|
|
|
|
|
«Самый главный художник нашего века» — так назвал Яна ван Эйка его младший современник, итальянский гуманист Бартоломео Фацио. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский живописец и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. В 1422 году Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. С 1425 по 1429 год он был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго в Лилле. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Нередко Ян ван Эйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв. Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им — плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства. Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» — главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника. Андрей Рублёв родился в конце 60-х годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. По всей вероятности, в юности Андрей был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха. Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы. Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Джотто справедливо считают отцом европейской живописи, родоначальником реализма. Многочисленные ученики, последователи и подражатели прославленного мастера распространили его влияние на многие культурные центры Европы. Боккаччо считал, что он «по праву может быть назван одним из светочей флорентийской славы». «Живописцем, не только превосходным, но и прекрасным, слава которого среди художников велика», — называл его Петрарка. Джотто ди Бондоне родился в округе Веспиньяно, неподалеку от Флоренции, вероятно в 1267 году, поскольку известно, что умер в 1337 году в возрасте семидесяти лет. Согласно Вазари, Джотто был сыном хлебопашца. Он же рассказывает такую историю. Однажды прославленный в те времена живописец Чимабуэ, идя по дороге из Флоренции в Веспиньяно, увидел пасшего стада мальчика, который рисовал на гладком камне овцу. Чимабуэ взял его к себе в ученики, и вскоре ученик превзошел учителя. Анонимный комментатор «Божественной комедии» XIV века утверждает, что Джотто был отдан обучаться ткацкому ремеслу, но убежал из мастерской ремесленника в мастерскую художника. Вместе с Чимабуэ Джотто, должно быть, впервые попал в Рим около 1280 года, а затем побывал в Ассизи. По-видимому, в конце 80-х годов молодой художник женился на Джунта ди Лапо дель Пела, от которой имел четырех дочерей и четырех сыновей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наивысшего расцвета китайская средневековая культура достигла в VII–XIII веках во времена образования двух крупных государств — Тан (618–907) и Сун (960–1279). А высшим достижением искусства стала живопись, охватившая многообразный круг жизненных явлений, отразившая преклонение людей перед красотой природы. Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651–716), Ли Чжаодао (670–730) и Ван Вэй (699–759). «Их творчество показывает, насколько разнообразными были пути пейзажной живописи, — пишет Н.А. Виноградова. — Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, которая делает картину похожей на драгоценность. Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и тихой. Его картины были так поэтичны, что современники говорили: "Его стихи — картина, его картины — стих"». Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гварди Франческо Guardi Francesco (1712–1793) ГВА́РДИ Франческо (полн. Франческо Лаццаро Гварди или Гуарди, Guardi) (крещен 5 октября 1712, Венеция — 1 января 1793, там же), итальянский живописец. Сын живописца Доменико Гварди и младший брат известного художника Джованни Антонио Гварди (1699-1760), руководившего мастерской отца, Франческо всю жизнь провел в Венеции. Здесь в начале 18 в. обосновалась семья Гварди и родились его сестра Мария Цецилия, вышедшая замуж в 1719 за Дж. Б. Тьеполо, и его младший брат Никколо (1715-1786), тоже сотрудничавший с братьями в мастерской. Отец Гварди был родом из селения Мастеллина в Валь ди Соле в области Трентино. В 1690 семья переехала в Вену, где сначала он учился в частной школе художника П. Штруделя. До 1760 Джованни Антонио руководил большой мастерской и пользовался авторитетом в художественных кругах, став в 1756 членом Академии. Его мастерская выполняла большие заказы — алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображением цветов в манере венских живописцев. Известно, что в мастерской Дж. А. Гварди выполнялись копии с полотен Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, А. Бассано, С. Риччи, Д. Фетти, Ш. Маффеи, портретов современных французских художников. В 1730-1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками, М. фон Шулентурга, участника войны с турками. Дж. А. Гварди писал парадные портреты фельдмаршала, любителя венецианской живописи 16-17 столетий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гварди Джованни Антонио Guardi Giovanni Antonio (1698-1760) Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Обучался у своего отца — Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя в Вене, куда в 1690 переехала семья. В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья — Франческо и Никколо (1715—1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио. Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, что Джованни Антонио унаследовал от отца. Однако в его творчестве очевидно влияние Дж. Б. Пьяццетты и С. Риччи. В Венеции Джованни Антонио посещал мастерскую К. Лотта и брал уроки у декоратора М. Альмонте. В 1756 стал членом Академии художеств Венеции. Мастерская Дж. А. Гварди выполняла большие заказы: алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображениями цветов в манере венских живописцев. Значительная часть заказов была связана с написанием копий с произведений известных венецианских мастеров, которые пользовались большим спросом. Известно, что в мастерской Дж. А. Гварди выполнялись копии с произведений Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, Я. Бассано, С. Риччи, Д. Фетти, Ш. Маффеи, с портретов современных французских художников. В 1730—1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками М. фон Шуленбурга, участника войны с турками. Джованни Антонио исполнил для него парадные портреты самого фельдмаршала, членов царствующих домов Европы, а также написал три полотна (1742—1743) на сюжеты из жизни турок. Возможно, в этих работах принимал участие Ф. Гварди, на что указывает различие в манере исполнения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гаулли Джованни Батиста Gaulli Giovanni Battista (1639-1709) Итальянский живописец, по прозвищу Бачиччо (Baciccio), представитель искусства барокко. С 1657 года работал в Риме, возможно, в студии пейзажиста Гаспара Дюге-Пуссена. После близкого знакомства с Бернини, пользовавшегося влиянием при папском дворе, получил несколько крупных заказов, написал портреты семи пап. Портреты Гаулли отвечали общей линии развития барочного искусства, в частности, парадного образа. Пышные драпировки, сочный, горячий колорит, скрытое эмоциональное напряжение призваны создавать величавый и недоступный образ человека (портреты пап Александра VII и Климента IX, галерея Сан Лука, Рим; «Портрет Бернини», Национальная галерея, Рим). Живопись Гаулли, отличающаяся как виртуозностью и декоративной роскошью, так и преувеличенной аффектацией образов, явилась программным выражением искусства эпохи Контрреформации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Галле Луи Gallait Louis (1810 — 1887) Галле, Луи (Louis Gallait;9 мая 1810,Турне, Эно, Бельгия - 20 ноября 1887, Брюссель) - главный основатель бельгийской исторической живописи и вообще один из самых крупных исторических живописцев новейшего времени; родился в 1810 г. от очень бедных родителей, которые, несмотря на выказанные им с детства артистические способности, пустили его по юридической дороге. Однако влечение к искусству было в нем столь сильно, что он, уже будучи адвокатом, бросил эту профессию, решил посвятить себя живописи и поступил в ученики Академии художеств своего родного города. Тогдашний директор этого заведения, Геннекен, был ярый последователь школы Давида; но это не помешало ему оценить самобытный талант Галле и способствовать его самобытному развитию. В 1831 г. молодой художник выставил первую свою серьезную картину, написанную еще совсем в академическом стиле, на тему: "Воздадите Кесареву Кесарево, а Богу Богово", и хотя получил за эту работу первостепенную награду, однако завистники распространили слух, что она исполнена не его, а чужими руками. Тогда Геннекен посоветовал своему ученику, во избежание неблагоприятных для него толков, перебраться в Антверпен. Здесь, после прилежного изучения и копирования шедевров Рубенса и Ван Дейка, Галле исполнил, в 1833 г., картину: "Христос исцеляет слепца" (находится в соборе Турнэ) и с ее продажи приобрел средства для поездки в Париж. Прибыв туда весною 1834 г., он принялся усердно копировать картины великих мастеров в Луврском музее, делать этюды с натуры, рисовать и писать собственные композиции. К первой поре его парижских занятий относится картина: "Герцог Альба в Нидерландах". Вскоре общность художественных взглядов и стремлений сблизила Г. с П. Деларошем, преобразователем французской исторической живописи, и с той поры, поддерживаемый и поощряемый своим новым другом, Г. пошел от ycпеxa к успеху. "Иов и его друзья", "Мишель Монтань у Тассо в темнице", "Битва под Монкаселем, при Людовике XIV" (находится в Версальском историческом музее), "Покорение Антиохии Готфридом Бульонским" - каждая из этих картин, следовавших одна за другою, увеличивала известность Г. Но громкую всесветную славу приобрел он тогда, когда окончил, в 1841 г., заказанную ему бельгийским правительством картину: "Отречение Карла V от престола" (находится в Брюссельском музее).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гадди Таддео (Gaddi Taddeo) (1290-1366)
Итальянский художник флорентийской школы живописи и отец известного художника Аньоло Гадди (1350-1396). Таддео Гадди учился у своего отца, художника Гаддо Гадди, позднее работал у Джотто ди Бондоне. Гадди был крестником Джотто и, став его ближайшим учеником, проработал в мастерской своего учителя 24 года. Влияние Джотто сказывается в светлой чистой палитре художника и его вкусе к изображению массивных фигур. Особенно удавалось Таддео Гадди исполнение сюжетных композиций, чью привлекательность составляло умение мастера занимательно развернуть рассказ, используя множество выразительных деталей. Приблизительно с 1330 года Таддео Гадди стал самостоятельным художником во Флоренции. Гадди превзошел своего учителя Джотто ди Бондоне по живости изображений, но не по изяществу колорита. Рисунки художника бывали довольно небрежны и грубы. Главное произведение Таддео Гадди — «Житие Мадонны» в капелле Барончелли во флорентийской базилике Санта-Кроче. Кроме него заслуживают упоминания триптих «Мадонна на троне» (Берлин), «Вечеря» в Санта-Кроче, «Мадонна со святыми» в церкви Санта-Тринита во Флоренции, триптих «Мадонна со святыми» (1366, Неаполь), фрески со сценами из жития святого Франциска в церкви Сан-Франческо (1342, Пиза).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гаварни Поль (Gavarni Paul) (1804–1866)
Родился 13 января 1804 году в Париже. Его настоящее имя – Ипполит Сюльпис Гийом Шевалье (Hippolyte Sulpice Guillaume Chevalier). Псевдоним происходит от названия деревушки в Пиренеях, где художник работал в молодости.
|
|
|
|
|
|
|