Юг занят греческими колониями и там процветала греческая культура Центр и север заселен этрусками. Строительное искусство римляне унаследовали в основном от этрусков. Дороги, башни, стены, регулярная планировка городов, верили в 12 богов. Первые архитектурные сооружения приписываются именно этрускам. Рим был республикой до сер 1 века. Сложно выделить чисто римские произведения. Храм Юпитера Капитолийского (посвящен храм был Юпитеру, Юноне и Минерве). От греков – колоны, прямоугольная форма, скатная кровля. Но глубокий портик и святилище разделено на 3 части, подчеркнута ось, храм поднят на цоколь, но лесенка только с одной стороны. Погребальняа пластика этрусков. Искусство погребального портрета, почитание заупокойного культа. Кон 6 в ВС - Саркофаг из Черветери. Улыбка, чем-т похожи на куросов. Мастера обработки Ме Кон 6 в ВС - Капитолийская волчица Рим становится сверхдержавой, но при блистательной политической истории, Рим не имеет памятников высокой художественной культуры. Центр – Римский форум (промежуток между Капитолийским и Палатинским холмами был осушен и возникла площадь – сердце города. Но поэтому ничего от республики не сохранилось, потому что все перестраивалось. Зато рядом на бычьем форуме сохранились 2 древних храма (базар) 100 – 80 гг ВС – Храм фортуны Вирилис (хотя неизвестно кому посвящен на самом деле. Настоящие полноценные колоны с полновесным орденом, со всеми деталями акомплимента. Кон 2 – нач 1 в ВС – Храм Весты (рондон). Коринфский орден, современная крыша. В эпоху республики формируются все типы сооружений. Римский жилой дом. Атриум (квадратный двор, в центре которого водоем над ним отверстие, чтобы попадала дождевая вода. Вестибюль, таблинум (приемный покой, там алтарь, изображения предков маски или скульптурные изображения, здесь принимали гостей). Со 2 в ВС римляне от греков приняли привычку заводить перестильный дворик (второй с колонадой, а не с 4 столбами, уже есть садик. 4 в ВС – Аппиевая дорога 4 в ВС – Клоака Максима – система подземной и полуподземной канализации. Настоящий свод. Выкладывается из клинчатых камней, которые выкладываются полукругом и опираются друг на друга. Крестовый свод – пересечение двух настоящих, уже можно опереться на 4 столба. Бетон изобрели – смесь известкового раствора и вулканического песка. 80 ВС - Святилище фортуны в Пренесте. Театр для культовых представлений. С каждой точки зрения разные виды. Живопись Республики Кон 4 ВС – многое сохранилось в Помпеях и Геркуланоме. Мозаика «битва Александра и Дария». Волна копирования греческих произведений. Находится в Неаполитанском музее. Греки умели это изображать давно, а римляне все воспроизводят. Римляне все получили в готовом виде всю живописную систему, это не эволюция. Стиль – это просто преобладание. 1 пол 1 в ВС - 1 помпейский стиль. Дом Саллюстия в Помпеях. Все нарисовано красками Сер 1 в ВС – 2 помпейский стиль Помпеи вилла мистерий Воспроизводит формы в 3D. Элементы перспективы используют, все будто в реальности. Все присходит будто на авн-сцене, будто закрывает даль, но фигуры на первом плане будто движутся. С помощью светотени, влажный блеск в глазах… Мимисис – воспроизведение природы в искусстве. 0 – Третий помпейский стиль Мелкие декоративные мотивчики. Канделябры, гирлянды. Уже не иллюзия реальности, а наоборот – декорация стены, плоскость ничто не разрывает. Но уже 20-30 АС – 4 помпейский стиль – комбинация 2 и 3. Фрески из Геркуланума. Картина в картине. Они понимают двойственную природу живописи. Скульптура 100 ВС – статуя Авла Метелла. Флорентийский археологический музей. Момент произнесения речи. Этрусская достоверная документальность и римская фиксация значимого события. Портреты связанные со смертью и почитанием предков. Сер 1 в ВС – старый патриций. Запечатлеть так, как есть на самом деле. Верность долгу, строгость – это здорово. Кон 1 ВС – сенатор с бюстами предков. Почитание и гордость. 100 – Алтарь Гнея Домиция Агенобарба. Все точно, достоверно и правильно. Все как положено, а на другой стороне нежность и мифология согласно греческой традиции. 1 в ВС – Гней Помпей. Римский портрет, видны все индивидуальные черты, но от греческой традиции мягкость и деликатность, скрытые морщинки, улыбка, легкость возвышает и облагораживает образ. 1 в ВС – статуя Гая Юлий Цезаря Скрытое движение, выразительный язык тела – эллинистическая традиция. Октавиан Август Строительство и украшение храмов При Цезаре начинает перестройка римского форума, завершается уже при Августе. Базилики, курия, ростры, храм Божественного Цезаря 2 форума, построенные рядом с бывшим республиканстким. Форум Августа правильной формы и с храмом Венеры родительницы, посередине конная статуя 2 в ВС – Август ставит перпендикулярно Цезарю форум, но Храм Марсу Мстителю (за убитого Цезаря), внутри статуи Венеры и Марса. Затем после его смерти. Статуя Августа из Прима Порта Эллинистика, тело идеального героя, но с портретной головой, которая тонко идеализирована. Никто не усомнится, что Август, но подчеркнуто все, что идеально. Август Понтифик Максимус Как жрец, отвечает за контакт с богами Статуя Августа из Кум, повторяется облик Зевса из Олимпии. 