Навигация
Обмен ссылками

 

Боевое искусство. лекарство от страха.

автор: jatusia1992
Страх потери физической целостности и благополучия так же, как потери социального статуса заложены в нашу биологическую машину. Эта эмоция связана с подсознательным уровнем нашей психики, возникшем на базе первичного, неразвитого сознания и называется инстинктом самосохранения.
Человеком движут три основных инстинкта — это сексуальный инстинкт, инстинкт власти и инстинкт самосохранения. Используя эти инстинкты, можно подчинить себе волю человека и манипулировать им. Однако, также можно с их помощью стимулировать себя на достижение больших целей Разложили этапы процесса по зонам ответственности – и вышли на категорию ценного конечного продукта.
Это иное понимание продаж: «Бизнес – это всегда равноценный обмен.
Главная ошибка – недостаточная ценность. Недостаточная прибыль – это второстепенно». Копнули еще один пласт – продвижение и управление брендом. «Пока не создано понимание, нет смысла говорить о деньгах», – отметил тренер и переключил нас на технологии управления вниманием клиентов. «Современный мир сильно распыляет внимание, а ваша задача его концентрировать», на это есть техники.
Все услышанное нами можно было бы изучать отдельными блоками на всевозможных курсах MBA.
Однако основным моментом через все два дня обучения прошла организационная схема. Она дает четкое распределение функций между людьми и задач в рамках процессов.
Это как знание нот – их всего семь, но их знание и владение ими открывает возможности эффективной импровизации.
Таким образом, мы определились, что имеем дело с нашим внутренним «демоном» перед лицом врага или опасности. Это уже полдела! Мы признали правомерность такой эмоции, как страх, а не спрятались за браваду героя-победителя. Теперь необходимо разобраться с её природой и найти возможные пути изгнания нашего внутреннего врага, ибо страх сковывает наше тело, делает нашу технику однообразной, подталкивает совершать одну ошибку за другой, а достигнув состояния аффекта, страх крадёт нашу душу. Тогда разум (осознанные действия) исчезает, и поведение с этого момента определяется стереотипами, заложенными в протокол инстинкта самосохранения. Человек начинает дрожать, визжать, плакать, смеяться; у него трясутся руки, ноги подкашиваются, дыхание перехватывает. «Аварийное поведение» толкает беднягу мчаться со всех ног неизвестно куда, валиться на землю замертво или тупо стоять, уставившись в одну точку. Подобное неконтролируемое, бессознательное поведение классифицируется тремя психическими состояниями: 1)  ажитация — выражается в желании убежать, спрятаться от источника угрозы, 2)  сумеречное состояние — проявляется в бесконтрольной ярости и агрессии, 3)  ступор — выражается в полном или частичном оцепенении.
Научившись контролировать отрицательные (астенические) эмоции в момент опасности, мы имеем шанс на пресечение агрессии даже перед лицом сильного противника. Эмоциональный спектр человека очень широк: от крайнего ужаса и горя до умиротворённости, эйфории и полной внутренней сбалансированности.
Графически шкалу эмоциональной жизни человека можно представить в виде «Розы эмоций» со всеми градациями и оттенками. В психологии выделяют валентные пары «базовых» эмоций, каждая из которых имеет свою противоположность.Как мы видим, антиподом страха является злость. Я бы добавил, холодная злость. Если страх отнимает энергию, ослабляет душевные и физические качества бойца, то холодная злость сродни отваге, располагает к внутреннему подъёму, уверенности и осознанной волевой и физической активности. Стало быть, необходимо найти механизм переключения ответной реакции, вызываемой инстинктом самосохранения на угрозу, с отрицательной (астенической) на положительную (стеническую). Умение найти правильные методики такого переключения, разработать рекомендации и научить преподавателей и их подопечных практическому освоению методов, является целью молодого направления в спорте «Психопедагогики». К счастью, для истинно ищущих, культурное наследие в странах Востока, уже содержит достаточно эффективные подобные методики. Так что, с моей точки зрения, вместо «изобретения велосипеда», учёным в спорте стоило бы переориентировать свои усилия и сконцентрироваться на изучении и развитии уже существующего багажа. Полагаю, для этого понадобится глубокое понимание метафорической лингвистики старых текстов и знаний материи философско-религиозных учений в историческом контексте, чтобы понять их смысл. Только после этого можно заняться интерпретацией, говорить о физиологии, биодинамике и психологии на языке, принятом в западном Мире.
