4 век Время пограничное 395 – император Феодосий 1 разделяет империю на в и з. Западная – Рим (существовал до 476, захвачен варварами). Восточная – Константинополь (ранее Византий). Константин Великий сделал его столицей, покровительствует христианской религии. 330 – возникает Константинополь (Царь-град). До 12 века это главный город средиземноморья и Европы. Отсюда начинаем отсчитывать историю Византии. Сами жители называли себя «римляне», потому что как таковой границы не было (разве что духовная). 390е – ряд указов и христианство – государственная религия. Греческий и латынь. В целом культура греческая. Наследие античности. Те же города, здания, термы. В 3 классе школы читают Гомера, привыкли к высокому уровню. Определяющую роль сыграло христианство. Западная империя постепенный распад и нашествие варваров. Разрыв в з Европе. А на в – преемственность. Христианство обусловило переориентацию. Античность: идеал – природа и в центре человек. Христианство: ориентировано на Небесное царство, абстрактные и иррациональные ценности. Господь непостижим, изобразить его практически невозможно. Отныне будем говорить о религиозном искусстве. Светское искусство оставалось то же, что и в Древнем Риме. А все новое в духовной сфере. Кон 2 – нач 3 – возникает христианское искусство Погребальное искусство (рождение в вечную жизнь) Рим, катакомбы св. Каллиста. Коридоры с гробницами, несколько ярусов могло уходить вниз. Катакомбы Комодиллы, кубикулы Льва Склепы, кубикулы (комнаты) 4 в - Катакомба на Виа Анапо. Даниил во рву со львами Кон 3 в - Оранта. Катакомба Присциллы Фигура вне всякого контекста. Абстракция – Рай. Бесконечность пространства. Передач состояния молитвы. Концентрция, напряженность состояния. Тело вообще скрыто. Но жесты, руки, огромные глаза – главное, что привлекает к себе внимание. Лаконизм в одном и преувеличенность в другом. Духовное горение. Сер 4 в – саркофаг Юния Басса. Ватикан Искусство скульптуры Необходимость укрепления роли церкви, преувеличение новых последователей. Ранее в катакомбах, а теперь специальные здания для богослужений. 333 - Базилика св Петра в Риме Не своды, а деревянные стропильные кровли, которые дешевле. Кон 4 в - Базилика св Павла в Риме Главный неф, ряды колон, отделяющие главный неф, стропильное перекрытие с двускатной кровлей. Попадая в базилику, провоцируетесь в движение к алтарю. Снаружи базилики просты. Кирпич или камень. 6 в - Сент Аполлинаре ин Классе, Равенна. Все соединяются. Важно только то, что внутри, именно там происходит таинство евхаристии. Инкрустированные полы, позолота, мозаики и фрески. Ранее главная идея – ясность и рациональность, то здесь обратная цель – показать, как все чудесно. Законы естества могут быть нарушены Богом. Искусство показывает чудо. Базилики все еще похожи на римские постройки (колоны, мерность аркады, четкое деление). Но постепенно переосмысляется. Пространство базилики динамично. Главное, на что смотрим – не камни, а воздух, который их окружает. 3 нефа, которые находятся в иерархическом положении. Центральный всегда больше и светлее. Вокруг него как бы получается рама. Пространство не статично и вынуждает двигаться, воспринимаем пространство, будто пространство саморазвивающееся. Колонны лёгонькие и тоненькие, воздух их обтекает. Восприятие базилики идет сверху вниз, свет струится сверху. 2 тип храма (затем станет главным для восточного сознания, а на западе главной останется базилика) Центрический тип. Крест, круг, квадрат, многоугольник. Сер 4 в - Санта Костанца, Рим Сводчатое купольное завершение. Мавзолей Констанции (дочери Константина). Купол, вокруг купола – обход. Есть центр и пространственная рама. Снаружи просто 2 цилиндра, а внутри – влечет к ярко сияющему центру. Идти никуда не надо. Быстро вовлекает ум и душу в созерцательное движение. По куполу можно бесконечно круги наматывать. Воспарение умом, представление бесконечности. Мозаиками украшаются 430е – Санта Мария Маджоре в Риме. Первая базилика Богоматери. Под окнами идут панно в ветхозаветными историями, как страницы книги. Триумфальная арка. События из жизни Богородицы. Благовещение (Библию перевели на латынь). В золотом платье, архангел Гавриил изображен 5 раз, все еще очень подвижное, живое и неустоявшееся. Изведение народа израильского из Египта. Мозаики еще мало отличаются от мифологических сюжетов. 