13-9 ВС – Алтарь мира (ограда алтаря и рельефы на ней. Мир, процветание, благоденские. Другое сознание. На одной стороне рельефно выделяли скульптуры, рифмовка покрывал, мир, думает художник не о сюжете. Гармоничный образ, с другой стороны главноеЮ,ч тобы все были видны. Времена правления Клавдиев, Флавиев. Расцвет искусства. Строятся арки, мосты, театры, амфитеатры, бани, статуи императоров. Идеализация Клавдий Наоборот реальность: Веспасиан Акведук Клавдия 98-117 АС - Гардский мост близ Нима. Ведет воду от реки к городу. Чистая прагматика. 75-80 – Колизей. Самый большой амфитеатр на 50 000 зрителей, 180 м в диаметре. Внутри овальная арена. Греки предпочитали строить на природе, а римляне строили где хотели. Амфитеатр - два театра, составленных друг с другом. Снуружи ряды аркад, внутрення конструкция выведена на фасад – это типично для Рима. Обожают сложные конструкты, но все предельно четко выявлено и ясно. Принцип классической тектоники. Ясно видно, как все построено и держится. Честность архитектуры. Художественный эффект – ясность, рациональность, огромный размер. Декоративный элемент – колонны, наложенные на настоящую арочную конструкцию. Колона и акомплимент лучше всего изображают идею несения тяжести. Внизу полуколонны дорического ордена Выше – ионического ордена Верх – коринфские Самый верх – пилястры, стесанная прямоугольная проекция. 2 в АС – время высшего расцвета Рима. Император Траян. Завоевал Дакию, Месопотамию. Все Средиземноморье захвачено. Портреты отличаются трезвостью и простотой Аполлодор из Дамаска. Императорские форумы Каждый император считал своим долгом пристроить новый форум. Колоннады, рынки, пятинефная базилика Ульпия. На площади греческая и латинская библиотеки, середина – мемориальная колонна с подвигами Траяна, Храм Траяна. Колонна Траяна Спиральный рельеф повествует обо всех победах, под ней закопана урна с его прахом. Летопись в камне.Все невероятно подробно и точно. 117-138 – приемный сын Адриан. Адриан Вдохновленный лик, все больший интерес к внутреннему миру. Самоуглубленность, созерцательность, совершенствуется техника, более ботагая светотень, буравчик (инструмент помогает делать более глубокие отверстия и получается более глубокая игра тени – лицо выглядит более светлым). Обожал греческую культуру, первый стал изображать себя с бородой, пытался постигнуть философию и литературу. При нем возведен Пантеон 125 – Пантеон (Храм всех богов). Попытка все связать, объединить. Входной портик, цилиндрический объем. Внутри здание перекрыто огромным куполом, купол вознесен на 43 м в высоту и диаметре. Здание может вписать в себя сферу. Оргомное впечатление величиной и правильностью. Чудо римской инженерии. Рекорд не был превзойден до 19 века. Собор Санта-Марии-дель-Фьоре – другой принцип. Символ бесконечности, небесного свода. Сфера связана с снешним пространством (окулис). Свет проникает внутрь. Выше этого Рим уже не создал. 125-135 АС - Вилла Адриана в Тиволи Бассейн – имитация Конопы. Адриан – один из первых культур-туристов. Свозил сюда статуи. Водный театр. Вода окружал островок. Арка Адриана в Афинах Соотношение Рима и Греции. Низ –Рим, вверх – Греция. Основа – Рим, Греция – слабая и хрупкая, пусть и изящная. 2 пол 2 века – начало кризисных явлений Колонна Марка Аврелия, конные статуи императоров. Заметен внутренний надлом, нет пафоса и энергии, нет целеустремленности и бега вперед. 161-180 – Марк Аврелий Величие и прославление, но все равно есть погруженность во внутренний мир. Искууство проникает в тайники души, показывают богатую внутреннюю жизнь. Портрет женщины Сириянка 2-3 АС – возвышаются провинции: Пальмира, Милет Кон 2 в АС - Милет. Ворота рынка Архитектор берет фронтон и разрывает и кусочки от фронтона отъезжают. Стена пульсирует, игра светотени. 135 – Лептис Магна. Арка Септимия Севера. От фронтона только уголочки. Логика рушится, почва уходит из под ног Портреты нач 3 в – династия Северов. 217-220 - Термы Каракаллы. Как развлекательный комплекс. Отчаяная демонстрация могущества. Каракалла Но физиономия тревожная, отчаянная. Друг друга убивали с быстротой. Военный императоры Филипп Аравитянин Траян Деций Ситуация тревожности и нестабильности запечатлена в портретах Начинает интересовать внутренний мир, нравственность Затем влияние восточного искусства. Искаженные пропорции, четкие формы, догматизм. Плотин. философские учения о незаинтересованности земным. Единый Абсолют, стремление к нему через созерцание. Все остальное бренно. Быстро растет христианство. 3 в ВС – Христос Добрый Пастырь. По притче Нашествие варваров. Аврелиановы стены Дворец Диоклетиана в Сплите. Желание удержать разрушительные процессы. Арка Константина (граница между языческим и христианским мирами). Взяли старые рельефы. Много старого и создавать новое не имеет смысла. Это как сборник цитат из эпох прошлого. Только несколько фризов – для арки сделаны в начале 4 века. Рммская традиция во всех деталях, но невнимательность к передаче деталей. Уже окончательное преобладание внутреннего мира над внешним. Выход из кризиса – это превращение искусства в христианское. В след раз лекции не будет.