Человек может испугаться при виде направленного на него оружия — это вызовет кратковременный страх. В то же самое время, например, часто приходящим мыслям о неизбежной смерти может сопутствовать хронический страх, длительное время не оставляющий человека в покое. Регуляция обоих эмоциональных состояний, к счастью, имеет одинаковый механизм, так как корни обоих лежат в идентичном ощущении угрозы существования, спрятанном в инстинкте, на подсознательном уровне. Мы не можем изменить эволюционного багажа, унаследованного нами в виде инстинктов. Однако, мы способны сознательно контролировать и видоизменять рефлекторные реакции и эмоциональные состояния, в которых они выражаются.
Одна из них — страх, и он победим! Для адепта боевого искусства это означает необходимость решения двух принципиально различных задач, ведущих к одной цели: 1)  устранению страха перед смертью, как ответной реакции на угрозу существования, 2)  обучению вести бой без активного участия сознания (на «автопилоте»).
Решение первого пункта лежит в практике программирования своей психики через ряд установок. Прежде всего, необходимо заменить приоритет личностных ценностей. Собственная жизнь не должна быть единственно важным, доминирующим фактором на вашей шкале. Принять такое решение далеко не просто для западного человека. Зачастую, невозможно прийти к такому решению осознанным, логическим путём. Выход находится в замене данной концепции «уникальности» вашей жизни на иную близкую вам идею. Таковой может стать: преданность религиозным ценностям, самоуважение, долг перед детьми и семьёйидея социальной или общественной справедливости, верность, любовь к близкому. Каждый способен найти что-то святое в душе, переступить через которое не может даже перед угрозой уничтожения. Самопрограммирование, вероятно, наиболее доступный инструмент в работе с нивелированием страха смерти. Заметьте, мы не говорим о мифической сказке трансформации сознания под чарами и завываниями шамана или жреца. Также мы обходим стороной возможность манипулятивного вторжения в наш мозг профессионального психолога. Самопрограммирование подразумевает самостоятельное, целенаправленное и систематическое желание упорядочить своё мировозрение. В его контексте должна присутствовать концепция или доктрина, которая оправдывала бы самопожертвование. Если человек знает и несёт в себе уверенность, что есть вещи (идеи) дороже жизни, смерть более не вызывает страха. Не аналогично ли это программированию, снимающему страх перед смертью, во многих религиозных течениях, прокламирующих жизнь после смерти и объединение с Всевышним?Путь самопрограммирования заключается в переводе желаемых установок, идей с сознательного уровня на уровень бессознательный. Т. е., взамен нормальному эволюционному рефлексу создаётся прямопротивоположная, осознанная, необходимая нам реакция (поведение). На угрозу уничтожения (внешний стимул), срабатывающий бессознательный рефлекс самосохранения вырабатывает вместо страха состояние хладнокровной злости, выражающейся в уверенности и готовности к адекватным действиям (поведение).Первый шаг кодировки поведения заключается в составлении ясного, чёткого набора команд для программирования нашей психики. Такой пакет должен быть коротким (легко усваиваемым), ясным и выраженным в исключительно позитивной (положительной) форме.
В зависимости от предрасположенности вашей психики к усвоению материала, команды могут быть вербальным или записанным в виде текста. Для того чтобы программирование начало давать результаты, выбранные установки надо не просто выучить, как стихотворение, а вжиться в них, думать о них, сопереживать, короче перенести на уровень подсознания.
Кратковременный страх, возникающий перед или в момент ведения боя, возможно погасить, как было замечено выше, путём «отключения», а правильнее сказать, «переключения» сознания с объекта или субъекта угрозы на выполнение конкретных целей или задач. Оккупированное, отвлечённое сознание «не видит» угрозы уничтожения и, соответственно, человек не боится. Высвобождается путь для работы подсознательного уровня психики, направленной на решение сложившейся ситуации без участия аналитического аппарата.
