Возрождение, как и нидерландское, черпает вдохновение из поздней готики, но во Франции ситуация была осложнена Столетней войной с Англией, поэтому фактически Ренессанс туда пришёл только в середину 15 века. На это же время пришлись процессы формирования новой государственности и становления сильной королевской власти. По этим причинам Ренессанс во Фр. не принял такого масштаба, как в Италии, напр., где это искусство проникло во все социальные слои; во Фр. «новое искусство» развивалось только про дворе и среди аристократии, а все остальные продолжали жить в устойчиво готических настроениях – готика во Фр. успела развиться очень хорошо. Франция не могла ни повторить путь Италии (черпавшей из мощной античной традиции), ни пойти по пути Нидерландов и т.п. (где античной традиции не было вовсе). Срединное положение: с одной стороны, Галлия была обширнейшей римской территорией, с другой стороны, зависимость от готики и другие обозначенные выше причины не давали развиться ни «традиционному» («античному»), ни «своеобразному» («северному») Ренессансу.
С 1488 г. Франция начинает серию войн с Италией, это попытка установить господство на территории Сев. Италии (где были города-государства). Эти «волны» вон тоже отразились на искусстве. Италия на франц. королей была не просто наживой, но источником духовного обогащения, т.к. сами короли уже были ренессансно образованными людьми, людьми нового века. См. портрет Франциска 1-ого: он во время своих походов нашёл возможность встретиться с уже немолодом да Винчи, который потом жил и умер при его дворе. В рамках придворной культуры знакомство с гуманизмом было очень широко; Маргарита Наваррская была сестрой Франциска.
Несколько линий во франц. возрождении, которые имеет смысл рассматривать отдельно:
1) портреты (важнейшая из линий) – и среди них отдельной строкой карандашные портреты;
2) архитектурная линия (то, что было в Италии и чего не было в Нидерландах) – строительство дворцов и замков
Жан Фуке (1420-1477)Крупнейший художник и миниатюрист.
«Портрет короля Карла Седьмого» – 1ый во Фр. светский парадный портрет, выполнен по всем канонам «представительности», т.к. и одежда, и обрамление призван подчеркнуть его значимость. Но портрет странный при этом – остро реалистическое видение мира проявляется в том, как нарисовано лицо короля: это не сильный, волевой человек, а нечто слабое, безвольное, с опущенными глазами.
Жан Клуэ (1475/85-1541)
«Портрет Франциска Первого»: сильный, умный волевой человек, резкий контраст портрету Карла Седьмого. Красно-бордовый фон и дорогие одежды не случайны. Стиль портрета показывает, что художник был заинтересован этой сильной личностью и стремился отразить всю его многогранность.
Франсуа Клуэ (1505-1592), сын Ж. Клуэ
Самый талантливый из художников этой эпохи во Франции.
«Портрет Елизаветы Австрийской» - один из лучших портретов эпохи. Опять, как и у его отца, в технике видно стремление отразить многогранность личности, которую он рисует. Видно личностное, глубокое чувство.
«Портрет Франциска Второго» - карандашный портрет короля, который умер достаточно молодым. Карандаш позволяет художнику поймать какие-то мимолётные, изменчивые качества модели, т.к. такие портреты рисуются гораздо быстрее. На этом портрете тоже видно, как много срывается за личностью – многое можно отсюда вывести. Какая-то трогательность, чувственность, человечность….
Архитектура:
Арх. Жак Сурдо – северное крыло замка Блуа (как пристройка). Вводится ритмическая основа: арки, ярусы. Апелляция к античному ордеру. Впервые со времён готики глаз может выделить чёткую структуру.
Замор Шамбор (на Луаре). Напоминает средневековый, но в отл. от поздней готики основа здесь совсем другая – логичная, чёткая, как внутри, так и снаружи сооружения. Этот замок – как новая веха на пути становления новой архитектуры: основан на новых принципах, но украшен всё ещё по-старому.
Жиль ЛеБретон – знаменитейший замок-дворец Фонтенбло. Целое здесь тяготеет к принципам национальности и живописности: замок больше горизонтально ориентирован, ярусно структурирован. А отдельные арх. детали свидетельствуют о логике, рационализме, сдержанности чёткое ренессансное понимание мира. Один из двориков – т.н. Двор Белой Лошади, т.к. когда-то там стояла копия конной скульптуры Марка Аврелия; перекличка с Античностью неслучайна.
Интерьеры замка соответствуют уровню королевский претензий, но это богатство – не богатство и пышность Версаля, а более сдержанный, «достойный» вариант. Большая Галерея, или Галерея Франциска Первого – то, что потом будет скопировано во многих дворцах – 58 метров в длину, «центр» дворца, украшения живописные и скульптурные, рельефы в технике стукко («искусственный мрамор»). В Италии к этому времени уже пройден период Выс. Возрождения и начинается манеризм, и Франц. Первый приглашает оттуда художников для оформления дворца – чтобы привили французам свои тенденции. Происходит синтез, рождается художественный феномен, названный «школой Фонтенбло» - франц. национальные тенденции + итальянский маньеризм. Много торжественности, с одной стороны, и много манерности, с другой.
«Сабина Попеа» - вероятно, потрет некой франц. аристократки, написанный неизв. художником из школы Фонтенбло и использованный для украш. дворца. Нечто очень изысканное, нарядно-манерно-придворное и лёгким налётом эротизма. Это середина 16 века (и вплоть до 1570-х).