1 пол 5 века – Баптистерий Православных, Равенна. Апостолы в торжественном шаге. Выразительность поз, пластика тел, портретность сил, многоцветие и энергия напоминают позднеримский портрет. Как и в катакомбных фресках – душевный подьем, дух содержания новый. Кон 5 в – баптистерий ариан, Равенна. Золотой фон вместо синего, одежды одинаковые, в основном булые, не оставляют вещественности. Все жестче, появляется схематизация. Силуэты более выразительны, единое красочное пятно, вспышка как небесное сияние, иной мир, иное состояние, плоскость. Получается передать чудо,ч то это – Рай, преображенная жизнь. 530е – Сен ВИтале, Равенна Кон5 – нач 6 – Константинополь – расцвет и подьем на момент правления Юстиниана. Задача – восстановление былого величия Рима, отвоевал Италию у остготов, отвоевал часть побережья с Африки, Испании. Закрыл Платонскую академию. Возводил крепости, мосты, дороги, города, благотворитель церквей. При Юстиниане – ранневизантийское искусство. С 6 века наступает зрелость. Новые принципы уже найдены, теперь они будут разрабатываться. Культура старая, насчитывает более 2 тыс лет. Не отделяют себя от этого наследия. Новая форма – центрический купольный храм. Живопись – абстракция, антропоморфность, Передача духовного смысла. 530 – Сен Витале, Равенна. Центрический храм, восьмигранник. Храм с куполом. Двуслойное пространство. Центр и обход. Сложные формы опоры в виде лепестков, купол словно раздвигается и разрастается. Мозаики в восточной части церкви. Спаситель восседает на небесной сфере, золотое небо. Христос дарует золотой венец мученику, а ему Экклесий подносит Храм. Супруга Феодора также подносит дары. Аналогия: царствие небесное, такое же царствие земное. Власть дарована Богом. Император прежде всего христианин и должен быть смиренным. Художественный язык, они похожи. Тела бестелесны. Портреты – все сильные духом, огромные широко раскрытые глаза. 6 в – Монастырь св Екатерины на Синае. Мозаика Преображения. Формула величия. Поза, разворот плеч, гордая осанка, остановленность, свет. В том, ка кложится свет есть иррациональная логика. Свет – основа всякой материи. 532-537 – Храм св Софии в Константинополе. Турки понастроили аналогичные мечети. Но смотреть лучше изнутри. Купол – высота 60 м. 20 этажный дом. Купол – 31 метр. Висит на огромной высоте, непонятно на чем держится. Одно поднимается из другого. Гениальная конструкция с инженерной точки зрения. Ничего нового, но совмещение. Купольная базилика (смешение) Прямоугольник, есть нефы, абсиды на конце. Центр – купол (место пребывания Бога), не просто стоит на 4 опорах, по поддерживается системой полусфер, которые передают идею раздвижения. Если распор не расчитать, то купола падают. Через систему полукуполов все передается на столбы. Изнутри не воспринимаются как столбы. Нет ощущения, кажется, просто огромное светлое пространство. Сплошное световое действие. Архитекторы Анфимий из Тралл, Исидор из Милета. Тогда же древнейшие из сохранившихся икон. В основном на Синае (там сухой климат, монастырь не разграблялся) Икона Христа Пантократора Икона – не портрет, символ. Соединение с первообразом, ступенька. Отличительные художественные особенности: стремится к неподвижности (для общения нужно отрешиться от лишнего и остановится), внутренняя готовность, пронзительный взгляд, схематизированное изображение лика и фигуры, пронзительные глаза, мягкость письма и большая мера жизнеподобия от античности, строгость. Некоторые считали, что нельзя изображать Кризис, иконоборчество 6 в – Константинополь, церковь св Ирины (перестроена в 8 веке) Ересь была преодолена, хотя у власти были иконоборцы. Считали, что можно изображать только крест. Но для архитектуры время плодотворное. Нужно было выработать более типовой стандартный вариант. Базилики отпали как слишком рациональные, сооружения роскошные были сложны для бедности и технического упадка. Крестово-купольный храм (были и в 5-6 вв). Но теперь он главный тип. Нач 8в – храм св Софии в Фессалониках. Центрическая планировка, квадрат. С восточной стороны алтарь, центр перекрыт куполом. Купол на 4 столбах. Столбы могут быть в углах или в центре. Ранний вариант – столбы, вдвинутые в углы. 4 точки образуют крест. Крест и круг – символ бесконечности. Паруса – сферические треугольники заполняют углы и помогают перейти от квадрата к куполу. Возникает единое цельное пространство. Главное – центр-купол. Выстраивается четкая иерархическая система с куполом, постепенно спускается. Перейдет на Кавказ, Россию, Италию. Именно этот тип доминирует после иконоборчества. Снова появляются иллюстрированые рукописи, иконы. Сер 9 - Хлудовская псалтырь с иллюстрациями. Восстанавливаются разрушенные изображения 876 - Богоматерь с младенцем, мозаика абсиды. Лиричность, одухотворенность, тонкое отношение к свету. Макидонский ренессанс Сер 10 – Парижская псалтырь. Тоже изображает Давида, но уже есть пейзаж, световоздушная среда и трехмерное пространство. Появляется персонификация (абстрактные понятия в виде людей) Уже к 11 веку снова воцаряется строгое искусство. Конец правления македонской династии – более христианское искусство 1030 - Монастырь Осиос Лукас. Кафоликон. Похож на софию в фессал. Роскошные мозаики, видимо мастера из Константинополи. Монастырь в честь подвижников, много аскетов, монахи в черной рясе. Богоматерь в черном, золотой фон. Строгость. Вернулись прежние художественные средства. Сер 11 – нач 13 – династия камнинов. Время равновесия между классической античностью и стремления к духовной сфере. Нежнейшая живопись. Кон 11 - Монастырь Дафни. Больше классического начала. Архангел Гавриил изображен в естественной позе, красивый разворот, через складки одежд передана естественность фигуры. Сочетает верность жизнеподобию, но находит средства одухотворить. Есть и лекгость, и бестелестность. Воздушность лишает фигры тяжести и материальности. 1 треть 12 – богоматерь Владимирская. Телесная красота, класическая гармония, глубокая одухотворенность. Лики сохранились, остальная часть иконы переписана. Инкаустика (техника), пигменты связаны воском Темпера - пигменты связаны несколько слоев друг на друга. Гладкая сияющая поверхность, светится из-за детсятков слоев. 12 в – более яркое и экспрессивное. Драматичное, с надрывом. 1164– церковь св Пантелеимона в Нерезе (Македония) Чувствительность и эмоциональность обычно для Византии нехарактерна. Нач 13 – момент крушения. 1208 – Монастырь Студеница (Сербия). Церковь успения Богородицы. Рождение спокойного стиля. 1204 – захвачен рыцарями, грабеж. До 1261 – перевороты, патриарх и император бежалив Никею. Разграбили все и пожгли. Художники бежали нашли приют во многих славянских странах (Сербия, Болгария) 1260-70е – св София Константинопольская. Деисус. Династия палеологов. Время резюмирования. Снова волна ренессанса, интерес к древнему прошлому, подражение античному искусству, общая для Европы тенденция, поворот к большему жизнеподобию. В Византии это даст искусству большую отвлеченность и приближенность к человеку. 1315-1321 – монастырь Кархие Джами (Хора). Константинополь. Пейзажные архитектурные формы. Детали, густой рассказ. Торжество обновленного внимания к человеку, личности. Трогательные сцены (родители ласкают маленькую Богородицу). Фрески схождения во Ад. Просветление, Пасха. Кон 14-нач 15 – быстрый упадок, Византия уже не восстановилась. Турки захватили в территории. Исихазм. Лидер – Григорий ПаламА (первая пол 14 века). Ушел в монастырь и практиковал безмолвную молитву. Должно ыбло привести к восприятию божественно благодати. Бог непостижим, но его благодать может быть дана человеку. Можно видеть в виде фаворского света. Это влияние на искусство. Феофан Грек у нас. 1378 - Фрески в Храме Спаса на Ильине. Феофан Грек. Новгород. Иконы строгие, монохромные, мазки конструирую материю из ничего. Образы из света, из ничего. Ряд икон обратный в это же время. 432 Христос Пантократор Эрмитаж. Темпера, скульптурность формы, многоцветность. Красота изнутри просвечена. Преображенная материя. Богоматерь Донская (возможно Феофан Грек) 14-15 – конец царства. Произведения исполнены просветленности, радостного света. Нарядно изукрашены, много цветов. Фрески яркие. Св Анастасия. Эрмитаж. 1426 – БМ Пантанассы, Мистра. Русь и Андрей Рублев