благоденствие народа обуславливается не успехами разума, а успехами нравственности» [1. С. 173].
Политические идеи аббата Мабли Герье оценивал, сравнивая их с теориями Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Морелли, физиократов и др. Из учения Монтескье Мабли принял идею о разделении властей, понимая ее как равновесие властей. Развивая эту идею, он критиковал физиократов за их веру в возможность реформирования общества без конституционных преобразований, только волей просвещенного государя. В противовес физиократу Мерсье де ла Ривьеру Мабли стоял, по словам Герье, «за конституционную или, как он выражается, за умеренную монархию…, как за такой порядок, при котором монархический элемент также твердо обеспечен, как и народное представительство, и каждому из них отведена свойственная ему сфера деятельности» [4. С. 141].
Мабли критиковал физиократов и за их приверженность частной собственности, противопоставляя ему общинное землевладение. Герье пишет:
«Он восстал против этого как моралист, который составил себе совершенно противоположный идеал – идеал коммунистический» [1. С. 178]. Предшественником Мабли в этом отношении был, по мнению Герье, Морелли. Однако Мабли не во всем следовал за Морелли. Последний, принадлежавший к материалистической школе, считал, что природный инстинкт человека заключается в присущем ему эгоизме. А Мабли, по мнению Герье, является представителем идеала стоического, близкого к аскетизму [10. С. 111-112].
Французский мыслитель считал, что путем законодательных реформ можно создать идеальный строй, при котором, ограничивая потребности граждан, путем финансовой политики и законов о наследстве люди придут к равенству. Идеалом Мабли была земледельческая община с коллективной собственностью на землю. Герье указывает, что аббат был за сильную власть, которая «священным насилием» может «принудить человека отказаться от
своих пороков» [1. С. 186].
Герье критикует Мабли за утопизм, считая невозможным его идеальный строй, «основанный на отречении от личной поземельной собственности и на абсолютном равенстве в общем (коммунистическом) владении землей» [2. С. 282]. Русский историк полагал, что частная собственность является основой
прочности государства и его стабильного развития. Герье считает Мабли повинным в том, что попытки осуществить предложенный идеал закончились революционным насилием. Он отмечает, что «социалистическая вспышка в прошлом веке – заговор Бабефа, является попыткой практически осуществить идеал, всего обстоятельнее и реальнее изображенный в сочинениях Мабли» [6. С. 198].
Можно отметить, что отношение к Мабли у Герье двойственное. С одной стороны, он полагает, что французский философ «первым среди современников показал тесную связь морали и политики и доказал, что нравственность – источник и основа общественного счастья». С другой стороны, Герье считал, что Мабли не только предсказал, но «даже ускорил» революцию. Ведь уже «в наказах 1789 года часто обнаруживается след трудов и взглядов Мабли» [10. С. 2-5]. Один из французских рецензентов книги «Аббат Мабли» обращает внимание на эту неоднозначность оценок философа русским ученым. «Мабли – сын времени, которое он сам назвал веком парадоксов» – пишет рецензент и оправдывает Герье его стремлением показать своего героя и как моралиста, и как политика [8. С. 314].
Действительно, если к учению о нравственности Мабли русский ученый подходит сочувственно, то политическая доктрина аббата вызывает у него осуждение. По его мнению, он формулировал в своих сочинениях тот средний
политический тон, который был осуществлен революцией 1789 г. и в общих чертах доныне сохранился в учреждениях Франции [4. С. 125]. Герье указывает, что Мабли занимает как бы среднюю позицию между Монтескье с его
принципом политической свободы, осуществляемой в конституционной монархии, и Руссо с его проповедью равенства и демократической республики
«с непосредственно властвующим и законодательствующим народом». По мнению Герье, «Мабли уклонился от Монтескье своим увлечением идеей равенства, а с Руссо – существенно расходился в том, что относился с крайним недоверием к непосредственной демократии» [4. С. 125]. Русский ученый считал, что во время французской революции идеи Мабли взяли вверх над доктриной Монтескье и Руссо. «…Законодатели Франции хотели осуществить
свободу наравне с равенством, но, увлекшись равенством, они отступили от программы Монтескье, отвергли аристократический принцип, и потому были не в силах основать конституционную монархию». С другой стороны, полагает Герье, Франция, несмотря на авторитет Руссо, «после некоторых колебаний, совершенно отступила от его доктрины непосредственного народовластия и
законодательства толпы» [4. С. 125].