На переходе от Возрождения к Нов. Времени французам было не до искусства по причине религиозных войн. После упадка школы Фонтенбло наступает провал. Новое искусство формируется позже, начиная с 1630-х.
Церковь Сорбонны (арх. Жан Лемерсье) – первое франц. сооружение Нового Времени, первая купольная базилика. Из религиозных войн церковь вышла обновлённой и стала сторонницей королевской власти (Ришелье). Поэтому она не играла большой роди в становление культовой архитектуры – в этих сооружениях нет традиции барочного типа. 2-ярусный фасад, неклассический вариант ордера, развёрнутые валюты и треугольные фронтоны; уходят гармония и ритм. Это говорит о тяготении к устойчивости, спокойствию, а не иллюзорности – характерная черта Франции.
Параллельно барокко формируется второй общеевропейский стиль – классицизм (представлен во всех типах искусства). Классицизм возн. на той же базе, что и барокко, на тех же ценностях, но барокко стремится эмоционально пережить открывшееся новое понимание мира, а классицизм хочет вернуться к старым, сильным традициям, подчёркивая, что человек силён своим разумом, и поэтому должен противостоять эмоциям, укрощать их. Не зря Декарт был французом – прославлял возможности разума. Но клас. прошёл долгий путь становления, в отл. от барокко, который заявил о себе яркой вспышкой (e.g. Рубенс).
Собор Инвалидов (Жюль Ардуэн-Мансар; взял фамилию дяди, который стал «изобретателем» мансарды). Видно, как франц. архитектура очищается от барочных тенденций – появляются чёткость, порядок, гармония и логика.
Клод Перро (племянник Шарля Перро) – архитектор восточного крыла Лувра. История этого пректа очень сложна: к власти приходит король-централизатор, король-солнце Людовик IV, он задумывается о репрезентативности Парижа и приглашает из Ит. архитектора Жана-Батиста Бернини (см. первый чертёж – много декора, пафоса), но этот проект встречает много претензий со стороны придворных и аристократии, т.к. франц. национальное сознание стремилось к большей логике, сознательности; после дебатов, которые длились несколько лет, строительство доверили группе франц. архитекторов во главе с Перро. На примере построенного сооружения можно изучать классицизм в чистом виде: композиция принципиально центрична (центр явно выделен треугольником фронтона), симметрична, уравновешенна, чёткий ритм, ордерное архитектурное мышление, ряды колонн (здесь – сдвоенных, проходящих через 2 и 3 этажи), 1ый этаж облицован и не имеет колонн.
ВерсальИстория В. начинается с Людовика XIII, который обратил внимание на это предместье. Люд. Четырнадцатый позиционировал себя как абс. монарха и поэтому боялся вооружённых восстаний, и решил усовершенствовать В. и переехать туда из Парижа. В 1689 весь королевский двор переместился туда. Версаль важен тем, что оказался квинтэссенцией, моделью мировосприятия 17 века; его создавали выдающиеся мастера: гл. архитектор здания Луи Лево (после его смерти – Жюль Арден-Мансар), гл. архитектор парка Андре Ленотр. Ориентируясь на этот версальский ансамбль, Пётр Первый создавал Петергоф.
Главное здание – в форме усложнённой буквы ___П___ . Внешний фасад – западный, внутренний двор (внутри П) – восточный. В дворик выходили окна спальни короля, перед его окнами сходилась как будто вся Франция – туда вели три дороги: центральная на Париж и две др. – в др. королевские резиденции. Изначально построили только П-здание, но его не хватило для всей прислуги. Центр. фасад – ок. 500 метров, с боковыми крыльями ещё больше. Этот дворец около 100 лет был центром Фр. во всех смыслах. Спальня короля осмыслялась как центр мироздания.
Дворец и сходящиеся перед ним дороги – только малая часть всего парка. Общая длина его – нес-ко километров. Чётко распланированная схема, в основу кладётся рациональное начало, но картина мира – барочная, в силу своей бесконечности (целое невозможно постичь, находясь в какой-то его точке), следовательно, это уник. сочетания рациональности планировки и иррациональности целого. Западная часть парка – лабиринтоподобные завихрения из травы и дорожек + круглое озеро. Вода вообще очень важна: центр. фонтан изображает появляющегося из воды Апполона на колеснице и тритонов (русалки-мужчинки), трубящих о его появлении.
Зал Войны (с часами, выходящими во двор) – торжество барокко. Королевская капелла (достроена Ардуеном позднее) – впечатляет, находится в одном из позднейшей пристройки. Спальня короля (зал Меркурия) – апофеоз пафоса, масса золота и драпировок. Зал Аполлона – красные стены, люстра, КОВРЫ. Знаменитая зеркальная галерея – как центр. ось основного здания. Рассчитана на то, чтобы свет свечей многократно отражался – барочная идея бесконечности.
Основной пафос
Жак КаллоХудожник с необычайно острым взглядом, много путешествовал, интересовался разными типами людей – из разных классов, разных характеров и т.д. Делал портреты, наброски, офорты. Его графические листы (печатались) стали знаменитыми: показывали, что он сумел обобщить психологию этих людей, это человеческого муравейника. Передал чувство общности, бесконечности – это делает его основоположником нов. худ. традиции.
«Ярмарка в Импрунете» - небольшое по формату произведение, но там изображено 1100 с лишним людей, 45 ослов, сколько-то собак и т.д. Маленькие сценки показывают сложность и многообразие жизни.