Ярким примером использования методик психопрограммирования являются школы Кунг Фу, базирующиеся на повадках животных. Адепты в них вживаются в образ выбранного зверя не только с целью подражания боево-го поведения, но и для того, чтобы устранить барьер страха и сражаться на «автопилоте». Для этого они пользуются двумя методами: самопрограммированием и медитационной практикой. На первых порах переход в изменённое состояние сознания может занимать существенное время. Однако, на определённом уровне тренинга, для входа в «образ» человеку достаточно использовать только триггер — запуск. Процесс сворачивается во времени и преображение происходит в очень короткое время. Стартовым механизмом может быть образ, слово или фраза, физическое действие (например, сжатие кулаков), глубокий вдох и выдох, боевой крик.
Странное это стремление — убрать сознательные действия в бою.
Казалось бы, именно в такой критической ситуации нужно трезвое осознанное мышление! Вот здесь, как говорят: «и собака зарыта»! Адепту не предлагают отказаться от процесса переработки наружной (приходящей из окружающей среды) и внутренней (своего тела) информации, чем, в конечном счёте, и является мышление. Его приучают к сознательному манипулированию своим сознанием. На период боя, бойцу выгодно откинуть в сторону «человеческую» составляющую мышления, оставив заботу о самосохранении в руках «животной» его части.
Сложность и скоротечность ведения боя характеризуется разнообразием типов мыслительных задач, механизмов их решения, и, соответственно, видов мышления.
По содержанию, в психологии принято различать три вида мышления: наглядно-действенное, нагляднообразное и абстрактное.
1. Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта, будь то собственное тело или окружающие предметы.
2. Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Оно позволяет наиболее полно воссоздавать всё многообразие различных фактических характеристик предмета. В отличии от наглядно-действенного, в нагляднообразном мышлении преобразование происходит лишь в образном плане — мы мысленно проделываем то, что делалось с помощью, реального действия. Этот тип основан на эмоциональном, чувственном восприятии явлений и предметов.
3. Особенностью абстрактного-логического (словесно-логического), понятийного мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Именно оно отличает человека от животного, так как базируется на причинно-следственных связях. Оно использует информацию предыдущего опыта, прогнозирует будущее, выделяет (осознаёт) человека, как личность.
Очевидно, что два первых вида мышления наиболее полезны для процесса ведения боя. Кстати, они относятся к начальной, «животной» части ещё не развитой психики, которая в последующем послужила базой для появления психики человека. Абстрактно-логический аппарат — прерогатива «человеческой» психики, в бою скорее, будет мешать, чем помогать. Такое заключение можно сделать опираясь на факты о скорости переработки информации человеческим мозгом. На уровне абстрактно-логического мышления человек успевает обработать 100 единиц информации в секунду. В тоже время, наглядно-образное и сенсомоторная переработки достигают десяти миллионов единиц в секунду. Этот факт объясняет мистические, сверхчеловеческие способности Мастеров Кунг Фу, когда любая агрессия пресекается эффективными, адекватными действиями, как будто Мастер предвидит каждый последующий ход противника. Никакой мистики! Мастер владеет техникой манипулирования своей собственной психики. Его ум, стряхнувший с себя оковы разума, запускает в бою адекватные двигательные программы практически мгновенно. Он атакует и защищается раньше, чем сам успевает подумать об этом.
Разумеется, что выбор таких двигательных программ ограничен тем набором, который был «закодирован» в психике бойца в процессе длительной практики. Банально, но это аксиома: Мастерами не рождаются, ими становятся. После сканирования-распознавания в целом сложившейся боевой ситуации, человек способен реализовать к действию только то, что уже было заложено ранее, то есть «двигательные клише, заготовки, прототипы» доведённые до состояния навыка а процессе практики. Поражающее не осведомлённого, удивительное поведение Мастера в бою можно назвать: беспонятийным, интуитивным, изменённым состоянием сознания. Однако, за пеленой мистерии стоят объяснимые процессы и факты. Секрет заключается во вдумчивой, целенаправленной работе. Леденящий душу страх в бою победим! Психотехника боя способна решить данную проблему.
Однако это тема отдельного большого разговора.


 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Авторизация
Топ новостей