Герье критикует Мабли за его непоследовательность в политических взглядах. В одних своих работах французский писатель «отдает монархиям предпочтение перед свободным государством – за большую их способность к существенным реформам» [4. С. 135]. Защищая идею «равновесия властей», Мабли, на первый взгляд, стоял за конституционную монархию. В других сочинениях французский мыслитель выступал за полную зависимость исполнительной власти от законодательной. Герье замечает, что у него «…верховная власть все более и более отождествлялась с властью народного представительства, а королевская власть низводилась на степень простой республиканской магистратуры» [4. С. 141].
Поэтому, с одной стороны, Мабли – монархист, с другой – в своих разъяснениях теории равновесия он становится на республиканскую позицию,
«распространяя под видом мнимо-конституционных идей республиканские принципы» [4. С. 153]. В чем Герье соглашается с Мабли, так это в осуждении принципа непосредственной демократии, предлагаемой Руссо. Русский историк считал, что «не народной массе должна… принадлежать законодательная власть, а правильно избранным представителям ее» [3. С. 90].
Герье указывает на историческое значение доктрины Мабли и ее роль в подготовке революции. «Мабли был первым из политических писателей своего времени, который открыто заявил, что абсолютизм во Франции должен уступить место конституции, и который еще при Людовике XV настаивал на
созыве генеральных штатов» [4. С. 129].
Следует подчеркнуть, что оценка доктрины Мабли русским ученым была достаточно разносторонней и объективной и основывалась на комплексном анализе его работ и произведений его современников. Советская историография, оценивавшая позитивно коммунистические взгляды Мабли, оставила
без внимания труды Герье о французском мыслителе. Мабли, как утописткоммунист, трактовался в работах советских историков как республиканец, революционер, но критиковался за его «мелкобуржуазный идеал» ограничения потребностей. В целом советскими учеными политическая доктрина Мабли оценивалась выше его этического учения.
В то же время зарубежная историография с вниманием относилась к исследованиям Герье о Мабли. Так, в фундаментальном издании «Критическая библиография французской литературы XVIII века» имя Герье упоминается
неоднократно [9. Р. 154-157]. К достоинствам его труда относят то, что русский ученый верно определил место Мабли в ряду французских мыслителей XVIII в., выявил противоречия его учения и влияние его на ход французской революции. Герье, по мнению авторов, показал, как «коммунистическая утопия» Мабли стала интерпретироваться в качестве «инструмента примирения личных интересов и всеобщего счастья» [9. Р. 155]. Составители библиографии пишут, что книга русского ученого «до сих пор является ценным исследованием, хотя некоторые аспекты, рассмотренные Герье, получили с тех пор
более полную трактовку» [9. Р. 155].
Таким образом, анализ, данный Герье доктрине Мабли, был самым полным в историографии XIX в. Сейчас, в период деидеологиции и уточнения марксистских оценок наследия Мабли, вовлечение работ Герье в широкий научный оборот в отечественной историографии поможет формированию более объективного взгляда на доктрину французского мыслителя.

Литература
1. Герье В.И. История XVIII века. Лекции, читанные в 1902-03 году. М.: Типо-литография Ю. Венер, 1902. 525 с.
2. Герье В.И. Мабли // Энциклопедический словарь. СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1896. Т. 19 А. С. 282-284.
3. Герье В.И. Опыт приложения этики к политике в XVIII веке // Научное слово. 1903. № 5. С. 84-101.
4. Герье В.И. Политические идеи аббата Мабли // Вестник Европы. 1887. № 1. С. 124-158.
5. Герье В.И. Учение о нравственности и социальная утопия Мабли // Русская мысль. 1883. Кн. 1 [отд.1]. С. 139-174.
6. Герье В.И. Французский этик-социалист XVIII века // Русская мысль. 1883. Кн. 2 [отд.1]. С. 193-234.
7. Олар А. Политическая история французской революции. 1789-1804 гг. 3-е изд. Пг.: Книгоиздательство Петроградского совета, 1918. 536 с.
8. [Ch.J] Guerrier, Mably // Revue critique d histoire et de litterature. T. XXV. Paris, 1888. P. 313-317.
9. Critical Bibliography of French Literature 18th Century. Vol. 4 / D.W. Alden, R.A. Brooks, D. Clark Cabeen. Supplement: Syracuse University Press, 1980. 780 p.
10. Guerrier W. L`abbe de Mably. Moraliste et politique, etude sur la doctrine morale du jacobinisme puritain et sur le developpement de l`esprit republicain au XVIIIe siecle. Paris: F. Vieweg, 1886. 208 p.
11. Monoi G. Bulletin historique // Revue historique. Paraissant tous les deux mais. T. 32. Septembre–Decembre. Paris, 1886. P. 112-129.
12. Teyssendier de La Serve P. Mably et les Physiocrates, Poitiers, Societe francaise d`imprimerie et de Librairie. Poitiers, 1911. 163 p.
13. See H. La doctrine politique et sociale de Mably // AHRF. 1924. P. 135-148


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей